4 мин.

Все на одного. Как «Спартак» решил объединяться

На минувшей неделе руководители всех главных «Спартаков» России по всем более-менее важным видам спорта объявили о своем объединении. Корреспондент «90 минут» разбирался, что именно решили объединять, зачем это каждой из сторон и как быть со спартаковским ромбиком.

Историческая справедливость

Футбольный «Спартак» в последние годы старается уделять своей истории максимум внимания. Годы без трофеев заставили переменить акцент красно-белых в пользу слез ностальгии по славному прошлому. Зачем безуспешно гнаться за второй звездочкой на эмблему, если можно просто добиться права нарисовать сразу четыре? История, впрочем, у москвичей действительно великая, и стремление напоминать о ней выглядит логичным. Статуя братьев Старостиных на «Открытие Арене», планы на клубный музей, бывшие игроки в тренерском штабе и руководстве... Все это пока не позволяет вернуть знаменитый дух, возможно, потому что он связан еще и с результатами. Но раз в чемпионате России перерыв, то появилась возможность вновь вернуться к вопросам идеологии.

Очередным шагом руководства футбольного «Спартака» стало объявление об объединении со своими одноклубниками из хоккея, мини-футбола, физкультурно-спортивного общества и спортивного клуба. Начал мероприятие вице-президент футболистов Наиль Измайлов. Из его речи стало понятно, что, в принципе, все «Спартаки» исторически и так были едины. Особенно футбол и хоккей. Но нынешние договоренности сделают команды еще ближе друг к другу. Если не прямо сейчас, то постепенно, со временем.

Один дом

Главный вопрос, который интересовал собравшихся, касался деталей управления нового объединения. Тут-то и выяснилось, что никакого нового органа или хотя бы лица не создают. Команды продолжают жить максимально самостоятельно. Но зато теперь на сайте любого из трех клубов будут публиковать информацию об одноклубниках, а в магазинах появится спартаковская атрибутика всех возможных видов спорта. Пообещали совместно продавать и билеты сразу на футбол, хоккей или в футзал. Главная реформа – сделать некий «единый» абонемент для болельщика - пока существует лишь со словом «планируется».

Главный мотив участников при этом заключался в объединении всех болельщиков «Спартака» вокруг любимой команды. Чтобы план спортивных мероприятий на неделю не ограничивался только одним матчем. При этом едва ли не каждый спикер подчеркнул: «болельщик у «Спартака» один». Зачем и вокруг чего объединять людей, которые и так ходят поддерживать команду во всех видах спорта, непонятно. О каком едином выступлении говорили участники, тоже ясности нет.

Мотивы хоккейного и мини-футбольного клуба оказались достаточно предсказуемыми – футбольный «Спартак» сейчас является наиболее успешным объединением по количеству болельщиков и привлекательности для инвесторов. Особые надежды возлагаются на территорию вокруг «Открытия Арены», где одним из проектов может стать спортивный комплекс.

«Знаю, что в Тушино планировали строить большой универсальный крытый спортивный комплекс. Перекрытия могут позволять играть как в большой футбол, так и заниматься другими соревнованиями. Например, в «Барселоне» есть команды в разных видах спорта. Календарь там построен так, что туда помещаются и занятия футбольной «Барсы», и мероприятия других команд. Мы готовы вступить в диалог в процессе проектирования такого зала», – последние слова вице-президент МФК «Спартак» Игорь Снежницкий произносил с нескрываемой надеждой. К нему присоединился и председатель попечительского совета хоккеистов Александр Якушев. Подчеркнул, что футбол, хоккей и футзал однажды будут существовать совсем рядом. Не конкретизируя, на чьи средства это произойдет.

Дорога к ромбу

Самой неудобной темой пресс-конференции стала судьба знаменитого спартаковского ромба. На протяжении нескольких десятков лет хоккей, футбол и МСФО решали этот вопрос в основном через суды. Права традиционной эмблемы с буквой «С» принадлежат МФСО «Спартак», которое требует отчислений за ее использование. Футбольный клуб придумал вписать в «С» футбольный мяч, чтобы обойти все запреты. Будут ли футболисты возвращаться к корням, непонятно. Даже сейчас, сидя за одним столом, комментарии ограничиваются фразой: «Эту дорогу еще нужно пройти».

В связи с этим наступало полное непонимание того, зачем все происходящее нужно футбольному «Спартаку». Сергей Родионов на протяжении всей пресс-конференции сидел молча и лишь немного улыбался. Как щедрый хозяин, пригласивший в дом гостей. Вопросы генеральному директору красно-белых задавали совсем не по теме мероприятия: про трансферы, про Широкова, про контракт Аленичева. Лишь после окончания мероприятия Родионов отметил, что основное значение объединения – идеологическое. Для него хоккейный и футбольный «Спартаки» всегда были вместе, и сейчас случилось некое восстановление справедливости. И говорить о коммерческой выгоде в данный момент смысла нет.

«Спартаковцы» давно не добиваются значительных игровых успехов. Но статус самого популярного клуба страны позволяет задумываться о монетизации и каких-то экономических победах. Остается ждать момента, когда красно-белые осознают: традиции и финансовые успехи не просто могут существовать вместе. Они должны это делать.

Источник