5 мин.

Арустамян: «Спартак» будет очень активен зимой на трансферном рынке»

Комментатор «Матч ТВ», блогер «Народки» Нобель Арустамян рассуждает о том, что будет в «Спартаке» в ближайшее трансферное окно.

О РЕЗУЛЬТАТЕ И СИЛЕ КОМАНДЫ

Сейчас очень популярен тезис о том, что а) «Спартак» играет в силу своих футболистов и потому 6-е место логично, и б) наоборот, «Спартак» не играет в силу своих футболистов, и потому 6-е место – это позор. 

Думается, многое подгоняется под результат. Мы таким подходом нивелируем роль тренера команды, который и заставляет игроков выдавать чуть больше, чем они могут или, наоборот, при нем они деградируют.

Состав «Спартака» действительно не самый сильный в лиге. Команда стала слабее по сравнению с самой собой двухгодичной давности. И у Дмитрия Аленичева не получается сделать так, чтобы «Спартак» играл сильнее своих возможностей – во всяком случае, в матчах конца круга. «Спартак» идет на 6-м месте и публике все равно уже, имеет тренер спартаковское прошлое или нет. Нет ни результата, ни красивой комбинационной игры.

Аленичев имеет право на критику футболистов, но и у тех есть аргументы – команда на тех же местах, что была и при Якине, и она ниже, чем была при Карпине. Уверен в том, что «Спартак» вряд ли сейчас может претендовать на первое-второе место, но цепляться за тройку, бороться за медали команда просто обязана. Команда слабее по составу «Зенита», ЦСКА и «Локо».

О ТОМ, КТО СТРОИТ КОМАНДУ

Но мы подходим к главному – строительству команды. Есть два пути: потратить в одно-два трансферное окно большие деньги или строить состав годами. ЦСКА строил состав годами. Последний крупный трансфер армейцев – это покупка Витиньо, которого приобрели почти за 10 миллионов евро два года назад. Все остальное – аренда, свободный трансфер. Состав строится, футболисты прогрессируют. Значит, дело не только в деньгах, но и в стратегии.

Как я понимаю, Аленичев и Сергей Родионов хотят выстроить стратегию. А это – в первую очередь костяк. Мне всегда казалось, что костяк – это Комбаровы, Паршивлюк, Глушаков, Ребров… То есть россияне.

При Карпине было не так, Валерий говорил о том, что лимит мешает. Было много бразильцев, а солировали Алекс и Веллитон. Потом было интервью Леонида Федуна, в котором он сказал, что клуб станет готовить игроков для сборной России, а не Бразилии. И не скажешь, что Федун пожалел денег, появились Комбаровы и Глушаков, подписали Широкова. Но в итоге мы видим, что костяк-то вроде есть, но результата нет.

Значит, будет новая стратегия. Продать сразу 5-6 игроков россиян и вместо них купить 5-6 русских – это очень тяжело.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ТРАНСФЕРЫ

И я не совсем понимаю, с кого сейчас спрашивать за трансферы. Федун весной передал дело профессионалам. Кто решает – Родионов или спортивный директор Попов, или люди в совете директоров, в частности, Александр Жирков? Думаю, что мы должны говорить о том, что главный все равно тот, кто подписывает чек. Нет ничего удивительного в том, что Федун, который тратит на клуб свои деньги, контролирует их расходование.

Я часто в блоге говорю о том, что спортивные проекты «Зенита» и ЦСКА мне понятны. Какой спортивный проект «Спартака»? Мне это непонятно. Мне кажется, болельщики до сих пор живут понятием «спартаковский футбол». И летом болельщик жил предвкушением – вау, круто, как это будет! Но производство такого футбола (я такой термин употреблю) требует очень тонко понимающих игру исполнителей. Их надо или искать в лиге, что дорого, или брать из своей системы, таким образом проверяя систему на жизнеспособность.  

В моем представлении год должен быть переходным. Было бы правильным объявить о том, что это вот так: Аленичев знакомится с составом, клуб терпит и просит об этом болельщиков. Наверное, зимой будет серьезная перетряска состава. Но меня волнует больше не то, кто уйдет (я полагаю, это Мовсисян, Макеев, Кирилл Комбаров, Озбилиз), а то, кого клуб может купить. Расстаться с тем же Глушаковым и попытаться найти ему замену – это очень сложно. 

И важно, кто ведет поиск футболистов. Чаще встречается вариант, когда клубы берут футболистов под свою философию, ведь тренеры меняются. Насколько понимаю, все равно ключевая фигура – Федун. Наверняка он устал от неудач и склонен доверять Аленичеву. Но сейчас надо признать, что глобально приход Аленичева в команду ситуацию не изменил. Было много позитива поначалу, но к зиме все вернулось на те же, что и при Якине, позиции.

Как в итоге будет строиться «Спартак»? Будет ли решающим слово Аленичева при подборе игроков? Кого выберут – опытных новичков или поставят на молодых? Команда по-прежнему в процессе строительства и судя по тому, что говорит Аленичев, он все же хочет строить романтический «Спартак», который будет играть в атаку, что 5:4 лучше 1:0. Но путь, который прошла команда за эти 15 туров, говорит о том, что и 1:0 было бы неплохо, это бы означало, что как минимум оборона у команды выстроена хорошо.

Мне думается, что мы несколько недооцениваем роль спортивного директора клуба Дмитрия Попова. Он непубличен, и его роль до конца мне не ясна. Роль, видимо, важная – потому что гендиректора и тренеры меняются, а он остается. Он чуть ли не личный советник владельца. Но какова степень его ответственности за результат, за покупку, допустим, Зе Луиша? Много загадок, нет цельной системы, человека, с которого бы можно спросить за тот или иной трансфер.

Мой прогноз – «Спартак» будет очень активен зимой на рынке. Нас ждет смена 3-4 позиций в составе, Аленичев сохранит свой пост и доработает как минимум до конца сезона. Хотя в случае поражений этой осенью может быть все, что угодно.

Нобель Арустамян