8 мин.

«Спартак»: мясо режут - кости летят

Обозреватель "СЭ" - о событиях, которые становятся первым актом очередной кадровой революции в "Спартаке".

Генеральный директор "Спартака" Сергей РОДИОНОВ, главный тренер Дмитрий АЛЕНИЧЕВ и владелец клуба Леонид ФЕДУН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ШИРОКОВ – НЕ ЖЕРТВА, АЛЕНИЧЕВ – НЕ ЗАЛОЖНИК

Вам не кажется, что в этой истории мы слишком быстро назначили виновных и пострадавших? Широков – жертва, Аленичев – заложник, Федун – злодей. Формула простая и очень удобная. Для людей пристрастных единственно правильная.

Между тем настоящие жертвы – только те, кто испытывает личные симпатии или антипатии. К Аленичеву, к Широкову, к Федуну. Вот им, болельщикам, действительно неприятно. Они обманулись в своих ожиданиях. Но никто и не говорил, что болеть за "Спартак" легко.

Многих, конечно, разочаровал Аленичев. Как так – всегда независимый, гнущий свою линию, настоящий ученик Моуринью по части принципиальности – и вдруг "прогнулся"?

А ведь имидж правдоруба Аленичеву создали те же самые люди, что сейчас обвиняют его в мягкотелости. Главному тренеру "Спартака" даже не нужны были пиарщики – за него все делали журналисты. Еще летом сильные стороны Аленичева были возведены в куб, в какой-то момент его объявили наследником Бескова, а в любом решении, в том числе неудачном, находили смысл. Аленичев превратился в рыцаря без страха и упрека, последнего спартаковского патриота, вобравшего в себе все то, что так ценится болельщиками: честность, смелость, справедливость, прямоту. Ну и профессионализм, конечно, утонченное понимание футбола.

Проблема в том, что и Широкову приписывается многое из этого джентльменского набора. Владеет пасом как никто другой (по-спартаковски!), а еще – всегда говорит, что думает. Не знаю, с каких пор это считается чуть ли не самым важным в человеке, но способность "высказать все в глаза" поклонниками Широкова отмечается особенно. Денисову это тоже, кстати, ставят в заслугу. "У Гарика обостренное чувство справедливости", помните?

И вот два столь похожих и столь нужных "Спартаку" человека, две личности с обостренным чувством справедливости вдруг оказываются по разные стороны баррикад. А поставило их в это положение клубное руководство, начавшее "резать мясо" с Широкова, а точнее – его контракта. Мы писали об условиях, при которых соглашение продлевается автоматически: если хавбек проведет не менее 45 минут еще хотя бы в одном матче сезона-2015/16. Главному тренеру об этом сказали или напомнили. Он сделал выбор.

Дальше по всем канонам нужно ставить многоточие и качать головой: "Ах, этот жестокий мир чистогана, слаб человек…"

Но давайте на время забудем об эмоциях и перестанем подгонять персонажей под придуманные нами рамки. Уберите из воображения облаченного в кровавый фартук Федуна, который вытирает нож и со зловещим смехом говорит Аленичеву: "Или ты, или Широков! Выбор за тобой".

Полагаю, все было куда безобиднее.

Завершился совет директоров, встретились Аленичев и Родионов – именно генеральный директор, напомним, является связующим звеном между тренерским штабом и руководством клуба. Родионов говорит: "Дмитрий Анатольевич, у нас с игроком возникли разногласия по поводу дальнейшего сотрудничества и контракта. Навстречу друг другу не идем". Затем, если вдруг Аленичев не в курсе, рассказывает о деталях соглашения и необходимых условиях.

Точка.

Дмитрий АЛЕНИЧЕВ и Сергей РОДИОНОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Аленичев, как человек, нанятый клубом, должен подчиниться решению и продолжить исполнять свои обязанности. Либо – если категорически не согласен – тут же подать в отставку. Либо – если игрок ему жизненно необходим – попытаться руководство переубедить.

В отставку Аленичев не подал, Широкова на матч с "Краснодаром" не поставил. Стало быть, острой необходимости в игроке не видит. Все остальное – эмоции.

Аленичев – не агент Широкова, чтобы вставать на его защиту. Он не шел с ним бок о бок много лет в разных клубах, не он его открыл для футбола, даже не он его звал в "Спартак". У Аленичева и Широкова не может быть никаких других отношений, кроме как отношений тренера и футболиста. Вмешиваться в отношения "клуб – игрок" и "клуб – тренер" ни тот, ни другой не имеют права. Таковы законы, по которым живет современный футбол. Поправки могут применяться только в исключительных ситуациях, нынешний случай – самый что ни на есть рядовой. Говорить здесь о том, что кто-то кого-то сдал, просто смешно.

В общем, нет смысла жалеть Широкова и ругать Аленичева. Футболист и тренер знали, что подписывали, – во всех смыслах. Бизнес есть бизнес.

Другое дело – то, как "Спартак" этот бизнес ведет. И как режет пресловутое мясо. Вот здесь вопросов много.

