Навсегда в наших сердцах: Але, Рикки и Джанлука Пессотто
Летом 2006-го года «Ювентус» оформил 29-е скудетто, а Италия отправилась на памятный чемпионат мира, имея в своем составе несколько бьянконери, которые сыграли ключевую роль в турнире. Однако и скудетто, и кубок мира были омрачены скандалом Кальчополи. Но как бы мы ни относились к понижению в классе, пожизненным дисквалификациям и очковым штрафам, потери «Юве» в том году стали куда большими, чем те, которые были понесены из-за спортивного «правосудия».
Последствия для клуба и его звезд хорошо всем известны, но нельзя забывать и о менее знаменитых игроках, пострадавших в результате скандала, например, таких как Джанлука Пессотто. Он не был эффектным защитником, имя которого попадает на первые полосы газет, и многие из его 243 матчей за «старую синьору» прошли незамеченными, но этот левоногий универсал стал неотъемлемой частью многих величайших триумфов Марчелло Липпи.
Не наделенный ни скоростью, ни атакующими способностями своих коллег по амплуа, Пессотто никогда не был ровней таким игрокам как Кафу или даже его партнеру по команде Джанлуке Дзамбротте, но он всегда оставался хорошим игроком, отлично работающим с мячом и обладающим невероятным тактическим интеллектом при игре как в атаке, так и в обороне. Способный сыграть на позициях фулбэка и полузащитника, он провел 22 матча за сборную Италии, приняв участие в чемпионате мира 1998-го года и чемпионате Европы 2000-го. В последнем он отличился в серии послематчевых пенальти в полуфинале против Нидерландов и помог адзурри выйти в финал, в котором они уступили Франции.
Удары с одиннадцатиметровой отметки стали для него знаменательными и в составе «Ювентуса», один из них Пессотто реализовал в послематчевой серии в финале Лиги Чемпионов против «Аякса» в 1996 году и вместе с командой стал победителем турнира. Он закончил карьеру игрока летом 2006-го, собрав столько трофеев, что ему могли бы позавидовать многие величайшие игроки в истории. Добавив победу в Лиге чемпионов к шести скудетто, Кубку Италии, и семи другим трофеям, Пессотто мог оглянуться на свою карьеру с чувством удовлетворения и гордости.
Вместо этого Кальчополи сделал его одной из главных жертв, не имеющей возможности ответить на футбольном поле на обвинения, предъявленные «Ювентусу» в суде. После того как все руководство клуба ушло в отставку после первых заявлений об их вине, Пессотто занял пост директора, вновь пытаясь протянуть руку клубу, чтобы провести его через трудные времена. Предпринятые усилия оказались чрезмерными для Джанлуки, и утром 27-го июня того года он был найден лежащим на улице рядом со штаб-квартирой «Ювентуса», сжав в руках молитвенные четки. Пессотто выбросился из мансардного окна крыши здания с 15-ти метровой высоты.
«Все чего я добился на поле просто исчезло; это было как получить удар по голове, не зная откуда он был нанесен. Я чувствовал себя жертвой травли, мне казалось, что за мной ведется слежка, как будто я был отъявленным преступником. Каждый человек, которого я видел, казался или Дьяволом, или Мадонной.
Я был в офисе клуба и хотел пойти домой. Я выключил свет и очнулся восемью или девятью днями позже. Когда я проснулся, психиатр все мне объяснил. Я не мог есть три или четыре дня, я пытался понять, что произошло», - Пессотто в интервью La Stampa в 2008-м году.
Известие о случившемся докатилось до тренировочного лагеря сборной Италии, готовившейся к четвертьфиналу чемпионата мира, в тот момент, когда Фабио Каннаваро находился на предматчевой пресс-конференции. Один из пяти бьянконери, находившихся в составе аддзурри, и по совместительству капитан национальной сборной, смеялся и шутил с репортерами, когда ему сообщили о произошедшем. «Я опустошен. Пессотто был самым хорошим парнем в мире», - сказал Каннаваро перед тем как досрочно завершить пресс-конференцию. В тот же день Алессандро Дель Пьеро, Джанлука Дзамбротта и Чиро Феррара улетели в Турин, чтобы навестить бывшего партнера по команде в госпитале. Через несколько дней жена Пессотто подтвердила худшие опасения, рассказав в интервью ANSA следующее: «Он очень сильно переживал разразившийся скандал, и то, что «Ювентус» был его частью. Он говорил, что это нечестно, и что его работа теперь ничего не значит. Усталость и грусть из-за ситуации, в которую попал его клуб, наложились одна на другую. Джанлука стал очень ранимым, он был подавлен из-за своей роли в клубе, она оказалась совсем не такой приятной, какой он представлял ее себе ранее. Уже больше месяца он ездил в офис без всякого удовольствия. Он осознал, что это совсем не то, чем бы он хотел заниматься в жизни».
