8 мин.

Итоговый турнир ATP своими глазами

Блог London Eye побывал на турнире сильнейших теннисистов мира, оценив меры безопасности, пыл британских болельщиков и полуфиналы, которым не хватило огня.

0

Анонсировать итоговый турнир ATP в Лондоне начали еще с лета, завесив, казалось, половину рекламных носителей города фотографиями «большой восьмерки». Столице Соединенного Королевства, которая в прошлом году обновила рекорд посещаемости ATP World Tour Finals, лишний раз напоминать о теннисе не приходится. Большинство игровых сессий собирали аншлаги: даже не самая громкая дневная сессия на матчи парного турнира собирает больше, чем «Арена Химки». Неудивительно, что накануне соревнований ATP официально объявила, что турнир останется в Британии еще на три года.

2

В прошлую пятницу главной темой разговоров на предматчевых пресс-конференция стал допинговый скандал в легкой атлетике. Вопросы о проверках WADA настойчиво задавали каждому игроку, и жестче всех по теме высказался Роджер Федерер: в ответ на «Что вы подумали, узнав про масштабы проблемы в России?» швейцарец безапелляционно заявил «Я не удивлен».

1

Темы допинга коснулся и №1 Новак Джокович, отметив, что вне соревнований его в этом году проверяли три-четыре раза, а затем лихо переключился на благотворительность и беженцев: серб буквально засыпал журналистов цифрами статистики и поразил познаниями в области сирийского кризиса.

Рафаэля Надаля спрашивали про футбол («Как думаете, чем закончится матч Англия – Испания?» – «А он что, сегодня?») и не самые убедительные результаты сезона. После фразы «Рафа, со всеми вашими травмами…» испанец не дал закончить вопрос, возмущенно вскинул левую бровь вверх и раздраженно заявил, что травм у него нет и он «просто хреново играл в этом сезоне».  

2

Пресс-мероприятия прошли в пятницу днем, а уже утром в субботу после парижских событий ATP разослала всем зрителям, купившим билеты у официальных продавцов, мейлы с уведовлением об усилении охраны во время турнира. На всю неделю у входа на арену O2 установили посты секьюрити для проверок сумок, болельщикам рекомендовали не приезжать на матчи с большими рюкзаками и уж тем более не оставлять свои вещи без присмотра. Воскресные матчи начались с минуты молчания в память жертв трагедии, а экраны на фасадах комплекса на все выходные стали сине-бело-красными.

1
3

Тем не менее, французские теракты не смогли оставить лондонцев дома: в первый же день матч Джокович – Нисикори собрал полные трибуны. Особой интриги не получилось: Новак расправился с японцем чуть больше чем за час (6:1, 6:1) и по итогам сразу же получил кубок, официально заканчивая сезон первой ракеткой мира. Воскресенье вообще выдалось богатым на призы: Федереру после победы над Томашем Бердыхом (6:4, 6:2) вручили награду имени его тренера Стефана Эдберга за спортивное поведение и честную игру.

***

«Стильность» – пожалуй, главное слово, которым можно охарактеризовать итоговый турнир. Все, что начинается после знаковой фразы «The players are ready, let the show begin», выглядит величественно и направлено на то, чтобы за две минуты по максимуму накачать зрителей энергетикой и предвкушением большой игры. Обратный отсчет до старта, начинающийся с восьми (каждая цифра на экране сопровождается графикой с лицом участника турнира), стихотворение Уильяма Хенли «Непокоренный» со строчками «Не важно, что врата узки / Меня опасность не страшит. / Я – властелин своей судьбы, / Я – капитан своей души», трек Higher, под который игроки выходят на корт – каждая деталь бьет точно в цель, и к началу матча зал действительно напоминает бурлящий котел.

 

Несмотря на то, что каждого из восьмерки на трибунах ждали болельщики с флагами, по-настоящему «жаркими» оказались матчи Энди Маррея. Теннисное «сокровище нации», которому через неделю предстоит в очередной раз оправдывать ожидания всего Королевства, ощутимо устал от непрекращающихся вопросов про финал Кубка Дэвиса, под который подгоняли каждое движение теннисиста. Тем приятнее для второй ракетки мира стала поддержка публики, для которой грядущего турнира, казалось, не существовало.

