Бушманов: «Молодые реагируют на каждое написанное слово»
Вторая часть эксклюзивного интервью главного тренера «Спартака-2» Евгения Бушманова.
- В «Спартаке-2» в 23 турах (разговор состоялся после 23 тура ФНЛ – прим. EF) играло четыре вратаря. Почему так получилось?
- Сезон начинал Песьяков. Сергей играл за нас, но тренировался с первой командой. Сейчас у него в «Анжи» непростой период, но я уверен, что он – вратарь уровня Премьер-Лиги. Благодаря ему мы в прошлом году выиграли первенство ПФЛ. Начало этого сезона он провёл так же уверенно и дал команде надёжность. Насчет того, что он ушел – он заслужил играть в Премьер-Лиге. Когда «Анжи» на выезде обыграл «Спартак», это была во многом его заслуга.
Для нас уход Песьякова стал потерей. В воротах стал играть Миша Филиппов, у которого на первых порах случались ошибки, приведшие к потере очков. Но потом вчерашний дублёр стал расти и выдал несколько игр, в которых выручил, и мы взяли очки. Сейчас Филиппов очень сильно поднялся относительно первых матчей. Ещё наберётся уверенности и будет хороший вратарь, который, возможно, дорастёт до основы «Спартака».
- Есть ли сейчас кто-нибудь из молодых, кто отличается уверенностью, кого не требуется лишний раз настраивать?
- Я бы говорил о Кутепове. Когда он не играет в «Спартаке-2», это ощущается. Хотя принято говорить, что Пуцко – лидер команды, но, на мой взгляд, лидер на поле именно Илья. Пуцко - более компанейский парень. Он отважно бьётся, когда выходит на игру. Но стержень и характер больше чувствуются в Кутепове.
У Кротова всегда присутствовало желание сражаться и выигрывать. Неслучайно его именно выкупили, а не взяли в аренду. Такие игроки везде нужны, и везде они будут играть.
Есть Зуев. Вроде бы щупленький парень, но характер – будь здоров! Игрок развивается в правильном направлении, и я уверен, что у него всё получится. Он заиграет.
Мелкадзе – самый молодой из нашей команды. Боец, которых еще поискать. Может быть, он не особо многословен. Когда его вызываешь для беседы, очень сложно бывает что-то вытянуть.
Давыдов из этого поколения – самый талантливый. Мы стараемся ему помогать, направлять его. Безусловно, от него многое зависит. Я надеюсь, что он пробьётся и заиграет в полную силу. Сейчас так он пока не играет.
- К нему приковано много внимания. Это мешает?
- Естественно, это влияет на его игру. Если ты талантлив, находишься в «Спартаке», тебя приглашает Капелло, волей-неволей начинаешь выделять себя.
Я видел много молодых игроков. Помню, как начинал Кокорин. В первый раз я увидел, когда ему было 11 лет. Я только-только закончил карьеру и поступил в ВШТ. Мой старший сын занимался футболом в ФШМ в «Лужниках». Я приехал к нему на тренировку и проходил мимо поля, где играла школа «Локомотива» с ФШМ. На поле выделялся только один игрок из 22. Я остановился и стал смотреть. «Железнодорожники» выиграли, а будущая звезда «Динамо» отдал два и ещё три забил. Он брал мяч и играл. Для меня это было потрясением. Я отметил его талант, узнал фамилию и принялся следить за карьерой подростка. Сейчас Кокорин не реализовывает свой талант. О причинах этого могу только догадываться. Вполне возможно, ему пора уезжать.
Наш футбол очень закрытый, с постоянным страхом проиграть. Это давит. Неслучайно легионеры, которые к нам приезжают, выстреливают только в первые полгода, а потом начинают сдавать. Сейчас, может быть, ситуация несколько изменилась, хотя и у Халка был спад, но сейчас он опять набирает форму. Дай бог, чтобы игроки в нашем чемпионате росли. Может быть, и Кокорин вырастет. Я видел, как он понимает игру.
То же самое можно сказать и о Давыдове. Я видел, как он может играть и сейчас ломаю голову, как сделать так, чтобы он показывал свои возможности в Премьер-Лиге. Такими игроками нельзя разбрасываться – это потенциал российского футбола.