Заявление докторов об улучшении состояния Пессотто, получившего при падении множественные переломы и внутреннее кровотечение, стало громадным облегчением для всех, особенно для его друзей в Германии, продемонстрировавших баннер с надписью «Пессотино, мы с тобой!» после завоевания путевки в полуфинал. Позже он сравнивал свое психологическое состояние с «тоненькой дорожкой», но как только он встал на ноги, «Ювентус» с распростертыми объятиями принял его обратно в семью и помог постепенно восстановиться и построить заново собственную жизнь.
Пессотто вернулся в клуб на должность начальника команды, а затем был повышен до управляющего молодежным сектором клуба, выразив благодарность за помощь в преодолении ситуации, ставшей невыносимой тем роковым летним днем. «Я надеюсь передать воспитанникам свой опыт и прежде всего страсть к игре»,- заявил он о своей новой роли. «Это будет взаимовыгодное сотрудничество. Молодежь подарит мне энтузиазм, мечты и эмоции».
Мечты Пессотто были разбиты Кальчополи, но даже случившееся с ним померкло по сравнению с событием, произошедшим на тренировочной базе клуба 15 декабря 2006 года, добавившись к череде трагедий самого черного года в истории бьянконери. Возвращаясь с тренировки Примаверы, партнеры по команде подняли тревогу, заметив в раздевалке оставшиеся нетронутыми одежду и сумки Алессио Феррамоски (17 лет) и Риккардо Нери (16 лет) и не сумев найти ни одного из юношей.
Оба мальчика были найдены водолазами из туринской бригады пожарных в искусственном озере рядом с базой в Виново. Вероятно, Алессио и Риккардо пытались достать улетевший мяч с пластикового покрытия, развернутого над водой. Озеро размером 15 на 9 метров предназначалось для сбора дождевой воды с целью уменьшения влияния инфраструктуры базы на окружающую среду (прим. переводчика: по другой версии, отвод дождевой воды в данное озеро производился через дренажную систему тренировочных полей с целью улучшения качества последних).
К сожалению, когда Але и Рикки нашли, было слишком поздно. Сердце Феррамоски уже не билось, и он сразу был признан мертвым. Нери, температура тела которого за время нахождения в ледяной воде опустилась до 20 градусов Цельсия, был отправлен в госпиталь, где до полуночи доктора боролись за его жизнь, но так и не смогли его спасти. Клуб немедленно отменил свой матч Серии B против «Чезены», назначенный на тот день, а все команды юношеского сектора не участвовали в играх в следующие две недели.
Следователи установили, что юноши стояли на краю озера, пытаясь достать улетевший во время тренировки мяч, и поскользнулись на защитном покрытии, упав в воду. Тем не менее, не был выяснен факт того, в какой последовательности это произошло: они упали одновременно или сначала один, а затем и второй, пытаясь спасти друга.
Поколение Але и Рикки было очень талантливым, и команда Берретти, выступавшая в ныне упраздненном чемпионате команд до 17-ти лет, уже тогда опережала ближайшего преследователя на пять очков. Феррамоска был перспективным полузащитником, перешедшим в «Ювентус» летом того же года из местного любительского клуба «Атлетико Мирафиори», в котором его отец занимал должность президента. Алессио отпраздновал в клубе свое семнадцатилетие всего за три месяца до трагедии и тогда же был зачислен в местную школу.
