Сборные + клубы = кто сильнее?
Спортивные достижения в футболе уже давно стали поводом для различного рода исследований. Кто-то пытается определить различные закономерности спортивных результатов, иные пытаются систематизировать сырые данные и отобразить в красивой «упаковке». Центр Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова предпринял попытку сделать нечто большее – рассмотреть футбольные противостояния на макро-уровне. То есть проанализировать соревнования по самому популярному виду спорта как глобальное явление.
Как говорилось в предыдущем материале данного блога, сформированный впервые в 2015 году индекс развития футбола состоит из трех основополагающих компонентов: спортивные достижения, популярность футбола и условия для его развития. Данный материал раскрывает особенности методики подсчета первой составляющей и проводит анализ полученных данных. Как сказано выше, спортивные результаты кроме как числом голов, побед и трофеев оцениваются еще и различными системными инструментами. ФИФА использует собственную рейтинговую систему, существует еще похожий рейтинг под названием World Football Elo Rankings, использующий методику расчета данных для интеллектуальных игр (шахматы, шашки и тд). Также ФИФА развивает систему, высчитывающую специфические спортивные показатели для каждого игрока, под названием Castrol Performance Index.
А что не так?
Наш исследовательский коллектив хочет акцентировать внимание на двух вопросах. Во-первых, предметом подсчетов в вышеперечисленных методиках являются основные сборные мужчин и женщин по футболу формата 11 на 11. При этом официальные турниры ФИФА проводятся также по различным возрастным группам, начиная с 17-летнего возраста. К тому же следует не забывать об иных разновидностях игры как футзал и пляжный футбол, в которых, к слову, Россия наиболее успешна в данный момент. Во-вторых, хочется отметить еще одно нелогичное явление в современном футболе – отсутствие глобальной рейтинговой системы для национальных федераций, делегирующих свои клубы на международные турниры. Да, существует всемирный рейтинг самих футбольных клубов, при этом какая-либо привязка к странам, которые они представляют, полностью отсутствует.
У кого лучшие сборные в мире?
Как уже говорилось ранее, подробный и систематический учет данных международных турниров производится только на уровне основных мужских и женских команд. Подобную несправедливость по отношению к остальным разновидностям футбола мы решили исправить, объединив все успехи стран на мировых первенствах до 17 лет, до 19 лет, до 20 лет, по футзалу, пляжному футболу, а также результаты футбольных держав на Летних Олимпийских Играх. Вдобавок были использованы результаты взрослых чемпионатов мира и Кубка Конфедераций.
Данные со всех турниров мы обрабатывали, начиная с 2000 года, то есть в совокупности берется 15-летний срез международных турниров ФИФА. Для учета результатов была введена система оценки условными баллами.
Для каждого турнира максимально возможное число баллов было разным (в зависимости от числа участников). Заработанные каждой страной условные баллы суммировались, после чего производилось ранжирование держав. В таблице ниже представлены ТОП-20 стран по результатам всех сборных команд, к тому же мы сравниваем результаты собственных подсчетов с рейтингом ФИФА для мужских команд (на момент произведения расчетов – декабрь 2014).
На первый взгляд, все выходит красиво и предсказуемо… То есть неинтересно. Однако потом замечается присутствие таких стран, у которых результаты по рейтингу ФИФА и рейтингу всех сборных отличаются на 50 позиций. Круче всех выступает Австралия, которая, занимая 100-е место по оценке главной футбольной федерации мира, уверенно располагается на 17-й строчке нашей версии рейтинга сборных. При этом Россия остановилась в шаге от ТОП-20, заняв 21-е место в рейтинге всех футбольных сборных.
