8 мин.

Гейм, сет, Маррей! Великобритания выиграла Кубок Дэвиса

Блог London Eye – о том, как Британия предвкушала, переживала и праздновала победу в главном теннисном командном турнире.

 

1

Чем дольше живешь в Британии, тем больше восхищаешься местным отношением к собственным спортсменам. Оно во многом схоже с подходом к таким исконно-британским вещам, как Королева. Все 60 миллионов с удовольствием перемывают Елизавете II косточки, считают затраты на содержание Букингемского дворца, критикуют консервативную политику – но при этом моментально встают на защиту монархии, как только ее обсуждение идет из вне. Мол, мы, конечно, не всегда довольны Королевой, но эта наша Королева, а вы не имеете морального права ее критиковать.

Со спортом – та же история. Англичане бесконечно ругают все свои сборные, валлийцы недовольны Бэйлом, шотландцы разносят в местных газетах в пух и прах «Селтик». Но как только дело доходит до трибун, вся критика остается за пределами арены – и британцы, кажется, готовы разорвать глотки любому, кто находится «в противоположном углу ринга».

Последние два года выдались грустными для болельщиков королевства: три самых популярных вида на острове бесславно вылетели со своих мировых первенств. Прошлым летом из Бразилии уезжала грустная сборная Роя Ходжсона. Следом в феврале с чемпионата мира по крикету довольно быстро вернулись команды Англии и Шотландии. Дальше неудачи посыпались уже дома. На кубке мира по регби Англия не вышла из группы, остальные «королевства» остановились на пороге полуфиналов. 

Пока национальные сборные выдерживали шквал критики прессы и боролись со внутренними и внешними демонами, гордостью Великобритании стали спортсмены индивидуальных видов. Легкоатлеты набирали медали на чемпионатах мира и Европы, Льюис Хэмилтон брал один подиум «Формулы-1» за другим. Но главными любимцами всегда оставались теннисисты, в 2010-х взявшиеся сделать один из самых единоличных видов спорта командным, да еще и вдохновляющим всю страну.

Вернувшиеся из небытия

2010 год сборная Великобритании встретила, как говорят, in the middle of nowhere – во второй европейской группе зоны Европа/Африка, барахтаясь там вместе с такими великими теннисными державами как Литва, Тунис и Люксембург. Дальнейшая история похожа скорее на голливудский фильм, чем на реальную историю: на возвращение в элиту Леону Смиту, принявшему сборную в 2010-м, потребовалось три года.

В 2014-м британцы уже вовсю рубились в плей-офф мировой группы, но в полуфинале проиграли итальянцам. 2015-й начался с победы над США в Глазго на харде. В четвертьфинале британцы обыграли в Лондоне французов на траве, в полуфинале – снова в Шотландии, но уже австралийцев. 20 сентября стало ясно, что Великобритания вышла в финал впервые с 1978-го, – и на следующие месяцы страна забурлила в предвкушении.

#BackTheBrits

Каждая новость о грядущем финале, в котором Соединенное Королевство впервые с 1936 года могло стать чемпионом Кубка Дэвиса, вызывала шквал обсуждений. Подавляющее большинство было связано с британским теннисным «сокровищем нации». В том, что Бельгия выбрала местом проведения финала грунтовые корты, находили целенаправленный заговор против Энди Маррея. Любое же действие самого шотландца рассматривали через призму грядущего финала (нередко вызывая у теннисиста закономерное раздражение). Масла в огонь подлили события в Париже и повышенный уровень террористической угрозы в Бельгии: Team GB даже отложила на пару дней вылет в Гент. Болельщики нервничали, и успокаивать публику снова пришлось Маррею.

Пока сборная отвешивала комплименты своему бесценному номеру один, который буквально на своих плечах протащил команду в финал, всю страну натурально колотило от предвкушения большого финала. Слоган #BackTheBrits превратился в полноценное движение. Теннисная ассоциация Великобритании запустила кампанию «Впиши свое имя в историю»: имена фанатов, оставивших пожелания сборной в социальных сетях, оказались на тренировочных костюмах игроков.

