Босс, португальцы, хвост. Сергей Овчинников от А до Я
Поздравляем с 45-летием Сергея Овчинникова и представляем его футбольный и жизненный путь в азбуке.
Акинфеев. В сборной и клубе Овчинников ныне пересекается с Игорем Акинфеевым, который во многом стал продолжателем его дела — побил его рекорды, стал главным вратарём страны. Одна разница — если себя Овчинников считал средним голкипером, то про Акинфеева говорил так: «Игорь давно в ряду лучших в мире. Нойер, Куртуа пришли недавно. А Акинфеев уже много лет показывает высочайший уровень».
Босс. У Овчинникова было, возможно, самое брутальное прозвище среди всех российских футболистов, а пошло оно из семьи вратаря. Сейчас, когда Сергей Иванович работает тренером, ещё остались футболисты, с которыми он выходил вместе на поле, но при всех, по словам Овчинникова, они его Боссом уже не зовут.
Вид на жительство. Играя в Португалии, Овчинников приобрёл дом на берегу моря, который позже отобрали фискальные органы страны. В знак протеста нынешний тренер ЦСКА и сборной России взял и выбросил вид на жительство в Португалии.
Гершкович. Считается, что именно из-за Михаила Гершковича Овчинников не поехал в 2002 году на чемпионат мира, хотя он в своей книге пишет, что Олег Романцев передал Юрию Сёмину, чтобы вратарь был готов к вызову. Правда у Гершковича и Овчинникова разнилась — более-менее сходились они лишь в том, что в каком-то контексте прозвучала фраза «Не вызывайте меня в сборную». Для Овчинникова это было разумное предложение — он летел в национальную команду с Азорских островов, чтобы отсидеть на скамейке товарищеский матч с Германией-2. Гершковичу показалось, что это претензия. В 2009 году Овчинников вступил в Объединение отечественных тренеров, которое возглавляет Гершкович.
Джип. В 2005 году вратарю сделали аэрографию на джипе, нарисовав «железнодорожную» литеру «Л» — этот автомобиль сразу стал одним из самых узнаваемых в российском футболе. Овчинников утверждал, что не расстанется с машиной, но в итоге джип он продал.
Журналисты. Отношения Овчинникова с журналистами всегда складывались сложно — они его любили за честность и прямоту, а он не всегда мог их терпеть. Зато, как мы узнали из очередного поста-истории в «фейсбуке» Ильи Казакова, любимым журналистом Босса стала наша Галина Козлова.
Закрыл рот. Метод радикального похудения от Сергея Овчинникова заключается в отказе от еды: «Жил по диете Людмилы Марковны Гурченко — закрыл рот. Не ел вовсе. Мне это не так тяжело давалось». Однажды в Португалии вратарь за неделю сбросил восемь лишних килограммов.
Индира. Сергей Иванович очень любит собак, а в Баковке с ним жила восточно-европейская овчарка Индира. Работая тренером в Киеве, Овчинников признавался, что скучает по Москве, что ему не хватает любимой собаки, чтобы чувствовать себя как дома.
Киев. Киевский период стал поворотным в жизни Овчинникова. Именно работая в третьем для себя «Динамо», тренер разошёлся с первой женой Ингой, в Киеве же он сумел сбросить 20 килограммов, в Киеве понял, что хочет большего, чем быть помощником главного тренера. В штабе Юрия Сёмина к Овчинникову пришёл и первый тренерский успех — в 2008 году «Динамо» стало серебряным призёром чемпионата Украины.
«Локомотив». Наверное, «Локомотив» всё же стоит называть командой жизни Сергея Овчинникова, хотя в этой жизни было столько противоречий, что однозначный ответ дать сложно. Одно можно сказать точно: болельщики «Локо» будут всегда любить Босса — он, вместе с Дмитрием Лоськовым и Вадимом Евсеевым, был самым ярким представителем лучшего периода в истории команды.
Минск. Пятое «Динамо» в жизни Овчинникова (после Москвы, Сухуми, Брянска и Киева) — минское. Здесь Сергей Иванович проработал недолго, по собственной версии — из-за кризиса. Версия менеджмента «Динамо» получилась куда более поэтичной: руководители клуба считали, что минчане слишком много матчей выигрывают «с божьей помощью».
Ненависть. Овчинников всегда слыл весьма эмоциональным человеком. Однажды он сказал: «Ненавижу две вещи — хлебные крошки на столе и „Спартак". Начав тренерскую карьеру, Сергей стал сдержаннее, но в матчах со „Спартаком" он по-прежнему яростен — в прошлом году его даже удалили со скамейки запасных ЦСКА во время дерби.
Оливковое масло. Во время футбольной карьеры Овчинников любил пари. Ещё играя за сухумское „Динамо", Босс съел на спор 50 хинкали, запив тремя литрами сока. В „Локомотиве" вратарь поразил своих одноклубников, сумев на спор выпить небольшой графин оливкового масла.
