«Неймар не злился, когда я прокинул мяч ему между ног». Как можно развлекать мир после ухода из футбола
Владислав Воронин поговорил с фристайлером Шоном Гарнье, который учился в «Осере», а потом стал зарабатывать по тысяче евро в день на трюках.
Футбольный фристайл долго казался мне каким-то пустым развлечением – да, бодро, иногда даже красиво, но было непонятно, как к этому повсеместному украшательству можно относиться всерьез. Потом я оказался в Париже на презентации форм adidas к Евро-2016. В одном из перерывов увидел Шона Гарнье – чемпиона мира по фристайлу. Он вышел на поле, и в экранах, развешанных по всему периметру вместо традиционных трибун, зашевелились детально прорисованные болельщики. Они прыгали, размахивали руками, а шум стоял такой, будто вы попали на «Рамон Санчес Писхуан» во время празднования гола «Севильи». Это было оправданно: Шон выдавал целое шоу. Не набор элегантных, но бессвязных трюков, а настоящий цирковой номер – с акробатикой, танцами и элементами баскетбольной техники. Я впервые смотрел фристайл настолько внимательно.
Через полчаса я подошел к Шону, чтобы понять, как фристайл может стать не просто изящным хобби, а реально единственной работой, приносящей серьезные деньги.
***
– Начать надо с того, что мой дедушка – друг Ги Ру, который тренировал «Осер» больше 40 лет. Я мечтал играть в этой команде, и как-то дедушка привез меня в академию, я стал там заниматься. Иногда Ги Ру даже давал мне советы, как работать с мячом, как смотреть на партнеров. Потом я был в «Труа», хотелось стать серьезным профессионалом, но пришлось рано завершить карьеру из-за очень тяжелой травмы.
Гарнье долго лечил колено и скучал по мячу. Пока одна нога почти не работала, он любил чеканить мяч сидя на полу своей квартиры. Подлечившись, стал выходить во двор.
– Я точно понимал, что хочу продолжить жизнь с мячом. Поэтому носился везде, где только можно: мини-футбол, улица, фристайл. Трюки учился делать по 5-6 часов в день, иногда даже больше – по 8-10 часов. И так каждый день, потому что в трюках главное – это море практики. Потом оказалось, что во фристайле есть много разных турниров. Я попробовал, быстро начал побеждать и понял, что это именно то, что мне нужно.
– Что было самым сложным в то время?
– Когда ты долго готовишься к профессиональной карьере и вдруг получаешь травму, самое трудное – морально смириться с тем, что это конец. Сложно адаптироваться даже не физически, а мысленно. Не знаешь, куда пойти, что делать дальше, как зарабатывать. Люди со всех сторон говорят: «Тебе надо найти другую работу». Но мне повезло, я остался с мячом. Когда увидел реакцию людей на свои трюки, то подумал: «Ок, это мне подходит, значит, стану фристайлером».
– Слышал, что вы и раньше увлекались разными трюками, но в профессиональных командах вам запрещали часто финтить.
– Да. У людей вообще ошибочное представление о том, что такое трюки. Да, во фристайле твоя главная задача – развлекать людей, а в футболе – давать результат. Но давай честно: когда делаешь пас, когда бьешь по воротам или контролируешь мяч – это же тоже отчасти трюки, все это тоже зрелище. Все части футбола – это своеобразные трюки, каждое действие – манипуляция с мячом. Просто чем больше ты работаешь с мячом, тем больше твой набор умений, тем ярче ты можешь проявить себя на поле – только и всего. Я старался быть непредсказуемым на поле – к сожалению, это не все понимали, а противники шли в жесткий отбор и наносили травмы.
– Требования тренеров легко понять: меньше зрелищности, но больше шансов не привезти контратаку и добиться результата. Только мне кажется, что вам скучно смотреть современный футбол. Верно?
– Матчи становятся стандартными. Все везде играют примерно одинаково, футболисты одинаково реагируют на все события, произносят одни и те же слова, делают одни и те же финты, одинаково себя ведут. А мы, фристайлеры, наоборот, не хотим быть как все, хотим быть другими, креативными.
После перехода в уличный футбол Шон Гарнье стал выступать в нескольких районах Парижа. Просто ставил коробку для сбора денег, брал мяч и часами шлифовал движения. Как-то его занесло на площадь Трокадеро, откуда открывается лучший вид на Эйфелеву башню. Вы точно знаете это место – например, Мария Шарапова дважды фотографировалась там после побед на «Ролан Гаррос».