Нери, рожденный во Флоренции, был еще более перспективным и прибыл в Турин двумя годами ранее из «Эмполи». В июне он помог Джованиссими Национали (команда до 15 лет), выиграть скудетто, отразив решающий пенальти в матче против «Перуджи». Он произвел сильное впечатление на Микеланджело Рампуллу, бывшего игрока «Юве», а в тот момент тренера вратарей первой команды. В 2010-м году Рампулла рассказал мне о Нери следующее: «Он был наделен великолепными качествами. В том году он выиграл чемпионат и очень сильно прибавил как физически, так и технически. Мы уже думали о том, чтобы взять его к нам в первую команду после Кубка Виареджо, чтобы я тренировал его персонально».
Стоит вспомнить и о том, что тогда Джанлуиджи Буффон имел единственного сменщика в лице Антонио Кименти и более чем вероятно, что Нери вскоре стал бы узнаваем всеми нами, если бы не этот трагический случай. Похороны обоих игроков прошли в Кафедральном соборе Турина в присутствии более тысячи человек, в том числе множества юных футболистов из молодежных команд «Ювентуса» и его футбольной школы, нескольких игроков первой команды, руководства клуба и представителей других команд.
Чувство шока и печали, одолевавшее присутствовавших на церемонии прощания, усилилось, когда был внесен белый гроб Нери, покрытый его футболкой с номером 1 и двумя шарфами: черно-белым «Ювентуса» и фиолетовым его любимой «Фиорентины». Джанлука Дзамбротта, в тот момент уже являвшийся игроком «Барселоны», также прибыл в Турин, чтобы проститься с игроками, и не смог сдержать слез, когда гроб Феррамоски поднесли к алтарю вслед за гробом его друга.
Клуб сделал все от себя зависящее, чтобы почтить их память и продолжает помнить о них даже сегодня. Поле, на котором Примавера проводит домашние матчи, было названо в их честь «Campo Ale e Ricky»(ит. - «Поле Але и Рикки»), а огромная мозаика с их изображением, созданная местным художником Леонардо Пиви, была установлена рядом с полем.
Болельщики также не остаются в стороне. Однажды на матче против «Милана» на «Стадио Олимпико» было роздано 22 тысячи золотых флажков в память о них. «Фонд Аллесио Феррамоска и Рикардо Нери» также организует множество событий в их честь. Ежегодно проводится благотворительный обед, на котором в 2007-м году было объявлено о начале проведения ежегодного турнира для команд, составленных из игроков не старше 15-ти лет, в Виново. Турнир был назван «Ale e Ricky Sempre nel Cuore»(ит. - «Але и Рикки навсегда в наших сердцах»).
Чиро Иммобиле, бывший одноклубник юношей, до сих пор помнит о них. Вскоре после дебюта в Лиге чемпионов против «Бордо» в составе «Ювентуса», нападающий посвятил свое выступление на Кубке Виареджо погибшим товарищам. Забивший 10 мячей и установивший рекорд турнира, а также завоевавший звание лучшего игрока Кубка, Иммобиле отличился в финале и во время празднования победы сказал репортерам RAI Sport следующее: «Эта победа посвящается Алессио Феррамоске и Риккардо Нери. Они в наших сердцах и навсегда останутся с нами. Наблюдая с небес, они помогли нам выиграть. Этот Кубок Виареджо был незабываемым: для команды и для меня, и все благодаря им».
С того трагического дня и до дня сегодняшнего, воспоминания об Але и Рикки остаются с каждым из нас и никогда не померкнут. Все произошло из-за одного неудачного паса, одного мяча, укатившегося в неудачное место. Темнота, скользкая поверхность под ногами и ледяная вода. Мяч, который должен был принести им яркое и счастливое будущее, вместо этого привел их к трагическому концу. Алессио и Риккардо оставили нас из-за большой любви к футбольному мячу, который наполнял надежды и мечты многих из нас, когда мы были детьми. Мы никогда не должны забывать о них.
Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев
Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»
Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»
Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»
Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли
Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио
Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда
Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977
Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии
Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа
Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть вторая
Глава 13. 5 мая 2002 года: Рождение нового противостояния
Глава 14. Конец эры Липпи возвращает Фабио Капелло
Глава 15. Кальчополи и перерождение клуба
Глава 16. Навсегда в наших сердцах: Але, Рикки и Джанлука Пессотто