Как оторвать болельщиков от дивана и сделать идеальный стадион?
Владислав Воронин рассказывает, как клубы подстраиваются под людей, которые не могут жить без интернета.
Все адекватные клубы мира понимают: сегодня мощный маркетинг не менее важен, чем трансферная политика. Если не доказывать болельщикам, что стадион намного привлекательнее теплой гостиной и плазменного экрана, доходы в дни матчей будут стремительно падать, а в Европе Matchday – это слишком важно и серьезно, 15-35 процентов заработка.
Согласно исследованию Cisco, в США уже 57 процентов болельщиков предпочитают смотреть спорт дома. В походах на стадион они видят кучу минусов: сложно разглядеть происходящее на поле (на это жалуются 39 процентов), не хватает повторов опасных моментов (32%), удручает наличие только одного ракурса (32%), напрягают пробки, проблемы с парковкой (31%) и очереди за едой (17%), нет статистики и прочей сопутствующей информации (15%).
Самый мощный стадион мира
Чтобы отвоевать хоть какую-нибудь аудиторию у телевизора, клубы вкладываются в технологическое развитие стадионов – и в первую очередь всех интересует мобильный интернет. В этом плане есть абсолютный мировой лидер – арена Levi’s Stadium в Калифорнии, открывшаяся летом 2014 года и стоившая 1,3 миллиарда долларов. В эту космическую сумму вошло и устройство Wi-Fi-сети, которая охватывает каждое зрительское кресло и на первом матче в истории передала 3,3 терабайта информации.
Зачем это нужно, легко объяснит статистика: 75 процентов болельщиков приходят на стадионы со смартфонами.
Для этой аудитории «Сан-Франциско» разработал приложение, в котором можно посмотреть повторы с разных камер, заказать еду прямо на сектор, заранее забронировать место на парковке, купить билет...
Это приложение настолько заинтересовало индустрию, что вскоре группа из 25 разработчиков, которых нанял «Сан-Франциско», отделилась от клуба и открыла собственную компанию VenueNext. Теперь у нее есть офисы в Кремниевой долине и Нью-Йорке, а заказы поступают даже от клубов НБА. Недавно проект привлек 9 миллионов долларов инвестиций от Twitter, Live Nation Entertainment и Aruba Networks.
Приложение «Сан-Франциско» для похода на стадион пока крайне успешно: им пользуются более 65 процентов владельцев абонементов, за матч со смартфонов поступает минимум 2100 заказов еды и напитков.
Зачем нужны приложения на стадионах?
Билеты
Прямо в приложении можно купить билеты на ближайшие матчи, уже на стадионе – доплатить и улучшить свое место (если есть свободные кресла). Также VenueNext модифицирует аппараты Kezar, которые считывают электронные билеты с экранов смартфонов. Как утверждает компания, в ближайшем будущем девайсы даже не надо будет никуда подносить, система сама сможет вычислять смартфоны с купленными билетами по беспроводной сети.
Есть и другое приложение – Seaters, которое продает билеты на матчи и концерты из категории Sold Out. Его выпустил Жан-Себастьян Госин, билетный агент из Бельгии, который более 10 лет зарабатывал на матчах сборных, Олимпийских играх и так далее.
«Даже если везде написано, что билеты проданы, всегда есть пустые места. Маленькую часть возвращают агентства, продающие билеты, что-то не раздают спонсоры, получающие бесплатные места, что-то возвращают сами игроки и их семьи. В последний момент билеты всегда появляются, а мы помогаем организаторам их продавать», – объясняет Госин.
Принцип работы приложения простой: как только на матч вешают табличку «Sold Out», он появляется в списке Seaters, вы встаете в очередь и ждете пуш-уведомления о поступлении билетов. Как только они появляются – бежите покупать. Все билеты продаются по номиналу, но приложение забирает себе 20 процентов в качестве комиссии за срочность.
Из известных европейских клубов с Seaters пока сотрудничает только «Лион».
Еда, напитки
Приложение «Сан-Франциско» позволяет заказать еду с доставкой прямо к вашему креслу. Это занимает около 10 минут и стоит ровно 5 долларов. Заказ приносит такой курьер.
Приложение учитывает и запоминает все ваши предпочтения. При следующем посещении стадиона оно предложит вам заказать понравившийся бургер.
При желании еду можно забрать самостоятельно в отдельном окошке – например, приложение амстердамского «Аякса» подскажет, где нет очереди и какой пункт выдачи ближе всего к вашему сектору. «Каждый болельщик может перекусить или попить без часового ожидания в очереди. Небольшой шик! Как только болельщик воспользуется этим приложением, он больше не захочет стоять в очередях», – говорит менеджер по маркетингу «Амстердам Арены» Йерун ван Ирсель.