Я очень надеюсь, что он вырастет в того игрока, в которого он может и просто обязан вырасти. В личных беседах я всегда говорю ему об этом. Понятно, что на него со всех сторон оказывается большое давление, и такие вещи, как контракт, деньги, пресса, мнение болельщиков – всё это несомненно влияет на футболиста, но нужно уметь выдерживать и справляться с этим.
Один говорит, что ты слабый, другой, что ты спекся - ни в коем случае не стоит поддаваться этому. «Всегда верь в себя. Я знаю, что ты можешь. И ты должен это знать, в первую очередь. Ты играешь, а не я. Посмотри на Промеса. И у него бывают плохие матчи, но он в себя верит, и, значит, он - лучший, он - в порядке». Промес не боится говорить, что он лучший, и его все выделяют. Независимо от того, выиграл «Спартак» или проиграл, выполнил установку на матч или нет, его игру отметят всегда. Вот у кого стоит учиться. Это не значит, что нужно быть каким-то «пижоном». Не об этом речь. Речь о том, что в себя нужно верить.
- Неприятная история, связанная с увольнением Дмитрия Хомухи: Геннадий Орлов сообщил, что в молодежной сборной сейчас есть «динамовская шайка» и Давыдов. А сам Хомуха заявил, что у футболистов пропала мотивация выступать за молодежную сборную.
- Я в это не верю и убежден, что это не так. И динамовские ребята, и тот же Давыдов хотят играть за сборную, хотят выигрывать и готовы сражаться за честь страны. Я убежден в этом на 100%. Также, на мой взгляд, не совсем правильно перекладывать ответственность за результат на конкретных футболистов. Всегда выигрывает и проигрывает команда. Все вместе.
- Каковы перспективы молодого вратаря Антона Митрюшкина, который блистал в прошлом году на юношеском чемпионате мира? У него этим летом заканчивается контракт, стоит ли Антону рассматривать зарубежный клуб для продолжения карьеры?
- Антон Митрюшкин, однозначно, талантливый и перспективный вратарь. Стоит понимать, что переход из молодежного футбола во взрослый – очень сложный и важный процесс. Тренеры и руководители клубов должны очень тонко чувствовать, в какой момент перевести и как это сделать. Учитывается множество факторов. У молодых игроков психика еще не устойчивая. Они реагируют на любое написанное или сказанное слово, тем более, если оно сказано каким-то авторитетом для них. Для Антона это важно вдвойне просто потому, что он вратарь. Тебя могут мгновенно вознести до небес, заявлять, что ты готовый вратарь для первой команды, для Премьер-лиги, но футболист подобное может воспринять неправильно и после нескольких неудачных матчей уйти в тень. У Антона сильный характер, чтобы выдержать это давление.
По поводу его возможного отъезда в заграничный клуб решать, безусловно, только Антону. Ему полезно играть на взрослом уровне. Пока на взрослом уровне он практически не играл. Он сыграл за первую команду четыре матча, и если тупо взять статистику, то она плохая.
Не стоит путать такие понятия, как перспектива и готовность играть. У Антона перспектива есть, но готов ли он сейчас играть в первой команде? На мой взгляд, нет. Ему нужно стать сильнее, стабильно играть на взрослом уровне. Чтобы играть на взрослом уровне, необходимо выиграть конкуренцию. По-другому не бывает ни в жизни, ни в спорте – добивается поставленных целей тот человек, который сильнее.
По поводу молодых игроков Леонид Слуцкий неоднократно высказывался, и я разделяю его мнение. У него часто спрашивают о Чернове, Головине и других футболистах ЦСКА, он всегда отвечает: «Ребята, спокойней. Все идет поступательно. Мы видим молодых игроков каждый день, смотрим внимательно за ними. Мы их ведем». Слуцкий - опытный тренер, он сам прекрасно знает, когда пора подпускать игроков к первой команде. И такая зрелая оценка должна присутствовать не только у тренеров, но и у журналистов. Все должно быть аргументировано, будь это похвала или критика. Везде должен быть баланс. Всегда должна быть трезвая, адекватная оценка. В таком случае от нее выигрывают все, в том числе и молодые футболисты, которые будут продолжать расти и объективно смотреть на вещи.
- Сказанная фраза Леонидом Федуном о Давыдове, что он «наш Месси», это плюс или минус для Дениса? Он обращает внимание на это?
- Понятно, что когда Леонид Арнольдович говорил эту фразу, он хотел помочь и вселить дополнительную уверенность в Давыдова. Поможет ли она ему, покажет только время. Слуцкого тоже сравнивали с Моуринью, а вот помогло ли ему это сравнение… Думаю, да.
