12 мин.

По кускам

Уже многие годы каждый мой день крепко завязан на «Ливерпуле». Я давным-давно стараюсь не упускать ничего, что так или иначе связано с ним, и провожу, возможно, бóльшую часть своего времени за чтением новостей клуба и материалов по его истории. Думаю, что я вполне могу сказать о себе, что я живу «Ливерпулем» — он составляет важную часть моей жизни, которую я когда-то приобрёл и вовсе не хочу терять.

Я помню, как клуб переживал тяжёлые времена и как добивался успехов, но подобного тому, что происходит сейчас, на моей памяти ещё не было. Я вполне допускаю, что впервые в своей истории моя команда оказалась в столь критичной ситуации, когда её, того гляди, вот-вот растащат по кускам...

Наш клуб находится в заднице. Да-да, вы не ошиблись, я действительно написал «в заднице» и действительно думаю, что это максимально точное определение для сложившегося положения. Как мне представляется, впервые под угрозу поставлен не только рост и прогресс команды, но и само существования клуба как футбольного и общественного института мирового масштаба. Сейчас «Ливерпуль» находится на грани того, чтобы повторить судьбу «Лидса» или «Ньюкасла», или, если повезёт, превратиться в подобие «Эвертона» — клуба с яркой историей, блеклым настоящим и беспросветным будущим.

Этот кризис напрямую связан с именами двух американских владельцев команды — Тома Хикса и Джорджа Жиллета-младшего, а также тех двоих, кто передал им клуб — прежнего президента (и главного акционера) «Ливерпуля» Дэвида Мурса и исполнительного директора клуба Рика Пэрри. Я даже не знаю, чья вина в сложившейся ситуации больше — тех, кто купил клуб, или тех, кто им его продал.

То, что американцы ведут нас к краху, стало понятно давно. Во-первых, они сразу же после покупки нарушили обещание не перекладывать собственный долг, взятый на покупку «Ливерпуля», на клуб. Во-вторых, они довольно быстро охладели к идее о том, что «красным» следует тратить деньги на трансферы, необходимые для того, чтобы клуб мог соперничать со своими конкурентами за титул чемпиона Англии. В-третьих, они показали себя людьми, которые совершенно не разбираются в футболе и не понимают, как функционирует футбольный клуб. В-четвёртых, совсем вскоре стало очевидно, что они не намерены соблюдать те этические нормы, которые существовали в клубе десятилетиями.

Первым «звоночком» стало столкновение с главным тренером клуба Рафаэлем Бенитесом по поводу грядущих трансферов. Летом 2007 года «Ливерпуль» потратил серьёзные деньги на игроков, купив Фернандо Торреса, Йосси Бенаюна, Райана Бабела и Лукаса Лейву, на которых было израсходовано свыше 40 миллионов фунтов (из них 20 миллионов клуб получил от продажи своих игроков). Однако, этого Бенитесу было недостаточно, и он в одном из своих интервью той осенью пожаловался на то, что клубу нужны ещё футболисты.

Реакция боссов клуба была незамедлительной — Бенитесу указали на то, что он должен сосредоточиться на том, чтобы тренировать имеющихся в его распоряжении игроков, и в своём следующем интервью, после матча с «Ньюкаслом» в ноябре 2007 года, Бенитес на все вопросы журналистов отвечал только одно: «Как всегда я сосредоточен на том, чтобы тренировать свою команду». Я прекрасно помню, как я сидел в пабе в Риге, где я задержался по пути в Питер, и в полном недоумении и шоке смотрел пресс-конференцию Рафы по Sky Sports. К сожалению, дальше всё стало только хуже.

Вскоре после этого американцы провели закулисные переговоры с Юргеном Клинсманном, информация о которых просочилась в прессу в конце осени-начале зимы 2007 года. Практически не имевшим тренерского опыта немцем Хикс и Жиллет рассчитывали заменить Бенитеса в том случае, если он решит уйти. К тому моменту Клинсманн, легендарный немецкий игрок, уже успел неудачно поруководить сборной Германии на домашнем для неё чемпионате мира (первый тренерский опыт), но ещё не успел придти в мюнхенскую «Баварию», чтобы завалить работу и там.