2

Британские Твиттер и Фейсбук моментально запестрели теплыми словами поддержки. К флэшмобу присоединились даже политики: премьер министр Великобритании Дэвид Кэмерон говорил о вдохновении для всей нации, а первый министр Шотландии Никола Старджен не могла не отметить своих особенных земляков Энди и Джейми Марреев. В конце концов, накануне финала вся страна выглядела примерно так:

При этом в стане сборной царило абсолютное спокойствие. Команда активно жила в медиапространстве, не закрываясь на тысячи замков. Парни Леона Смита участвовали в викторинах и отвечали на вопросы от сэра Алекса Фергюсона и Дэвида Хэя. В мотивационных роликах снимался сам капитан сборной, а «на разогреве» у британцев и бельгийцев выступали дедушки и бабушки Марреев и Стива Дарси.

Наблюдая за своими любимцами в сети, британские болельщики набирались сил и готовились выплеснуть энергию на бельгийские улицы. Пожалуй, после такого мэру Гента вряд ли стоит волноваться за болельщиков «Зенита».

Let the show begin!

В результате всей этой истерии к полудню пятницы Flanders Expo бурлил, как закипающий котел. Нырнуть в него предстояло дебютанту Кубка Дэвиса Кайлу Эдмунду – и тот сходу едва не выдал сенсацию. 20-летняя сотая ракетка мира зубами вцепился в первый гейм против Давида Гоффена. Розыгрыш продолжался 12 минут, Эдмунд взял свою подачу – и еще два сета следом за ней (6:3, 6:1). Бельгийский первый – и мировой 16-й – номер выглядел при этом настолько потеряно, будто перед ним на грунте вдруг оказался не дебютант, а Рафа Надаль.

Комментаторы BBC к началу третьего сета уже замечтались о победе в стартовом матче, но героическим усилием Гоффен впервые в карьере отыгрался с 0:2 и принес первое очко бельгийской сборной. Красно-синие трибуны в ответ заревели, поддерживая подавленного Эдмунда. В числе прочих – Джуди Маррей.

Главной теннисной маме Британии предстояло нервничать следующие три матча. Энди и Джейми Маррей сделали все, чтобы в родном Данблейне им в ближайшее время поставили памятник. В пятницу Маррей-младший в трех сетах разобрался с Рубеном Бемельмансом – при активной поддержке фанатов и членов команды. 

В субботу же братья своей победой вызвали у болельщиков – и себя самих – такую бурю эмоций, что после матча Джейми признался: нет лучшего чувства в спорте, чем играть за свою страну вместе с собственным братом. 

Конец 79 лет ожидания

О драматургии решающего матча лишний раз говорить не приходилось. Главный теннисист страны, уже принесший нации золото Олимпиады и «Уимблдона», снова стал ответственным за достижение успеха столетия. 

О том, как много Кубок Дэвиса значил для Энди, лучше всего говорит его собственная цитата («Я никогда не был так эмоционален после победы») и это минутное видео.

После церемонии награждения сборная вела себя так, как и положено команде, выигравшей турнир для всей страны впервые за 79 лет. Британцы дурачились, обливали капитана водой, делали победные селфи и благодарили болельщиков, которые на протяжении всего Кубка Дэвиса превращали теннисные корты в огромные эмоционально-заряженые площадки.

С исторической победой сборную поздравляла вся страна: премьер-министр, официальный твиттер британской монархии, Дэвид Бекхэм, Дэвид Хэй, Джоан Роулинг, Гари Линекер и даже официальный твиттер «Манчестер Юнайтед», за который болеет Джейми Маррей.

Пожалуй, ни один сценарист не смог бы придумать историю лучше.

Главное фото: Gettyimages.ru/Jordan Mansfield/Getty Images for LTA