16 мин.

Физиология. То, чего вы не знали о тактике «Арсенала»

Самира Кумар из Inspirefootball рассказывает о тактике лондонских «канониров».

В этой статье приводится тщательный разбор различных построений, используемых «Арсеналом» в защите, в полузащите и в нападении. Основной схемой «Арсенала» является 4-2-3-1 с двумя опорными полузащитниками и одним центрфорвардом. Подобное построение подразумевает высокий уровень технической оснащенности футболистов, которым дается большая свобода действий при игре в атаке. Особенностью Арсена Венгера как тренера является то, что он подстраивает игровую схему под футболистов, а не наоборот. Тем не менее, и он делает это в рамках определенных игровых принципов, о которых и пойдет речь в статье.

Превосходная обработка мяча (в нестандартных ситуациях), умение сделать отличную передачу, хорошее движение без мяча, способность сыграть в одно касание – все эти качества жизненно необходимы для игры в полузащите и в нападении. Умение взять игру на себя на ключевых участках поля (способность обыграть один в один при высоком прессинге со стороны противника при переходе из обороны в атаку) оказывает значительное влияние на построение команды.

Схему 4-2-3-1 можно разбить на шесть линий ((изображение 1) семь, если считать вратаря), и в этих линиях постоянно происходят изменения, зависящие от хода игры (появляются и исчезают линии паса и линии приема мяча). Скажем, один из опорных полузащитников (ОП) создает дополнительную линию паса в том случае, когда второй ОП находится под прессингом или когда центральный полузащитник (ЦП) спускается в линию ОП, если «Арсеналу» приходится садиться довольно низко.

Нужно отметить, что хоть пресловутые семь линий и стали известны широкой аудитории после одного из интервью раннеливерпульского Роджерса для «The Telegraph», этот термин восходит к испанским теоретикам футбола («7 contra 7»). Эта тема будет освещена Кираном Смитом, испанским футбольным экспертом, а также человеком, тренировавшим в Испании, на лондонской конференции «Inspire!» в декабре.

На изображении 1 представлена типичная расстановка для ситуации, когда происходит вывод мяча из обороны в нападение (оба ОП держатся в отдалении от центральных защитников (ЦЗ)) и оба фланговых защитника играют у самой боковой линии. ОП не сближаются с ЦЗ в этом построении, так как в противном случае ЦП придется опускаться ниже для того, чтобы получить мяч, что значительно ограничивает количество возможностей для быстрого перевод мяча из обороны в атаку.

В силу того что крайние защитники могут располагаться совершенно по-разному, количество различных способов вывода мяча оказывается очень большим. В мае 2009 года Луи ван Гал давал интервью Педро Даниэлю Соузе из Университета Порту. Ван Гал раз за разом повторял слова «пас», «треугольник» и «движение». Стоит обратить внимание на то, какая роль отводится фланговым защитниками в построениях ван Гала и Венгера на разных стадиях игры.

Защита

Самый типичный подход (самый распространенный при небольшом прессинге или отсутствии оного), применяемый для того, чтобы перевести мяч с одного фланга на другой, подразумевает использование лишь одного из ОП, что позволяет второму ОП принять участие в атаке (изображение 2).

Мяч перемещается между игроками обороны с минимальным риском и на протяжении некоторого времени (количество этого времени зависит от того, какой прессинг применяет противник, и от текущей игровой ситуации). Если противник прессингует низко, то количество времени может оказаться более значительным (до тех пор, пока соперник не начнет раскрываться и прессинговать более интенсивно). Если же противник использует высокий прессинг (как «Барселона»), перевод мяча в атаку делается как можно быстрее, дабы использовать разрыв между зонами у соперника. Существенно важными качествами для ОП (получающего мяч на изображении 2) являются способность не дать отобрать у себя мяч, находясь под прессингом лицом к воротам, способность читать игру (смещаться глубже для того, чтобы получить мяч от ЦЗ, или сместиться в сторону для того, чтобы другие игроки могли получить мяч под более удобным углом), а также хорошая взаимосвязь со вторым ОП. Например, когда Санти Касорла и Франсис Коклен оказываются парой опорных полузащитников, Коклен будет больше задействован на первом этапе, предоставляя Касорле большую свободу для игры в полузащите и нападении. Касорла может принять участие в начальной стадии атаки, но Коклен предоставляет возможность Санти, а также другим атакующим игрокам не делать этого.