Зимой 2007/2008 года Хикс и Жиллет в последний раз потратили деньги — они выступили спонсорами выкупа контракта Хавьера Маскерано у Киа Джурабчана, а также занялись монетизацией имени и истории клуба, начав успешную работу по реорганизации работы коммерческих структур клуба.

Но «история любви» между клубом и его владельцами, если и имела место прежде, к тому моменту уже завершилась. Строительство стадиона, которое, по заверениям американцев, датируемым февралём 2007 года, должно было начаться «в течение 60 дней», не запущено до сих пор. Клуб с февраля 2008 не потратил ни цента американской валюты, и все свои покупки отбивал за счёт продаж, а деньги, которые «Ливерпуль» зарабатывал успешными с коммерческой точки зрения выступлениями в Лиге чемпионов, отправлялись в разинутую глотку финансовой гидры, которой Хикс и Жиллет когда-то продали свою душу, а теперь раз в год под бесконечно растущий процент снова и снова закладывают клуб.

Начиная с ноября 2007 года, клуб постоянно сотрясают скандалы — противостояние владельцев и Бенитеса сменяется противостоянием Хикса и Пэрри, которому наследует противостояние Жиллета и Бенитеса, а вскоре после того — противостояние Бенитеса и Пэрри. Раз за разом всё это становится достоянием гласности (неслыханное для «Ливерпуля» дело!), и пресса с большим удовольствием смакует подробности происходящего в клубе.

Как это ни удивительно, но многие не замечают того, что в последние два года «Ливерпуль» живёт без поддержки тех, кто обязан ему эту поддержку оказывать. Более того, всё то, что «красные» зарабатывают, каким-то непостижимым образом начинает идти не на поддержание и развитие клуба, но на обслуживание чужого долга, который внезапно оказался долгом «Ливерпуля». Клуб покупает новых игроков, продавая старых, а его доходы на трансферах в последние два сезона вообще превышают расходы.

Как мне представляется, Рафаэль Бенитес, хороший европейский тренер с отличной репутацией, обладающий, на мой взгляд, необходимыми навыками для того, чтобы сделать «Ливерпуль» чемпионом, оказался в ловушке. С одной стороны, его проект «Ливерпуля» запущен и частично работает, но для дальнейшего развития любому клубу, который должен нагнать сильных конкурентов, нужны постоянные финансовые вливания. Этих вливаний давно нет, и клубу приходится изыскивать внутренние ресурсы, продавая нужных команде игроков.

Строго говоря, в такой ситуации возможно работать успешно, однако, всё равно необходимо, чтобы владельцы клуба оказывали менеджеру всяческую поддержку. Судя по всему, Бенитес этой поддержкой не обладает. Более того, исполнительный директор клуба Кристиан Перслоу, видимо, является прямым антагонистом Бенитеса, поскольку недоволен стилем работы испанца с игроками (ещё свежи в памяти публикации от ноября 2009 года), а также активно выступает против него, о чём сам Бенитес прозрачно намекнул в своём интервью полторы недели назад (serious sources, которые я в том интервью перевёл как «серьёзные СМИ», в Англии трактуют как «серьёзный источник в клубе»).

При этом, как я писал уже не раз, работа Бенитеса в клубе подвергается прессой резкой критике, причём как объективной, так и совершенно безосновательной, всякий раз, когда подворачивается такая возможность. Возможно, причина этому — иностранное происхождение Бенитеса, но так или иначе ему в вину ставится даже то, за что других тренеров хвалят. Примеров тому масса — из первых, что приходят на ум, это ротация («необходимый отдых» в случае игроков «Манчестер Юнайтед») и покупка и использование Робби Кина. Совсем неудивительно, что все промахи главного тренера «Ливерпуля», которых у него, как и у любого другого менеджера, хватает с лихвой, некоторыми кругами преподносятся как решающие доказательства его никчёмности или «несоответствия реалиям английского чемпионата».

Ещё больше усугубляет ситуацию то, что некоторые журналисты публикуют откровенную чепуху и ложь, желая преуменьшить роль Бенитеса в успехах «Ливерпуля», а также представить его случайным человеком, который непонятно как оказался у руля «Ливерпуля» и неизвестно чем на этом посту занимается.