Неожиданные результаты в первую очередь нужно правильно интерпретировать. Это возможно только с помощью детализации итогов расчетов. Допустим, та же Австралия громких побед на мировых первенствах не одерживает, но стабильно на них квалифицируется. За 15 лет австралийцы не смогли лишь квалифицироваться на чемпионат мира среди девочек до 17 лет, в остальных же турнирах «соккерус» были представлены хотя бы единожды. Также не стоит удивляться присутствию Нигерии и Ганы в верхней части таблицы. На молодежных чемпионатах африканские державы стабильно добиваются самых высоких мест, оставим в стороне различные спекуляции о наличии «переписанных» игроков - не пойман, не вор. Южная Корея ни разу не попадала на мировые форумы по футзалу и пляжному футболу, тогда как это одна из немногих стран, способных демонстрировать примерно одинаково высокий уровень выступлений как мужских, так и женских сборных в футболе 11 на 11.
Конечно же, нельзя обойти стороной и показатели России, поскольку, давайте будем откровенны, даже 21-е место в рейтинге всех сборных кажется подозрительно высоким для отечественного футбола. Ответ кроется в рисунке ниже (числа в каждой ячейке – количество условных баллов, заработанных страной с помощью данного турнира).
Самыми «плодоносными» для России оказались чемпионаты мира по пляжному футболу и футзалу. На рисунке выше хорошо видно, насколько узконаправленны спортивные успехи нашей страны особенно по сравнению с 4-мя лучшими странами рейтинга сборных. Успехи отечественного футбола на основных турнирах по футбола 11 на 11 образуют скромную «гармошку», тогда у признанных футбольных держав все спортивные результаты примерно в равной степени распределены. Возможно, уже следующий подсчет данного рейтинга позволит сделать выводы о позитивных явлениях в российском футболе, поскольку определенные успехи в юношеском и молодежном футболе стали появляться.
Теперь плавно постараемся перейти ко второму исследуемому вопросу – футбольным клубам.
Клубы не остаются в стороне
Регламентированные соревнования среди футбольных клубов имеют более богатую историю и традиции, являясь неоттъемлимой частью современного спортивного мира. Отсюда они, как минимум, играют не меньшую роль в общем футбольном развитии стран, чем противостояния на уровне национальных сборных. Несомненно, сразу возникают вопросы, что в условиях футбольной глобализации национальный состав футбольных клубов становится все более разнообразным. Интер Милан выигрывал Лигу Чепионов УЕФА в 2010, имея лишь трех футболистов с итальянскими паспортами в заявке на матч.
В Английской Премьер-Лиге тоже ситуация с футбольными легионерами становится все более острой. При этом объективно нельзя сказать, что сборная Англии стала хуже играть по сравнению с собой образца 2006. Все лидеры клубного футбола соизмеримо доминируют и на уровне сборных команд. Отсюда логично учитывать результаты клубных представителей национальных федераций как отражение их общего футбольного развития.
Как уже отмечалось, мирового рейтинга стран по результатам их футбольных клубов нет. Некоторые конфедерации (Европейская, Африканская и Азиатская) рассчитывают собственные рейтинги стран в соответствии с выступлениями делегированных клубов на континентальных турнирах. Чтобы не изобретать велосипед, мы использовали данные из этих рейтингов. Рейтинги по остальным конфедерациям были подсчитаны вручную с помощью методики УЕФА, с которой можно ознакомиться на официальном сайте организации.
После этого возникла проблема сведения всех расчетов в единый консолидированный табель о рангах. Просто так свести все значения мы не могли, поскольку все турниры различаются по числу и составу участников и, конечно же, по уровню демонстрируемого мастерства. Решение было следующим:
1. Внутри каждого континента значения, набранные странами, были переведены в единообразную систему, где страна с наивысшим число баллов получала 100, а остальные бы набирали баллы пропорционально своим значениям.
2. Для каждого континента был выведен свой коэффициент значимости в зависимости от выступлений представителей данных континентов на Кубке Мира среди клубов ФИФА. Был выбран именно данный турнир, поскольку это единственное официальное соревнование, объединяющее все конфедерации на клубном уровне. Полученные коэффициента можно увидеть в таблице ниже.
3. Значения стран в 100-бальной системы пере множатся на соответствующие их конфедерации коэффициенты значимости.