В том случае если «Арсенал» находится под высоким прессингом на своей половине поля, второму ОП тоже приходится опускаться глубже (то есть смещается вся линия ОП) для того, чтобы предоставить ЦЗ больше вариантов развития событий. Как правило, когда один из ОП оказался под высоким прессингом (на изображении 3 рядом с ним двое футболистов соперника), в результате чего некоторые направления для передач оказались перекрытыми, а количество времени на принятие решения сократилось, на помощь приходит второй ОП.

Когда после ввода мяча в игру правым защитником (ПЗ), один из ОП оказался рядом с двумя оппонентами, и его возможности оказались ограниченными (он не может отпасовать ни ПЗ, ни левому ЦЗ), второй ОП должен оказать поддержку, создав дополнительную линию паса.

 

ОП, находящийся под прессингом, возвращает мяч ЦЗ и смещается в сторону, уводя за собой игроков противника и оставляя свободную зону в центре поля (изображение 3.1). Тогда второй ОП смещается в эту зону, открывается под пас и переводит мяч на другой фланг. Здесь приведена видеозапись, в которой показываются описанные выше перемещения.

Возвращаясь к теме «Арсенала», когда обоих ОП держат персонально или они находятся в нетипичной позиции, на помощь игрокам обороны приходит ЦП. ПЦЗ не может отдать пас одному из ОП, так как он перекрыт из-за высокого прессинга. Второй ОП создает линию приема мяча, которая также оказывается недоступной для ЦЗ. Тогда ЦП спускается ниже, тем самым создавая линию приема мяча, аналогичную той, что создавал второй ОП в предыдущем примере. ЦП получает пас, и затем мяч доставляется на левый фланг через ЛЦЗ и ЛЗ. В том случае если соперник применяет очень высокий прессинг (все линии приема мяча перекрыты, и время на принятие решения ограничено), мяч, минуя полузащиту, забрасывается на центрфорварда, который сбрасывает его одному из крайних полузащитников (ЛП или ПП).

 

Ситуация, когда игроки смещаются друг за другом по окружности (например, ЦП приходит на позицию ОП, а второй ОП оказывается в зоне ЦП) может возникать в разных игровых ситуациях на разных участках поля: 

  • окружность ОП-ОП-ЦП в центре поля в том случае, когда некому отдать пас;

  • окружность ПЗ-ПЦЗ-ОП вблизи боковой линии, когда команда садится низко и требуется выманить больше игроков противника, дабы создать больше свободных зон для игроков атаки. Когда вывод мяча из обороны успешно завершен, футболисты перемещаются ближе к воротам противника, и наступает второй этап атаки. 

Полузащита

«Арсенал» подобно многим другим командам предпочитает вести игру именно на этом этапе, не задерживаясь долго в обороне и постоянно ориентируясь на переход к решающей стадии атаки. Такой подход вынуждает выставлять защитную линию довольно-таки высоко, заставляя противника садиться глубже. Фланговые защитники выдвигаются вперед, а опорные полузащитники выступают в роли своеобразных центров приятжения на втором и третьем этапах атаки, часто являясь связующими звеньями между этими двумя этапами.

Расстановка, использовавшаяся при выходе из обороны, также может применяться и на втором этапе, но в таком случае необходимо, чтобы футболисты действовали быстрее в силу усиления сопротивления со стороны противника. На этом этапе особенно важным становится умение обыграть один в один, так как это умение позволяет проникать сквозь защитные построения соперников.

В силу того что опорные полузащитники являются центрами притяжения построения, перемещение мяча зависит от их расположения. Если ОП закрыт, ЛЗ отдаст пас назад, на ЛЦЗ, который отдаст мяч ПЦЗ или в случае высокого прессинга сделает пас вратарю. Но в случае, представленном на изображении 5, ближайший к ЛЗ опорный полузащитник открыт, и пас следует именно ему. Затем мяч получает второй ОП и отдает передачу на ПЦЗ (пас C). В тот момент, когда мяч находится на левом фланге, ПЗ располагается ближе к центральному защитнику. Он не смещается правее, пока пас C не отдан для того, чтобы не допустить контратаки в случае перехвата мяча. После получения мяча ПЗ может либо попытаться пройти ЛЗ противника один в один (в том случае если ЛЗ находится в некотором отдалении от ЛЦЗ), либо замедлиться и дождаться поддержки от ПП, получив тем самым численное преимущество два в одного у боковой линии.