В последнее время модно стало называть команду, которую Бенитес получил в 2004 году в наследство от Улье, более сильной по подбору игроков, чем нынешний «Ливерпуль». Под этим соусом проводится утверждение о том, что год за годом испанец делал «красных» слабее, а победа в Лиге чемпионов в сезоне 2004/2005 — заслуга Улье и «отдельных гениев». Судите сами, насколько хороша команда, в которой в основном составе играли Дудек, Траоре, Бишчан, Шмицер, Барош, находились требующие поиска для них замены немолодые Хаманн (31), Хююпия (ему исполнился 31 год в октябре 2004) и Аншо (30 в сентябре 2004), в которой Каррагер всё никак не мог найти себе места, а Джеррард забивал не более 10 голов за сезон. Неужели она лучше той, в которой на воротах стоит Рейна, в центре защиты кроме Каррагера есть Аггер и Шкртел, в центре поля играет Маскерано (и Алонсо), в атаке — Торрес и Родригес, Джеррард в среднем забивает свыше 17 голов за сезон, а ещё в ней есть Джонсон, Кёйт и Бенаюн?

Некоторые журналисты вообще пускаются во все тяжкие. Так Дэвид Мэддок из Mirror, который регулярно пишет о «Ливерпуле», в своём сегодняшнем материале написал, что «большую часть своего времени с января Бенитес потратил на переговоры с „Ювентусом“», «Бенитес с радостью принял интерес „Ювентуса“ в январе», «предпринял поразительную атаку на исполнительного директора „Ливерпуля“ Кристиана Перслоу» [это Мэддок про пресловутые senior sources, хотя Бенитес не называл нигде имени Перслоу]. Это самый свежий пример недобросовестной, на мой взгляд, работы журналистов и предвзятого отношения к Бенитесу.

Всплеск активности подобной журналистики, апологеты которой в последнюю неделю вдруг начали выставлять Бенитеса разве что не негодяем, который замышляет зарезать пару десятков стариков и детей, заставляет лично меня думать, что таким образом Бенитеса пытаются заставить покинуть клуб, потому что уволить его, как известно, владельцы клуба не могут — на это у них тоже «нет денег».

Кстати, если кто не заметил, финансовая ситуация клуба становится всё более угрожающей, и было бы очень удобно спихнуть вину за это на Бенитеса, который, по мнению некоторых, является единственным и непосредственным виновником того, что клуб вылетел из Лиги чемпионов на групповом этапе, занял седьмое место (и не пробился в ЛЧ на будущий год), не выиграл Лигу Европы и так далее. Вот только проблема в том, что, согласно опубликованным финансовым отчётам, клуб в последние пять лет прилично зарабатывал своими выступлениями в Лиге чемпионов и чемпионате, и «виноват» в этом отчасти и Бенитес.

Тем не менее, успехи на футбольном поле никак не отражались на суммах, которые тренеру выделяли на трансферы. В прошлом году, когда команда до последнего боролась за чемпионский титул, а также участвовала в двух раундах плей-офф Лиги чемпионов, и тем самым заработала немало денег, был зафиксирован рекордный дефицит клубного бюджета. 40 миллионов фунтов — именно столько потерял клуб в прошлом году в виде выплат по кредитам. Всего же потери составили 53 миллиона фунтов за сезон 2008/2009, хотя за год до того «Ливерпуль» окончил сезон в финансовом плюсе. Вполне допускаю, что в финансовых неудачах опять обвинят Бенитеса.

Все три года, что американцы владеют «Ливерпулем», они демонстрировали, что их мало интересуют спортивные успехи клуба, а ещё меньше их интересуют традиции и история, которыми этот клуб знаменит. Единственное, что им важно, это деньги, а потому сейчас они пытаются продать «Ливерпуль» за ту сумму, которой он в действительности не стоит. Они вложили в клуб минимум средств, не построили обещанный стадион, взвалили на него свои долги, не тратят денег на усиление команды и подрывают атмосферу в команде и вокруг неё как своими действиями, так и своим бездействием. Теперь они хотят продать клуб за сумму, втрое превышающую то, что они потратили на его покупку, включив в неё свои долги и «недополученную прибыль» от не начатого даже стадиона. Им наплевать на то, что будет с клубом дальше, а потому они вряд ли пошевелят хотя бы пальцем для того, чтобы дать Бенитесу какие-либо гарантии того, что он будет располагать летом достойным бюджетом, а звёзды его команды не будут проданы.