– Там я познакомился с кучей народа – с танцорами разных стилей, уличными артистами, рэперами. И тогда я понял: надо дать людям не просто трюки, а полноценное шоу. Я понял, что надо научиться у танцоров определенной технике, у артистов – работе с публикой, рэперов просто подключить к процессу. Я стал танцевать. В первую очередь взял уроки брейк-данса, потом это помогло мне выдумывать новые трюки. Смешение всех жанров в итоге привело меня к нынешнему стилю. Я ведь даже в цирк ходил, чтобы посмотреть, что делают там.
– Сколько удавалось зарабатывать на улице?
– Сколько дадут прохожие – зависит от тебя, смотря что ты предложишь зрителю, какой уровень покажешь. Могут быть копейки, если ты скучный, но мой рекорд – 1000-1500 евро за день.
– Как?!
– Сказалось то самое смешение жанров. У меня были не просто трюки с мячом, а забавные номера с цирковыми элементами. Люди смеялись во время моих выступлений и поэтому были готовы платить. Еще есть такой способ. Я говорил людям: сейчас я кладу 500 евро в коробку, если сможете прокинуть мяч мне между ног – деньги ваши. Но чтобы сыграть, надо заплатить 20 евро. И все хотели так сыграть, потому что за минуту можно получить большие деньги благодаря какой-то ерунде.
– И что, кто-то вас обыгрывал?
– Во время игры на деньги – нет, а вообще – бывало, что мяч прокидывали между ног, конечно. Несколько раз такое случалось на соревнованиях. Точно, вспомнил: еще один раз такое случилось с обычным человеком с улицы, но деньги я точно не потерял. Парень просто попросил баттл, когда узнал меня. И я пропустил мяч между ног.
– Дико расстроились?
– Да нет, все нормально, это же просто мяч между ног. Бывает.
Своими трюками Шон Гарнье делится с народом на YouTube, где у него уже больше 600 тысяч подписчиков. Там можно посмотреть и обучающие ролики, и отчеты о поездках по миру (от Бразилии до Китая и Пакистана), и кучу уличных розыгрышей. Одно из самых запоминающихся видео Шона – о том, как он возился с собакой.
– Я снимал обычное видео в центре Лондона, и тут увидел собаку, которая играла с маленьким мячом. Подумал: «Хм, почему бы нам не сыграть вместе?» И все, пошел к ней, начал исполнять трюки. Получилось здорово.
– Расскажите про еще одно культовое видео – баттл с Неймаром. Что это было?
– Знаешь, мы проводим шоу, а люди говорят: «Круто, но это не футбол». Мне это не нравится, поэтому я должен найти способ показать людям, что фристайл – это сложное занятие. Почему бы не сыграть с профессиональным игроком, чтобы показать разницу? Да, звезды умеют финтить, они крайне хороши в игре, но далеко не так прекрасны в работе с мячом. Это как в картах – можно блестяще играть в покер и не владеть особенными фокусами. Я ни в коем случае не говорю, что я лучше. Это просто разная работа. У них – забивать голы, добиваться результата на поле. У меня – быть лучшим в работе с мячом. Так что получился веселый опыт. Я часто так играю с действующими футболистами.
– Но прокинуть мяч между ног Неймару – это ведь унижение. Он злился?
– Да нет, все нормально. Это часть моей работы, но в то же время я чувствую себя не очень здорово в такие моменты, потому что не хочу никого унижать. Но я все-таки должен продвигать фристайл и должен это делать каждый раз. Просто нет выбора. Это работа.
– Не было мысли сделать из этого целый проект – звезды против фристайлеров? Даже я бы сходил.
– А у нас уже запланировано такое на 21 декабря. Все пройдет на 15-тысячной арене в Париже. Суть шоу именно в противостоянии профессиональных игроков и фристайлеров. Пусть люди посмотрят, кто лучше, получат развлечение. Мне кажется, что развлечение – это самое важное, потому что смотреть матчи на стадионе скучно. Ты сидишь и, как правило, ничего не видишь. Еще на стадионе холодно, не всегда комфортно и все такое. А мы продвигаем футбол в разных направлениях и в первую очередь даем веселье.
– С кем из футболистов давно знакомы?
– С Джибрилем Сиссе и Филиппом Мексесом – еще по академии «Осера». Я был младше, но они меня хорошо помнят, мы иногда видимся с ними. Дети Мексеса вообще смотрят мои ролики на YouTube.
– Он завидует вам, просит научить чему-нибудь?
– Ха-ха, нет, не завидует, потому что получает очень много денег в профессиональном футболе, пока я разучиваю финты. Это нормально, у них свой путь. Но однажды и фристайл будет очень известен.
– Что, больше футбола?
– Нет. Конечно, нет. Я же адекватный.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe/New York Red Bull; пресс-служба adidas.
_____________
– С кем из футболистов давно знакомы?
– С Джибрилем Сиссе, Каримом Бензема, Самиром Насри, Матьё Вальбуэна.