Экс-чиновник РФС: «Я допускаю, что до конца года Мутко покинет должность министра»
— Российский футбол последнее время показывает неплохую динамику: клубы успешно выступают в еврокубках, национальная сборная квалифицировалась на чемпионат Европы 2016 года. Тем не менее в развитии отрасли, и это подчеркивают многие футбольные субъекты, очевидна стагнация — средняя посещаемость матчей остается на прежнем уровне, зрительский интерес не повышается, невелики и релевантные коммерческие доходы профессиональных клубов. Эти и другие темы будут обсуждаться на ноябрьском заседании Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, посвященному вопросам развития футбола. У вас есть информация, в какую сторону качнется маятник, — проблемные вопросы футбола или последние успехи национальной сборной?
— Все зависит от президента страны, а точнее, от того, что он захочет услышать, и от его администрации — о чем они захотят ему доложить. Борьба за повестку очередного заседания идет и сейчас: одна группа влияния (это некоторые работники президентской администрации) делает упор на проблемы современной модели управления российским футболом, вторая (аппарат правительства) — на подготовку страны к чемпионату мира, третья (руководство Министерства спорта) хочет рассказать о том, как у нас всё и везде замечательно. Так что на сегодняшний день есть как минимум три проекта доклада президенту — с разной информацией и акцентами. Хочется верить, что Владимир Путин не забыл про июньское заседание, где поднимались вопросы необоснованных выплат агентам, перегретый трансферный рынок, крупные переводы за рубеж…
Долгие годы он выслушивал бюрократические отчеты о темпах строительства инфраструктуры и фразы из серии «Надо развивать детско-юношеский футбол», которые стали любимой мантрой нашего спортивного чиновничества. Но летом захотел услышать что-то другое. И услышал — потому в ноябре и состоится новое заседание, посвященное исключительно теме футбола. С одной стороны, есть надежда, что он захочет разрешить футбольные проблемы, — ведь катастрофическая финансовая политика клубов не только опустошает бюджетные источники, но и дестимулирует молодых игроков.
Но есть и другая сторона — категорическое нежелание власти углубляться в проблемы футбола. Она, власть, про футбол вспоминает только в тот момент, когда на всех фронтах у нас провальные результаты. А тут вроде и сборная на Евро пробилась, и клубы в еврокубках себя проявляют — чем не повод поговорить о хорошем? Забыв при этом, что несколько десятков профессиональных клубов за последние годы исчезли с футбольной карты, еще столько же находятся на грани банкротства…
— Кто готовит заседание Совета?
— Помощник президента Игорь Левитин и заместитель начальника Управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Алексей Кулаковский, но инициативу у них пытается перехватить Виталий Мутко. Не исключено, что уже перехватил. Руководителем рабочей группы по подготовке Совета является губернатор Самарской области Николай Меркушкин, так как заседание планируется провести в Самаре.
— Вам известны какие-то тезисы, которые захотят представить докладчики?
— А они из года в год не меняются: материально-техническая база, методическое обеспечение, опять же, детско-юношеский футбол. Все в общих чертах, все мы это уже проходили. Знаю, что Министерство спорта вдруг захотело сообщить президенту про создание системы центров футбола по примеру Немецкого футбольного союза. Я на протяжении последних 8 лет об этом говорил, наши специалисты программу даже разработали, лоббировал ее реализацию через нынешнего вице-премьера Аркадия Дворковича, который, кстати, на ближайшем Совете тоже будет присутствовать. Никому это восемь лет не нужно было. И вот теперь, за три года до домашнего чемпионата мира, Минспорта вдруг про эту тему вспомнило. Хорошо, что мы вышли на Евро-2016, — спасибо футболистам сборной и тренеру Леониду Слуцкому, — но этот локальный успех не отменяет необходимости масштабных изменений в системе управления РФС. Эйфория не должна нас ослеплять.
— На прошлом президентском совете остро встал вопрос о финансировании РФС. С приходом Виталия Мутко дефицит бюджета в достаточно короткие сроки удалось сократить. Эта тема будет поднята перед президентом в ноябре?
— А зачем? Президент сам же и дал поручение этот дефицит сократить. Дайте структуру долгов федерации — и мы посмотрим, из чего они образовались и из каких источников они погашаются. Если долг перед Капелло погашает Усманов, это говорит не о предпринимательских способностях Мутко, а о вмешательстве в ситуацию Кремля. Это очевидно. Перед Мутко поставлена задача скорее не финансы найти, а подготовить сборную к домашнему чемпионату мира. От него ждут спортивные результаты. И Мутко, понимая, что он находится в цейтноте (до домашнего мундиаля ведь меньше трех лет), сейчас бросает на это все силы. Отсюда это нелепое ужесточение лимита на легионеров, отсюда же — про центры футбола, которые он терпеть не мог раньше… В общем, все эти меры носят экстренный характер, хотя подойти к нынешнему дню можно было с запасом, причем с большим.
— В последнее время появились слухи о том, что Виталий Мутко может покинуть Министерство спорта. Вы в это верите?