В отличие от ситуации годичной давности им теперь не нужен Бенитес в качестве «тренера с европейским именем», который может увеличить привлекательность «франшизы» для потенциальных покупателей. Как раз наоборот, теперь он — непопулярный среди журналистов менеджер, с которым клуб провалился в сезоне 2009/2010, а потому им лучше от него избавиться… и желательно без выплаты отступных.

Мне очень неприятно думать, что, вынудив Бенитеса уйти, его противники в клубе получат отличную возможность свалить именно на него всю ответственность за те беды, что случились с клубом в последние годы. Ведь будет так удобно говорить, что Бенитес всё испортил, а потом ушёл на приготовленное ему в другом клубе тёплое местечко.

Если уйдёт Бенитес, для меня это будет означать то, что здание нового «Ливерпуля», строительство которого я наблюдал в последние шесть лет, потеряло если не фундамент, то его часть точно. И дело не только в том, что игроки, которые сейчас выступают в команде, подбирались Бенитесом. При испанце на новые рельсы в клубе переходит всё — начиная от работы Академии и заканчивая игрой первой команды. Придёт новый человек, и вся та работа, что была проделана, может быть утеряна. При всех существующих минусах Бенитеса я уверен, что он — человек, который понимает «Ливерпуль» и который нужен «Ливерпулю», а потому его потеря для клуба будет очень серьёзной.

Но плохо не только это. Сегодня как никогда велика опасность того, что тот самый стержень «Ливерпуля», который был создан при Бенитесе, будет потерян. Я не думаю, что американцы продадут Торреса, Джеррарда или Маскерано только для того, чтобы выручить за это деньги. Клуб без этих футболистов не так привлекателен для покупателей, как с ними, а это их сейчас волнует прежде всего. В моём представлении, на продажу одного или нескольких из этих игроков Хикс и Жиллет пойдут в том случае, если покупатель на клуб так и не будет найден, а сроки выплаты кредита будут поджимать. Однако, есть и второе «но» — та сложившаяся в клубе ситуация, то отсутствие перспектив дальнейшего развития, которые могут вынудить уйти Бенитеса, вполне способны сыграть аналогичным образом и в случае с главными звёздами клуба.

Игроки хотят выигрывать трофеи. Такие футболисты, как Торрес и Маскерано, перешли в «Ливерпуль» и играют здесь не в последнюю очередь потому, что хотят бороться и выигрывать серьёзные награды, и на то они имеют полное право. Отсутствие такой возможности, и главное — неопределённость с тем, что будет дальше, вполне могут подвигнуть иностранцев и даже англичан на то, чтобы покинуть «тонущий корабль», как охарактеризовал Альберт Риера «Ливерпуль» два месяца назад. Я не удивлюсь, если в нынешней ситуации те же Маскерано, Торрес (и даже Джеррард, что бы ни говорили о нём его персональные фанаты) решатся покинуть клуб.

Если случится исход лидеров и уйдёт Бенитес, это станет окончательным крушением надежд клуба на крупные победы в ближайшие пять лет, а то и больше. Вряд ли вызывает сомнение утверждение, что на то, чтобы снова найти хорошего менеджера для клуба и собрать новую команду игроков мирового класса, потребуется немало времени и денег. Пример «Манчестер Сити» демонстрирует, что даже неограниченные финансовые ресурсы не гарантируют не только побед в турнирах, но даже получение путёвки в Лигу чемпионов, на завоевание которой арабы из «Сити» потратили два года и гору нефтяных долларов, а всё без толку.

Нас ждёт непростое лето. Возможно, самое непростое за последние 118 лет. Хотя я оптимист, я всё же не рассчитываю на то, что мы серьёзно усилимся, купим Вилью/Сильву/кого-либо ещё, но скромно надеюсь на то, что к тому моменту, когда летнее трансферное окно закроется, мой «Ливерпуль» всё же не растащат по кускам.

Опубликовано Ingumsky на www.liverbird.ru