- В этом сезоне Константин Савичев и Владимир Зубарев чаще всех уходили на замену: 15 и 12 раз соответственно. Это связано с какими-то тактическими перестроениями? Может быть, им не хватает физики или это просто стечение обстоятельств?
- Конкретно одной причины нет. В «Спартаке–2» Савичев в большей степени играет справа, Зуев - слева. Зуева меняем реже, потому что вижу, что он может играть все 90 минут, сохранять высокий темп и быть максимально эффективным. Савичев склонен к перепадам в своей игре. У него немножко другой организм. Да, он более взрывной, чем Зуев, но и устает он быстрее. Поэтому его меняем чаще.
С Володей Зубаревым примерно такая же ситуация. Он игрок немаленький, много двигается на высоких скоростях и, конечно, устает. Бывает, не хватает его на всю игру.
- Что вы можете сказать об игроке Александре Козлове, который уже очень давно известен спартаковским болельщикам? В нынешнем сезоне он сыграл 11 матчей за «Спартак–2», но во всех вышел на замену.
- В свое время Козлов был одним из самых талантливых и перспективных в молодежке, в своем возрасте так это уж точно. Безусловно, на его карьеру повлияла тяжелейшая травма, которую он получил позапрошлой зимой. Колено у него полностью разлетелось, были порваны все связки. Тяжело играть после таких серьезных травм, и Александр до сих пор еще полностью не восстановился. Главное преимущество Козлова – взрывная скорость. Колено, естественно, мешает сейчас играть в полную силу. Дай Бог, чтобы он полностью восстановился.
- По какой схеме играет «Спартак–2» и зависит ли она от игры первой команды? Также интересно узнать, взаимодействуете ли вы непосредственно с тренерским штабом Дмитрия Аленичева?
- Видимся и общаемся на базе каждый день. Взаимодействие, безусловно есть. Штаб Аленичева пристально следит за выступлениями второй команды, что конечно, не может не радовать.
Что касается игровых схем, то раньше молодежная команда, «Спартак–2» и первая команда играли по схеме 4-2-3-1. И в академии «Спартака» наигрывают именно эту схему. На сегодняшний день мы, дубль и академия продолжают играть по этой схеме. Так было на момент основания второй команды. Есть это и сейчас. Со временем, первая команда стала пробовать другие варианты, наигрывать другие схемы: 4-3-3, 3-5-2. У каждого тренера свой подход, каждый видит игру по-своему.
Но вот взять к примеру «Барселону». В ней все повязано на одной схеме. Ее наигрывают еще в юном возрасте, в академиях. Потом юный футболист переходит в молодежный футбол, а, затем, во взрослый. Каждый футболист знает, что ему делать, куда бежать, как открываться. Все это отточено и заложено в игроках с самого детства.
Нам в «Спартаке–2» экспериментировать никто не запрещает. Тут вопрос в другом, с какой целью. Мне схема 4-2-3-1 нравится. Я знаю, как с ней работать, знаю как должны действовать футболисты. Если вместо одних игроков я поставлю других, они будут играть по знакомой схеме, и от этого игра не ломается. Игра смотрится. Система игры, стиль игры – все сохраняется.
- Уходящий год для вас и ваших подопечных был очень насыщенным: «Спартак–2» начинал в ПФЛ, а заканчивал год в ФНЛ. В целом, подводя итоги года, как бы вы оценили этот отрезок?
- Несомненно, команда «Спартак–2» сильно прибавила, и каждый футболист в отдельности сделал огромный шаг вперед. Ребята очень уверенно играют в ФНЛ, и чувствуется, что, начиная с весны они играют с ощущением собственной силы, скажем так. Появилась уверенность в себе, в своих действиях и в команде. Многие футболисты понимают, что этот уровень они перерастают и перерастут однозначно. Могу только поздравить ребят с тем, как они работают, как доверяют мне, и я, в свою очередь, доверяю им, и мы вместе видим результат этой работы.
С Евгением Бушмановым разговаривали Артём Зибрак и Станислав Бутенко
Про журналюх очень верно подмечено. Желтухи и псевдоанализа невероятно много стало.
В целом отличное интервью! Спасибо!
Про журналюх очень верно подмечено. Желтухи и псевдоанализа невероятно много стало.
В целом отличное интервью! Спасибо!