Воскресенье. Москва. "Спартак" - "Краснодар" - 3:2. Владимир ГРАНАТ и Роман ШИРОКОВ на скамейке красно-белых. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В КРАСНО-БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ

Во-первых, не очень понятно, зачем было вообще возвращать Широкова. Первая попытка не принесла никакой пользы на футбольном поле, за его пределами и вовсе был один лишь вред. Можно, конечно, списать все на Мурата Якина и его антиспартаковский стиль, но ведь швейцарец не тянул Широкова за язык, а тот тем временем регулярно будоражил общественное мнение своими откровениями.

Ах да, правдоруб, обостренное чувство справедливости…

Но разве "Спартак" покупал Широкова, чтобы он высказывал свое мнение по любому вопросу? Платил зарплату и восстанавливал после травмы во имя свободы слова? И ладно, если бы полузащитник работал на благо клубного имиджа, но все было ровным счетом наоборот. Широков не принес "Спартаку" ни одной значимой победы, но ставил себя так, будто он клубная легенда. Что ж, его право.

У Федуна было право признать ошибку и перевернуть эту страницу. Он не захотел. Желание босса – закон.

Можно было договориться с "Краснодаром" на взаимовыгодных условиях? Наверняка. Но "Спартак" пошел по второму кругу.

Ивелин ПОПОВ против Юрия ГАЗИНСКОГО. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

При этом купил Попова, явного второго медведя в ту же берлогу. Какое-то время Аленичев наигрывал их обоих, потом пришлось выбирать. А затем было решено, что надо радикально обновлять состав, и мы получили то, что получили. Сплошные противоречия и непоследовательность. Они давно стали фирменным знаком "Спартака".

Когда Родионов сказал о пяти-шести игроках, которые плохо влияют на микроклимат команды и, вероятно, покинут "Спартак", СМИ назвали несколько человек, но о Широкове как будто забыли. Оказалось, его тоже имели в виду, и шел он во главе списка.

Добро пожаловать на грабли, "Спартак", вы – наш постоянный клиент.

Еще один момент, объяснение которому найти очень трудно, это собственно заявление Родионова. А именно – озвученный им тезис под условным названием "плохие игроки, хороший тренер".

Нет, сам шаг выглядит разумным. Или как минимум логичным. Раз уж "Спартак" решил строить новую команду, то полумерами здесь не обойтись. Если менять, то весь костяк целиком. Рубить так рубить. Революция в составе и вправду назрела. Кто бы ни был ее инициатором.

Но разве об этом объявляют во всеуслышание? Одно дело, когда цель заявления – всколыхнуть болото и пробудить мотивацию. Но совсем другое, если "Спартак" действительно решил расстаться с половиной состава.

Однажды, еще будучи главным тренером красно-белых, к нам в редакцию пришел Валерий Карпин. Зашла речь об игроках, с которыми "Спартак" собирается расстаться, Карпин в своей манере отмахнулся.

– То есть вы не объявляете, если кого-то выставляете на трансфер? – уточнили мы.

– А зачем? Чтобы на человека цена упала?

Можно по-разному относиться к Карпину-тренеру, но в том, как работает трансферный рынок, он разбирался хорошо.

Предположу, что, объявив о грядущей кадровой революции, "Спартак" автоматически снизил цену на тех игроков, которые уйдут. И, скорее всего, повысил на тех, кем собирается пустоту заполнить. Согласитесь, если одна сторона знает, что другой позарез нужен конкретный исполнитель, в переговорах она себя будет чувствовать свободнее.

Может, конечно, все намного тоньше и мы чего-то не знаем, но опыт подсказывает, что хитрые многоходовые комбинации с максимальной выгодой – это скорее про ЦСКА или "Краснодар", но никак не про "Спартак".

ДАМОКЛОВ МЕЧ

И, наконец, противоречие номер три, возможно самое главное, – это ультиматум, который, по нашим данным, объявили Аленичеву. Его суть проста: три победы в трех последних матчах сезона гарантируют тренеру неприкосновенность и, более того, дают ему право вносить любые изменения в состав. Но цель ультиматума – загадка.

Какая связь между тремя победами в трех конкретных матчах и развитием "Спартака" на годы вперед (именно о долгосрочной стратегии было объявлено еще летом)?

Зачем футболистам рвать жилы, если они понимают, что тоже могут оказаться в черном списке?

А если "Спартак" вслед за "Краснодаром" победит "Рубин", но в матче с "Крыльями", ведя в счете, пропустит гол на последней минуте с несправедливого пенальти, это будет означать, что задача провалена?

Словом, ерунда.

Если такой ультиматум существует, то цель его одна – оказать на тренера максимальное давление и найти повод для отставки. Доверие – оно либо есть, либо его нет, третьего не дано. Переход на язык ультиматумов почти всегда и во всех сферах означает желание начать конфликт.

Хотя есть такое желание у Федуна или нет, это не так важно. У клуба, сотканного из противоречий, каждый день могут быть разные желания. И даже несмотря на то, что они чаще всего сбываются, результат остается неизменным. Не удивлюсь, если запущенная сверху революция приведет к тому, что зиму 2016-го "Спартак" опять начнет с чистого листа.

Дмитрий Зеленов

***

«РОМА, ИЗВИНИ. О ВОЗМОЖНОМ УХОДЕ ШИРОКОВА» (Блог болельщиков «Спартака»)