— Мутко очень плотно интегрирован в спорт и футбол: он и министр спорта, координирующий подготовку домашнего мундиаля, и президент РФС, и председатель Оргкомитета-2018, и член исполкома ФИФА. Мы вот долгое время спорим, может ли совмещать пост тренера в ЦСКА и сборной Слуцкий, но совсем не задаемся вопросом: а может ли делать то же самое Мутко? Способен ли человек отвечать за подготовку сборной к Евро во Франции и координировать деятельность спортивных федераций к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро?
Я допускаю, что до конца года он покинет должность министра, и в то же время не исключаю, что он попытается ввязаться еще в какую-нибудь авантюру. Таков характер этого человека: всё возглавить, всех подчинить, а потом на всех переложить ответственность.
СПРАВКА «НОВОЙ»
ЗАО «Телеспорт» — коммерческий партнер Российского футбольного союза, владеющий эксклюзивными правами на привлечение спонсоров для футбольной федерации и сборных команд страны. Компания в соответствии с договором об отчуждении коммерческих прав от 2012 года является эксклюзивным посредником между инвесторами и РФС до 2018 года; также «Телеспорт», как правило, выступает единственным владельцем эфирного времени (и продавцом — рекламного) на федеральных каналах во время футбольных матчей с участием национальной сборной. Единственным владельцем компании, по данным Росстата и ЕГРЮЛ, является ее юрист — Алексей Олдин, однако бенефициаром «Телеспорта» называют председателя правления Петра Макаренко.
— Некоторое время назад руководитель главного партнера РФС — ЗАО «Телеспорт» — Петр Макаренко обратился в суд с исковым заявлениям о защите чести и достоинства в связи с вашим интервью, где вы обвинили его и Мутко в «коррупционном навязывании контракта Капелло». Из иска следует, что в результате ваших высказываний была сорвана продажа «Телеспорта» структурам Ротенбергов: якобы назначенная на 21 мая 2015 года итоговая встреча с вице-президентом Федерации хоккея России Романом Ротенбергом не состоялась из-за вышедшего 8 мая интервью. Исковые требования Макаренко были отклонены, но интересно другое: причины срыва сделки с Ротенбергом… действительно в вас?
— Я встречался с Романом Ротенбергом, он посмеялся, когда услышал версию Макаренко. Нет, сделка была приостановлена не из-за меня. Но причины есть, и касаются они, как мне кажется, бухгалтерии компании и ее контрагентов… А истинные мотивы истца и тех, кто его поддерживал, — это на моем примере исключить любую критику действующего руководства футбола. Вот и все. Сделать это не удалось: суд принял, на мой взгляд, взвешенное и справедливое решение. Я, честно говоря, даже рад, что Макаренко повел меня в суд. И хочу поблагодарить тех, кто помогал ему составлять исковое заявление. Ведь в нем был отражен ключевой момент: Макаренко, формально не являющийся собственником ЗАО «Телеспорт», фактически признал за собой бенефициарное владение компанией. Теперь не только по слухам, но и по факту все операции, совершаемые компанией, можно связывать с этим человеком. И выгоду от этих операций — тоже.
— Что имеете в виду?
— «Телеспорт» — простой посредник между спонсорами и РФС. За одним лишь исключением: эта компания владеет всеми коммерческими правами федерации — договор на их отчуждение был заключен в 2012 году еще в период правления Сергея Фурсенко. Поэтому РФС формально получает деньги не от спонсоров, а от «Телеспорта». А какую комиссию от первоначальных спонсорских поступлений получает «Телеспорт» и что отдает федерации — вопрос. И этот вопрос особенно актуален в свете нынешней экономической ситуации и постоянных жалоб РФС на нехватку средств к существованию и отсутствие энтузиазма со стороны крупных компаний давать деньги.
— Пока спонсоры охотно идут в РФС: «Норильский никель», «Мегафон»…
— Охотно — не совсем точное определение. Скорее — вынужденно. Я не знаю доподлинно, как убеждали «Мегафон», но примерно представляю: «Ребята, сборной не на что играть — дайте денег». Сейчас другое интересно: позиция титульного спонсора, которую должен был занять НОВАТЭК, оказалась вакантной. Мутко рассчитывал на НОВАТЭК, но, по всей видимости, Михельсону и Тимченко от участия в этом аттракционе невиданной щедрости удалось уклониться. Возможно, получится подтянуть «Газпром». Сейчас, насколько я понимаю, ведутся такие переговоры. Еще один нюанс: выкуп эксклюзивных прав на трансляцию матчей финального турнира Евро-2016. Как правило, с коммерческим предложением к УЕФА выходят национальные телеканалы, которые прежде всего заинтересованы в этом турнире, — для того, чтобы собрать высокие рейтинги и деньги на рекламе. Но в нашем случае гипотетически может быть рассмотрен другой сценарий: права приобретет «Телеспорт», а затем продаст двумя пакетами ВГТРК и Первому каналу. Думаю, многие люди смогут на этом неплохо заработать.
Берегите себя.
И да пребудет с Вами сила