В итоге был сформированный единый рейтинг всех 209 стран ФИФА в зависимости от результатов их клубных представителей на клубном уровне. Топ-20 стран по данному показателю представлены в таблице ниже.
Результаты подсчетов показали довольно логичное расположение стран. Небольшим шоком стало присутствие Парагвая на 9-месте. Однако детализация результатов вновь указала на наличие определенных предрассудков в восприятии футбольной действительности. Что вот среднестатистический футбольной болельщик знает о клубном футболе в Южной Америке? В лучшем случает скажет слова «Кубок Либертадорес» и перечислит несколько клубов из Бразилии и Аргентины. А тут оказывается, что в 2013 и 2014 годах в финале самого престижного клубного турнира Южной Америки играли парагвайские клубы. В 2015-м парагвайская команда остановилась на стадии полуфинала, в 2012-м на стадии четвертьфинала. Вот так вот – парагвайский футбол, оказывается, жив и процветает.
Радует и объективное (без сарказма) 11-е место России в рейтинге. Столь высокий показатель объясняется тем фактом, что, как было установлено, Россия принимает участие в сильнейшем континентальном клубном турнире мира. К тому же отечественный футбол располагается на 7-м месте клубного рейтинга стран УЕФА. Поскольку этот сезон пока складывается более чем удачно для российских клубов, определенные перспективы для улучшения позиций в следующей редакции рейтинга вполне реальны.
И что дальше?
Объединяя полученные результаты подсчетов, мы формируем итог по первой составляющей индекса развития футбола – «спортивные достижения». Полученные два рейтинга также дополняются официальным рейтингом ФИФА для мужских сборных. Поскольку он учитывает результаты не только чемпионатов мира, как делает наша методика, но вообще все игры сборных, включая товарищеские встречи, то просто проигнорировать наличие подобных данных было бы глупо. В планах еще было использовать и женский рейтинг ФИФА, но он включает лишь 139 стран, опять-таки развитых. С целью искусственно не устоять уже состоявшихся футбольных супер-держав, женский рейтинг не используется как фактор поддержки.
Подсчет итоговых спортивных достижений стран подсчитывается по методу сумы рангов. То есть места, занимаемые странами в каждом рейтинге складываются. Страна с наименьшей суммой занимает наивысшее место, дальше страны ранжируются соответственно.
Конечно, кричать и громко заявлять, что данное исследование перевернуло футбольный мир, будет некорректно. Однако все-таки определенные стереотипы подобный нешаблонный взгляд на всемирное распределение футбольных сил помогает разрушить. Более важно то, что в отличие от официального рейтинга ФИФА данная система оценки позволяет сделать сразу комплексный анализ футбольного развития стран: где клубы отстают от успехов сборных команд, а где наоборот; у кого молодежь футбольная вырастает в звезд топ-класса, а у кого однажды зажженные «звездочки» единовременно угасают?
Именно установление причинно-следственных связей было одной из главных целей данного исследования. На базе этого национальные федерации могут более рационально распределять свое финансирование, поощряя субъекты, дающие реальные и систематические результаты. К тому же сразу выявляются изъяны в области подготовки спортивного резерва. Кто-то не может правильно вывести игрока на уровень взрослого футбола, другие страдают слабым развитием женского футбола или иных разновидностей игры. Подобные аналитические срезы очень важны с точки зрения поставновки стратегических целей для национального футбольного развития.
В дальнейшем будет раскрываться более подробная информация относительно следующих групп критериев Индекса Развития Футбола, специфики сбора и учета данных, а также интерпретация и оценка результатов первого подсчета индекса развития футбола. Любая обратная связь приветствуется.
Дополнительно о данном исследовании можно узнать, прочитав статью о Football Development Index в журнале “GR Sport”, или посетив сайт sport-research.com.
Авторы исследования: Воробьев А. И., Солнцев И.В., Осокин Н. А., Шамарин А. С., Ремизов К. К., Рубанович К. Б. и Прилепкин А. И.
Центр Стратегических Исследований в Спорте – Российский Экономический Университет им. Г. В.