2

Переоценить масштаб любви британцев к своему спортсмену невозможно: трибуны мелькали флагами, сидящие за моей спиной дети неизменно вскидывали руки вверх с радостным «Yes!» после каждого набранного Марреем очка, а раз в пять минут по стадиону прокатывалось дружное «Let’s go, Andy, Let’s go!». После каждого неудачного действия зал дружно вздыхал и в знак поддержки выкрикивал «Давай, дружище, ты сможешь!» Создавалось полное ощущение, что O2 наполнен исключительно родственниками и школьными приятелями Энди – настолько трогательно публика за него переживала.

5

Второй матч против Надаля оказался для Маррея непростым: не только из-за результатов и неудачной стрижки, но и потому что силы местных фанатов громогласные испанцы почти сводили на нет. А вот третий матч британского №1 стал квинтэссенцией взаимодействия между трибунами и теннисистом.

Матч против Стэна Вавринки стал по сути четвертьфиналом: победитель гарантировал бы себе игру против Федерера в субботу. Участники бросились с места в карьер, начав выдавать маленькие шедевры почти сразу. В третьем сете Маррей исполнил едва ли не лучший розыгрыш турнира, заставив публику в O2 аплодировать себе стоя.

Дальше – больше. Проиграв первый сет 5:7, в предыдущих матчах казавшийся еле живым Энди ощутимо разозлился: по ходу второго сета он заводил трибуны, выдал пару розыгрышей, после которых стадион гремел овацией, а от досады расколотил ракетку. После очередного вытянутого на жилах гейма британский комментатор охарактеризовал Маррея: «все еще живой и полный энергии, но почему же только сейчас?» 

 

Заряженность шотландца на борьбу и правда доводила трибуны до экстаза, но в вопросе выхода в полуфинал не помогла. 6:7, 4:6 в третьем матче – и Энди остается надеяться на осечку Федерера, чтоб закончить сезон на второй строчке мирового рейтинга, и окончательно переключиться на грунт для подготовки к финалу Кубка Дэвиса.

***

После прошлого года, когда полуфиналы выдались лучшим отрезком итогового турнира, зрители ждали в 2015-м такого же увлекательного действа, но из первого матча субботы драмы не вышло. Джокович был привычно для этого сезона хорош, показал «свой лучший теннис, когда это было важнее всего» - и без особых проблем (6:3, 6:3) вышел в финал, пошутив попутно, что «предпочел бы сыграть со швейцарцем».

Вся ответственность за зрелище в субботу легла на вечерний матч Федерера против Вавринки. В сезоне-2014 швейцарское дерби стало главным украшением турнира: вторая и третья ракетка мира тогда рубились три часа, Роджер отыграл четыре матч-пойнта, а после игры, по слухам, главные звезды теннисной Швейцарии повздорили в раздевалке. 

В 2015-м первые три гейма швейцарцы разыграли более чем академично за десять минут, затем Вавринка взял три гейма подряд, а Федерер в ответ из следующих девяти отдал Стэну только один. Выглядело это все, как розыгрыши из учебника, и суббота откровенно разочаровывала: самую бурную реакцию зрителей вызвало появление на большом экране Дэвида Бекхэма с сыновьями, Хью Гранта и Тьерри Анри. Раскочегариться швейцарцам удалось только на подаче Вавринки при счете 5:2, когда Стэн буквально выгрыз третий гейм в этом сете. От поражения его это не спасло: третий по продолжительности матч турнира закончился за скоростные 70 минут.

Теперь в воскресенье Федерер встретится с Джоковичем – в восьмой раз за этот сезон и во второй за лондонскую неделю. А зрителям остается надеяться, что решающий матч будет бодрее, чем полуфиналы. 

Фото: Getty Images/Julian Finney (1,9); Дария Конурбаева.