Система SeatServe, которой пользуется «Аякс», самостоятельно мониторит нагрузку на все киоски с едой, поэтому потоки болельщиков распределяются равномерно, и нигде не образуется толпа. Интерес к SeatServe уже проявила компания Coca Cola Enterprises.
Карта
Приложение «Сан-Франциско» не только подскажет, как лучше всего добраться до стадиона и своего сектора (это само собой), но и точно определит, где нет очередей в туалет, в какой точке меньше всего придется стоять за атрибутикой, а если попросите, то нанесет на карту и ваших друзей, с которыми вы хотите встретиться. Больше не придется звонить друг другу по пять раз и размахивать руками в толпе.
Видео
Скорость интернета на стадионе «Сан-Франциско» позволяет смотреть повторы всех моментов в HD-качестве. При этом внутри клуба действуют строгие правила по загрузке эпизодов в приложение.
«Мы знаем, что если видео не было загружено через 5-10 секунд по окончании момента, оно уже никому не понадобится. Люди хотят смотреть повторы сразу», – рассказывает бывший вице-президент по техническому развитию «Сан-Франциско» Дэн Уильямс.
Поэтому все повторы загружаются в среднем в течение 7 секунд. Кадры поступают сразу с нескольких камер, чтобы болельщики сами могли выбрать наиболее подходящий ракурс.
Игры
Клуб НБА «Орландо Мэджик» совместно с VenueNext запускает приложение с виртуальной валютой Magic Money. Она будет разыгрываться в формате Daily Fantasy: болельщики перед матчем смогут набирать игроков в команды и устраивать однодневные мини-турниры, а победитель, получивший определенное количество Magic Money, будет обменивать валюту на еду, напитки или билеты.
Атмосфера
Клуб НФЛ «Даллас» использует приложение не только для оказания услуг, но и для создания шикарной атмосферы. Периодически всем болельщикам может приходить пуш-уведомление с просьбой нажать на кнопку Unite This House («Давайте объединимся»). После нажатия надо положить палец на пульсирующую звезду в центре экрана и поднять смартфон над головой – тогда начнет мигать яркая вспышка, и стадион зальет красивое мерцание со всех трибун. Говорят, сдержаться и не закричать невозможно.
Прибыль
Технологическое развитие может резко увеличить доходы клуба. Самый яркий пример – «Денвер» из американского футбола.
Исследование компании Cisco еще в 2012 году показало, что 36 процентов зрителей готовы временно уходить с трибун по ходу матча (например, чтобы взять еду), если при этом смогут смотреть игру по телевизору. Основываясь на этих цифрах, клуб повесил в подтрибунных коридорах 1200 (!) экранов шириной от 55 дюймов. В итоге появилось море дополнительных рекламных площадей, на экранах стали крутить не только повторы моментов, прямой эфир и статистику, но и различные партнерские ролики. Это увеличило рекламные доходы «Денвера» на 50 процентов.
Знакомства
У клубов есть и нестандартные проекты. Например, «Хетафе» в октябре выпустил Getafinder – как понятно из названия, это практически копия популярного приложения для знакомств Tinder. Но если Тиндер открыт для всех, то в Getafinder пытаются найти себе пару только болельщики: на аватарках видна клубная атрибутика. Логика «Хетафе» понятна: надо же как-то поднимать посещаемость, которая в прошлом сезоне в среднем составляла 7 753 человека (19-й показатель в чемпионате Испании).
Getafinder Porque el humor nunca nos ha faltado»GETAFINDER» Posted by Getafe C.F., S.A.D. on 13 октября 2015 г.
Нельзя ли без интернета?
Нет. Далеко не все болельщики идут на стадион, только чтобы болеть за команды или отдельных спортсменов. По данным того же исследования Cisco, в первую очередь людей интересует приятная и легкая атмосфера: 63 процента аудитории назвали ее в числе приоритетов при походе на стадион, и только 42 процента упомянули в этом списке боление. Еще 43 процента назвали среди приоритетов приятный досуг с друзьями и родственниками.
Генеральный менеджер спортивного направления Cisco Крис Уайт: «Время меняется, и спрос на доступ к интернету просто невероятно высокий. Есть демографические изменения, и все владельцы клубов хотят их уловить. Поэтому мы видим, что за последние пять лет в спорте появилось больше инноваций, чем за последние полвека».