«Футбол стал слишком фотогеничным и фальшивым». Как бывшие фанаты «Фиорентины» создали ни на кого не похожий клуб
Тут болельщики важнее всего, а футбол перестает казаться пошлым.
Существует множество примеров, когда фанаты в знак протеста против политики клуба или по другим причинам создают новые клубы. «Юнайтед оф Манчестер» появился после покупки «МЮ» семейством Глэйзеров, а фанатов «Аустрии» из Зальцбурга задело, что выкупивший клуб концерн «Ред Булл» отказался от фиолетово-белой расцветки формы, и они создали свою «Аустрию».
Нечто похожее случилось в 2004 году во Флоренции, когда одна из группировок ультрас «Фиорентины» отказалась болеть за «фиалок». Похожее, но не совсем. Протест ультрас адресовался не столько владельцам или команде, а образу жизни и принципам, по которым живет современный футбол. «Мы устали от чемпионатов без сюрпризов, прямой зависимости доходов клубов от телевизионных прав, зацикленности на деньгах, которые давно превратили игру в товар. Футбол стал слишком фотогеничным и фальшивым», – пояснялось в листовке, призывавшей других ультрас к объединению и борьбе.
Устроить масштабную революцию не получилось, и вскоре фанаты выбрали скромную флорентийскую команду «Порта Романа» (серия D) и начали за нее болеть. Но ничего хорошего из этого не вышло. На смену удивлению игроков «Порта Романа» после того как они узнали, что раньше фанаты поддерживали другую команду, пришло раздражение. «Мы чувствовали себя так, будто угнали автомобиль», – признается один из участников движения, начавших задумываться о создании собственного клуба.
Такой был создан в 2010 году, с необычным названием и не менее необычной идеологией. Клуб стал называться Centro Storico Lebowski («Старый город Лебовски»). Старый город – потому, что ультрас часто собирались в центре Флоренции, на площади д’Азельо. Лебовски же – это персонаж культового фильма «Большой Лебовски», основными принципами которого было стремление противодействовать алчности и агрессии развивающегося общества.
Философия «Лебовски» уникальна. В центре всего находится вовсе не клуб, а болельщики, ради которых играет команда. Любой, кто готов потратить всего 20 евро на сезонный абонемент, получает право голоса в управлении клубом и возможность влиять на все процессы. С каждым годом сообщество «Лебовски» растет, и сейчас бюджет клуба составляет уже около 70 тысяч евро, две трети из которых – это средства фанатов, а остальное выделяют общественные организации и местные спонсоры.
«Наша цель – построить футбольный клуб, который был бы максимально отдален от вмешательства в его деятельность государства и рыночных отношений. Поэтому в современных условиях мы считаем самофинансирование единственно правильным способом», – говорится на официальном сайте «Лебовски».
В ближайших планах черно-серых (футболки такой расцветки для «Лебовски» выбрали, потому что этот материал был самым дешевым) – основать футбольную школу, главной задачей которой бы являлось воспитание у игроков чувства уважения к своему клубу. С некоторыми другими задачами «Лебовски» уже справился. Сейчас кроме главной команды в различных турнирах выступают женская, молодежная и любительская команды «Лебовски». Кроме того, за пять лет своего существования клуб из девятого итальянского дивизиона пробился в седьмой.
В начале этого сезона к «Лебовски» присоединился 42-летний бомбардир Паоло Монтаньи, на счету которого более 400 голов в различных дивизионах Италии. Паоло стал играющим тренером команды – он обещает, что в конце сезона она сможет повыситься еще на одну ступеньку в классе.
Болельщики и команда все еще едины. Перед каждой игрой существует давняя традиция – игроки и фанаты собираются вместе, готовят, а потом обедают. И отправляются на матч.
Можно ли себе представить подобное в мире, где футболисты не всегда после игры готовы поблагодарить болельщиков за поддержку?
Вот так болеют далеко не за каждую команду в серии А.
А футболисты потом не остаются в долгу.
Понятно, хватает и проблем. Главная – команда до сих пор не получила постоянное пристанище, сменив за 5 лет уже три стадиона. «Обретение собственной арены сейчас приоритет в нашем социальном проекте, – говорит один из лидеров «Лебовски». – В данный момент мы пытаемся взять в долгосрочную аренду стадион «Сан-Доннино», который клуб делит с еще одной командой». Именно поэтому «Лебовски», ранее дистанцировавшийся от общения с прессой, сейчас пытается привлечь к себе пристальное внимание, а вместе с ней поддержу и, конечно, новых членов. В том числе, через свою страничку в Facebook.
«Мы родились и потихоньку двигаемся вперед, – говорится на сайте «Лебовски». – Этот клуб действительно принадлежит тем, кто его любит. Тем, кто имеет честь, достоинство и в ком силен корпоративный дух. А также ответственность перед теми, кто придет нам на смену, чтобы отстаивать эту романтическую идею».
Создайте свой клуб! С духом, со стеночками и забеганиями и без Федуна!
Напомнил Kasabian в 2004-2006. Те ставили себя в оппозицию Coldplay, называя тех слишком «коммерчески ориентированными» и без души. Не поклонник Coldplay и не знаю ни одной их песни, но, будем объективны, Kasabian сегодня - также ориентированы на коммерцию. Мир стар.
Надоели глянцевые и гламурные премии. Надоело много всего, что надоело не только им. Часто на футболе хочется футбола, а не закулисных интриг, симуляций и самолюбования на поле.
Так что, не в деньгах суть, а в излишней погоне за ними. Футбол должен стоять во главе.
(подумал кто-то)
Не малолетки, не алкаши и не фашисты (как бы не старались все эти штампы примерить заитересованные или просто глупые), семейные и с работой болеют за свой клуб, за своих ребят и всего лишь хотят чувствовать единение со своей командой.
Противойдействие современному футболу есть везде,слшком уж далеко загнали спортивную игру людей и для людей всепоглащающие деньги продажные чинуши и коммерсы.