Португальский судья. Португалия странным образом вплелась в жизнь Овчинникова. Помимо разорванного вида на жительство здесь и игра за два крупнейших клуба страны — «Бенфику» и «Порту», и удаление в матче на Евро-2004, спровоцировавшее забег по полю Отара Кушанашвили. Но самое удивительное столкновение Босса с Португалией и португальцами случилось уже в «Локомотиве». Легендарный гостевой матч с «Монако» судил португалец Лусилиу Баптишта, который имел свои счёты с Овчинниковым ещё по матчам чемпионата страны. В Монте-Карло Баптишта без зазрения совести убил «Локомотив», начав с того, что заставил российского вратаря переодевать свитер, а закончив пенальти и удалением в первом тайме. Через год они встретились вновь, с теми же последствиями! Португальца поставили судить матч «Рапид» — «Локомотив», и во втором тайме он назначил дежурный пенальти в ворота Босса, удалив при этом игрока «железнодорожников».
Рекорды. 10 раз Овчинников входил в число лучших игроков России (больше — никто), а до недавнего времени ему принадлежал и рекорд по количеству сухих матчей в чемпионате России — 129. Год назад это достижение перекрыл Игорь Акинфеев, когда ЦСКА разгромил «Уфу» 5:0. Тренер «армейцев» к падению своего рекорда отнёсся философски: «У меня много рекордов, на его век хватит».
Сёмин. Как и любой выпускник золотого «Локо», Овчинников глубоко уважает Сёмина, но при этом он не раз признавался, что их взгляды на футбол расходятся. Если Сёмин любит прагматичный футбол, то его ученик — яркий, атакующий.
Тренер. Реализовать свою концепцию самостоятельно и до конца Боссу пока не удаётся. Главным тренером он работал лишь в «Кубани», Брянске и Минске и больше всего, похоже, жалеет, что в Краснодаре ему не дали закончить до конца начатое. Впрочем, для «Кубани» это, увы, норма жизни.
Удаления. Характер и желание разобраться во всём самому стоили Овчинникову по ходу карьеры многих матчей вне заявки. Наряду с редким для голкиперов даром отражать пенальти у Босса была и редкая способность получать разноцветные карточки.
Фабио. Овчинников был одним из тех, кто до конца защищал Фабио Капелло, хотя пришёл работать в сборную России до итальянца — его приглашал ещё Дик Адвокат. «Вспомните, для чего мы брали Капелло? Чтобы попасть на ЧМ впервые за 12 лет. Разве эта цель не достигнута? Восемь месяцев назад Фабио считали в России лучшим тренером мира. А теперь мы его уничтожаем», — говорил Овчинников в конце прошлого года.
Хвост. Отращивать хвост Овчинников начал ещё в молодости, в сухумском «Динамо» — тогда в моде были похожие причёски. Хвост был одним из непременным атрибутов вратаря по ходу карьеры, а вот тренер Сергей Овчинников решил от него избавиться. Впервые с другой стрижкой он появился в 2011 году в Минске.
ЦСКА. С Леонидом Слуцким тренера вратарей сборной России связывают давние отношения, рулевой ЦСКА больше года звал Босса к себе. Овчинников не обращает внимания на то, что фанаты болезненно восприняли его появление в «армейском» клубе: «В 90-х у «Локо» и ЦСКА сложились отличные отношения. Не было никакой подоплёки, футбольной вражды. Соперничество было достойным, сугубо спортивным. В жизни по-прежнему уважали друг друга. Самые принципиальные матчи для «Локо» были именно со «спартаком», а не с ЦСКА».
Шевченко. Главный спортивный гонзо-журналист страны Алексей Шевченко выводил из себя Овчинникова задолго до бывшего пресс-атташе сборной России по хоккею Игоря Ларина. После эпохального матча «Динамо» и «Москвы», который в итоге стал последним в карьере вратаря, Шевченко задал, казалось, невинный вопрос о том, была ли брошенная капитанская повязка проявлением эмоций. Босс одарил журналиста самым презрительным взглядом из своей коллекции, сказал: «Ещё один такой вопрос, и я тебе в лоб дам» — и прервал интервью.
Югослав. Когда Овчинников переехал из России в Португалию, один местный журналист разглядел в документах нового вратаря «Бенфики» отчество Иванович и решил, что клуб приобрёл легионера с Балкан. Так началась байка, согласно которой в «Бенфике» Овчинникова приняли как югослава.
Я — капитан команды, блять! Хочет Сергей Иванович этого или нет, но фраза, сказанная им арбитру Игорю Захарову, всегда будет ассоциироваться с ним. В этой фразе, в той ситуации — весь футбольный Овчинников. Прямой, открытый, эмоциональный, лидер — такой, каким мы его любим. С юбилеем, Босс!
==============================================
Ничего подобного, не было у них отличных отношений.