Общая картина вбрасывания в «Арсенале» (изображение 6) заключается в создании перегрузки (4 на 2 или 4 на 3) в области вблизи боковой линии. Сопернику приходится сосредоточиться на этой стороне поля, оставляя другую сторону пустой. Один из опорныъ полузащитников остается в центре и через него можно перевести игру на другой фланг (перегрузка для освобождения пространства).

Передачи в одно касание «Арсенала» не дают сопернику времени выстроится компактно (после перемещения), и если игрока «Арсенала» держат персонально, его движение вынудит защитника покинуть место, которое может быть использовано с пользой. Если в область возле боковой линии легко проникнуть, «Арсенал» попытается использовать комбинационную игру (один в два, забег третьего) в этой области и использовать нападающего в качестве таргетмена в завершающей передаче. В данном случае (изображение 6) правый полузащитник приблизится к воротам (вместо того, чтобы оставаться на краю боковой линии для диагонального подключения), а правый защитник останется компактно держать линию обороны.

Когда соперник обороняется глубоко, «Арсенал» часто использует диагональные передачи (изображение 7) на ослабленный фланг оппонента, чтобы двигаться быстрее в атаке. Крайние полузащитники (ЛП и ПП) остаются возле боковой линии (растягивая оборонительную линию соперника) и получают поддержку от фланговых защитников (ЛЗ и ПЗ).

В этом случае (изображение 7), опорный полузащитник старается перевести игру на левую сторону (ослабленную сторону), а левый защитник (ЛЗ) находится слишком глубоко, чтобы обеспечить немедленную поддержку левому полузащитнику. Левый полузащитник придерживает мяч до тех пор, пока левый защитник не достигнет зоны нападения (благодаря спринту). Это вынуждает правого защитника соперников сместиться на фланг, оставляя зазор в оборонительной линии. Центральный полузащитник «Арсенала» проникает в это пространство, создавая перегрузку 3 на 2 (ЦП-ЛП-ЛЗ против ПП-ПЗ соперников).

В случае когда левый полузащитник приближается к штрафной площади, правый защитник соперника следует за его передвижением. Тогда левый защитник будет иметь пространство на фланге для забега (изображение 8). Но левый защитник должен понять движение левого полузащитника до того, как начнет свой забег.

Когда передача B выполнена, левый полузащитник начинает двигаться ближе к воротам (вынуждая правого защитника оппонента следовать за ним). Теперь левый защитник должен поспособствовать его забегу вперед так, чтобы опорный полузащитник мог сделать пас С. Благодаря этой передаче «Арсенал» входит в атакующую фазу и старается там закрепиться.

«Арсенал» создает небольшие треугольники для передач (изображение 9) перед обороной соперника (позволяя создавать перегрузку и отдавать передачи более надежно). Здесь опорный полузащитник обеспечивает первую линию защиты на тот случай, если их атака сорвется и возникнет риск контратаки. Центральные защитники распределяются по краям, а два крайних защитника находятся выше на поле.

Фланговые полузащитники (ПП и ЛП) и крайние защитники (ПЗ и ЛЗ) никогда не бывают на одной линии (горизонтальная линия, как на изображении 9). Если один из них находится возле боковой линии, другие смещаются к штрафной и наоборот. Это вынуждает оппонентов растянуть оборонительную линию, в результате чего создается пространство для атаки «Арсенала». В приведенном выше примере центральный полузащитник отыгрывается с центрфорвардом (центральный защитник выдвигается за центрфорвардом, нарушая тем самым линию обороны). Правый полузащитник приближается для поддержки центрального полузащитника, а правый защитник понимает ситуацию (передача C является сигналом для забега правого защитника по флангу) и идет вперед по краю, чтобы обеспечить поддержку. Поскольку форвард находится вне своей позиции, левый полузащитник выполняет роль нападающего, а левый защитник исполняет роль левого полузащитника (перегрузка штрафной площади для того, чтобы заставить противника потерять «своих» игроков и уменьшить возможность контратаки) и приближается к воротам. Этот пример происходит с различным сочетанием игроков в разных областях на поле.

Атака

В атаке «Арсенал» проявляет свои лучшие качества, когда игроки не ограничены какой-либо одной ролью, а меняются ролями и больше передвигаются. Креативные игроки (каждый игрок имеет право быть креативным в этой фазе игры) поддерживаются движением крайних футболистов и нападающих.

Как только «Арсенал» обосновался в центре поля (более длительное владение мячом на стороне поля соперника, соперники не прессингуют и вынуждены низко опускаться), их построения игры в полузащите завершается навесом, разрезающей передачей, сменой направления и т.д.

Когда у «Арсенала» имеется настоящий таргетмен (ван Перси, Жиру) в качестве нападающего, навесы становятся серьезным опужием для взятия ворот. Построение игры перед навесом включает комбинационную игру и передвижение (как упоминалось ранее) в завершающей стадии атаки.

В приведенном выше случае (изображение 10) «Арсенал» не может отдать завершающий пас из центра поля, а их центральный нападающий (ЦФ) является хорошим таргетменом (игроком с хорошим передвижением и игрой головой). Заставляя противника смещаться в штрафную, создаются пространства на флангах для навесов. Пас А в центральной области дает сигнал правому защитнику (ПЗ) смещаться в штрафную к воротам (правый полузащитник занимает место на фланге). Передвижение правого защитника заставляет левого защитника противника следовать за ним, тем самым давая правому полузащитнику «Арсенала» пространство и время на правом краю.

Опорный полузащитник проникает в пространство правого защитника (изображение 10.1) и обеспечивает поддержку правому полузащитнику (в случае если левый защитник соперника быстро накроет правого полузащитника до навеса). Идеальное время продолжительности этого действа будет 5-6 секунд (в зависимости от времени, которое потребуется правому защитнику, чтобы переместиться вперед, увлекая за собой левого защитника противника, и скорости паса от центрального полузащитника до правого полузащитника). Идеальную ситуацию на тренировочной площадке весьма сложно повторить в игровой среде, и могут быть изменения, поэтому передвижения в реальности будут выглядеть несколько по-иному. Как именно – зависит от игрока. Например, передача B может быть отдана обратно опорному полузащитнику, отдавшему первый пас, и этот ОП может подменить правого полузащитника, который делает диагональный забег за спину левого защитника соперника.

Навес с фланга направлен в сторону таргетмена, если он играет, или завершающий навес мог сменить адресата на центрального полузащитника, который обычно размещается на краю площади. Если нет других вариантов, мяч отправляется обратно в полузащиту.

Как упоминалось в предыдущем разделе по полузащите, диагональная передача на флангового игрока (полузащитника/крайних защитников) используется в качестве базы для построения игры в атаке.

После диагонального паса, левый защитник теперь поддерживается одним из опорных полузащитников (ОП). Вертикальный пас (триггер) провоцирует правого защитника соперника (изображение 11) идти вперед и закрыть пространство (оставляя пространство позади). Центральный полузащитник «Арсенала» теперь может свободно переместиться в это пространство (все 5 игроков соперника возле мяча и не замечают передвижения центрального полузащитника). Озил в роли центрального полузащитника идеально подходит для этой роли благодаря техническим качествам, и его перемещение в это небольшое пространство (желтая область на изображении 11.1) остается незамеченным. Теперь опорный полузащитник находит центрального полузащитника обратным пасом за спину правого защитника соперника. Завершающая передача в сторону ворот может быть прямым пасом на форварда или обратным пасом на край площади, в зависимости от реакции противника на первоначальное движение.

Быстро переходя из обороны в атаку, «Арсенал» предпочитает играть в одно касание, тем самым передвигаясь вперед вместе с мячом. Это не мешает скорости их перехода, а также переводу мяча в ключевые области с минимумом пасов. Если таргетмен находится на поле, он будет часто использоваться в качестве центра притяжени при контратаках. Например, если ван Перси/Жиру были бы нападающими, они поддерживали бы игру в центре, позволяя другим атакующим футболистам идти вперед и вести игру. Если бы рядом с ними был любой другой игрок «Арсенала», они пытались бы использовать забег третьего футболиста, чтобы пробить оборону соперника.

Центрфорвард (ЦФ) должен обладать хорошими физическими качествами, чтобы удержать центрального защитника (который выдвигается за ним, когда сделан пас А). Он должен также хорошо двигаться, чтобы освободиться от противника, когда отдана завершающая передача (после пасов А и В). Завершающая передача в этом случае будет отдана обратно на нападающего, поскольку защитники соперника последуют за мячом, а центрфорвард останется неприкрытым после того, как отойдет чуть назад от линии обороны.

Ситуации, описанные в данной статье, являются идеальными примерами. Они будут меняться в зависимости от ситуации на поле и качества соперника. Аналогично уровень игроков на каждой позиции имеет огромное влияние на исход каждой ситуации.

Видеозаписи, показывающие множество примеров из данной статьи: