Эрик Дайер: «Лучшего пинка под зад, чем в Мерсисайде, вы нигде не получите»
Большое интервью Эрика Дайера – англичанина, выросшего в Португалии, – после которого вы станете пристально следить за этим парнем — перевод от сайта Wemberley.com.
В интервью The Guardian Эрик Дайер рассказал о своём долгом обучении в лиссабонском «Спортинге», сложной аренде в «Эвертоне», захватывающей форме в «Тоттенхэме» и желании играть за национальную команду после того, как его несправедливо обвинили в попытках избежать вызова в сборную Англии.
Эрик Дайер прекрасно читает игру и предугадывает события — это одна из причин его захватывающего взлёта в «Тоттенхэме», но однажды англичанин всё-таки ошибся. «Ты собираешься обсудить ту фотку, да? Ну, ту, где Феррейра меня ругает. Нет? Ох, а я то подумал... Ну, была одна фотография, где он просто оттащил меня за пределы поля и отчитывал. Всё из-за того, что я первые 10 минут игры много суетился и постоянно ошибался»
Дайер вспоминает своё боевое крещение на позиции опорника и тренера, что предоставил ему такую возможность в «Спортинге». Жезуалду Феррейра известен в Португалии как «профессор», и именно в Дайере он разглядел игрока, который сможет прикрывать четверку защитников впереди. Он включил Эрика в стартовый состав на домашний матч против «Порту» в начале марта 2013-го, одну из самых больших игр в чемпионате Португалии.
У Феррейры горячий характер. «Он не был типичным португальцем, его можно было не на шутку разозлить» — вспоминает Эрик. Когда у Дайера в начале не задалось, Феррейра смог успокоить его. Игра англичанина устаканилась, а матч закончился 0-0. «Это была, возможно, одна из моих лучших игр за «Спортинг». Тогда ему было всего 19, и он был стабильным игроком стартовой обоймы, пока не получил травму в конце апреля и выбыл до лета.
Дайер из тех парней, что умеют адаптироваться и пробивать дорогу через множество испытаний. Когда он дебютировал в «Спортинге» 4-мя месяцами ранее, ещё при Франке Веркаутерене, смог предложить себя на проблемной тогда в клубе позиции правого защитника. Он оформил голевую передачу спустя 4 минуты после появления на поле, а в следующем матче против «Мореиренсе» забил гол и сравнял счёт (2:2).
Следующей остановкой стал «Тоттенхэм», который подписал Эрика летом 2014-го. В первом туре он забил победный и единственный гол «Вест Хэму» в дополнительное время, а в первой игре на «Уайт Харт Лэйн» забил в ворота «Куинз Парк Рейнджерс».
Некоторое время спустя был финал Кубка Лиги против «Челси», в котором Дайер впечатлил многих, особенно своего тренера, Маурисио Почеттино. Выйдя в центре обороны, он не дал запугать себя Диего Косте. Эрик выдал выдающийся матч, хотя его команда и проиграла. Почеттино же почувствовал, что готов доверять ему.
«Думаю, что я хорошо справился с Костой. Он из тех, с кем нужно быть аккуратным. Я видел всех, кто пытался с ним бороться. Не уверен, что это верный подход к нему. С самого начала я хотел дать понять ему, что я не собираюсь сдавать позиции, а после он стал нормально относиться ко мне. Конечно, мы оба умеем говорить на португальском, так что много общались во время игры. В основном перешучивались. С обеих сторон не было злого умысла»
Дайер стал символом игровой схемы Почеттино — трудолюбивой, голодной до мяча и тактически гибкой. Маурисио пробовал приобрести этим летом опорника, который бы закрыл проблемную позицию в «Тоттенхэме», но он знал, что существует альтернативное решение в виде Дайера, игравшего правого и центрального защитника в прошлом сезоне.
Почеттино, как и Феррейра в «Спортинге», смог разглядеть в Дайере лучшие качества: продуктивность и правильность в принятии решений. Сцептицизм, который был вызван сменой привычной игровой роли Эрика, сменился на восхищение. В нынешнем английском футболе, одержимом дорогими трансферами, это было далеко не самое шикарное решение, но оно оказалось эффективным.
Прикрытие Дайером четверки защитников помогло «Тоттенхэму» стать одной из лучших команд по пропущенным мячам. Своими пасами он задаёт темп, а также помогает раскрываться на полную другим, становясь при этом лучше с каждой неделей. Дайер был одним из потенциальных кандидатов на вызов в сборную Англии, а многие болельщики «Тоттенхэма» уже считают его игроком сезона.
«Мне нравится думать о том, что я смог доказать, как неправы были многие, что сомневались во мне. Я знаю, что и как они делали. Люди скажут: «Ох, я ничего в этом не понимаю». Кто-то на моём месте просто бы сделал вид, что не обращает на это внимания, но внутри-то ты все равно думаешь об этом. Это не беспокоило меня, я относился так, будто мне нечего терять. Теперь остаётся лишь поддерживать такое состояние».
Дайер о своём первом тренере: «Он просто оттащил меня за пределы поля и отчитывал. Всё из-за того, что я первые 10 минут игры много суетился и постоянно ошибался»
Дайер мыслит зрело, что совсем не свойственно для его возраста, 21 год. Но всё это из-за богатого жизненного опыта. В семь он с родителями и пятью братьями и сёстрами переехал из Англии в Португалию. Частично причиной стала его мама, Луиза, получившая работу в управлении гостиничным бизнесом перед Евро-2004.
Через год в Алгарве они переехали в Лиссабон, и Дайер попал в футбольную школу «Спортинга», выпускниками которой являются Луиш Фигу, Криштиано Роналду и многие другие.
Дайер играл в «Спортинге» в командах из 7 человек с 8 до 13 лет. Тактическая схема 2-3-1, начинал на позиции правого полузащитника в тройке, а затем опустился ниже и играл в паре защитников, которые, как он говорит, «могли бы на самом деле играть вингеров».
Когда Эрика подпустили к играм 11 на 11, он был центральным полузащитником. На тех грязных полях он оттачивал свою технику и отношение к делу.
«В «Спортинге» очень расслабленный подход к футболу. Они гордятся собой, если вырастят из тебя вежливого и почтительного человека. Они никогда не будут злиться на тебя, если ты отдашь неточный пас, но отругают, если ты отнесешься к кому-то неуважительно. На тебя никто не станет кричать. В Англии, как я слышал, совсем наоборот.
Хороший игрок в их понимании — это тот, кто способен осознать свои ошибки и исправить их. Когда я впервые приехал играть в Англию, то увидел тренеров, которые ругали игроков за ошибки, они буквально разговаривали с футболистами во время игры.
В Португалии тренер бы сидел на скамейке и молчал. Мы просто играем. Для нас было важнее делать ошибки и самим учиться на них. Так мы лучше понимали игру. Я считаю, что плохой игрок — тот, кто делает одну и ту же ошибку дважды».
Дайер испытал культурный шок, когда вернулся играть в Англию. Дело было в январе 2011-го, ему шёл 17-й год, а у «Спортинга» не было команды-дубля, которая бы могла помочь ему попасть в основную команду. По совету отца Джереми, бывшего профессионального теннисиста, он перешёл на 6 месяцев в аренду в «Эвертон». Также были переговоры и с «Манчестер Юнайтед».
Идея была в том, чтобы добавить английской стали к его португальской технике. В конце концов, это ведь сработало с тем парнем, Роналду. «Я играю на гораздо более низком уровне, чем он» — смеется Дайер. «Но, как по мне, смесь 50 на 50 из португальского и английского идеальна. Отец говорил, что мне нужен хороший пинок под зад. Так что я отправился в Мерсисайд, и лучшего пинка под зад, чем там, вы нигде не получите, особенно если приехали из Португалии!»
Эти шесть месяцев оказались кошмаром. «Если быть совсем честным, я абсолютно... нет, не ненавидел это место, но в то же время, я просто думал «Заберите меня отсюда». Настолько там всё отличалось от того, к чему я привык. Стиль жизни, погода, места, люди... даже язык был непривычен. Скаузерский акцент был сложен для меня. Да и футбол здесь был намного агрессивней».
«Эвертон» предложил Дайеру продлить аренду ещё на год, и он согласился. Он знал, что это может помочь ему в развитии, и был вознаграждён. Назначение Алана Ирвайна на пост начальника клубной академии стало отправной точкой. Дайер играл за резервный состав и несколько раз тренировался с главной командой Дэвида Мойеса.
Он описывает Ирвайна как «человека, который мог бы поехать в Португалию тренером, она подходит ему по характеру», и когда Дайер вернулся в «Спортинг», то понял, что он сильнее своих сверстников. Ему не пришлось долго ждать дебюта в основной команде. Эрик испытал трудности, когда в сезоне 2013/14 Феррейру на посту тренера сменил Леонардо Жардим, но вовремя получил приглашение в «Тоттенхэм».
«На этот раз в Англии не было такого сильного культурного шока. Но мне кажется, некоторые стали забывать, что я на самом деле иностранец, хотя именно так они думали ещё в прошлом сезоне. Я англичанин, но для меня всё это было так же сложно, как первый приезд в премьер-лигу для зарубежного игрока.
Мне было тяжело, и примерно в то же время в прошлом году я испытал настоящее утомление. Из-за того, что трансфер был совершен летом, у меня не было полноценной предсезонной подготовки, и я часто уставал, тогда как сейчас я в полном порядке».
Адаптация Дайера побудила его отказаться от вызова в молодёжную сборную Англии на матчи с Португалией и Францией в прошлом ноябре, англичанин хотел тренироваться в расположении «Тоттенхэма».
Он только-только прибыл в новый клуб и незнакомую лигу, испытал трудности со своей физической готовностью. Однако было чувство, что если тренер английской «молодёжки» Гарет Саутгейт, как и ожидалось, не станет наигрывать Эрика в команде, то Дайер только выиграет в долгосрочной перспективе с «Тоттенхэмом».
Во время переговоров с Саутгейтом ему было чётко сказано, что если он собирается вызывать Дайера, то игрок подаст на него жалобу. Тренер согласился, что для игрока так будет лучше. Несмотря на это, некоторый осадок остался, и многие припоминали Эрику, что он избегает вызовов в сборную.
«Не было ни одного случая, когда я бы сказал, что не хочу играть за Англию. Я хочу этого, и в этом году продолжу играть за сборную до 21 года. Во мне много португальского, но я англичанин».
«Вся эта ситуация была абсолютно неправильно истолкована. Я не думаю, что действия обеих сторон были правильными, так что есть чему поучиться. Однако я и сейчас считаю, что отказ был верным решением. Я знал, что если я останусь в «Тоттенхэме», то смогу хорошо тренироваться и вернуться на хороший уровень».
Дайер погрузился в жизнь клуба, даже в их общественные программы. На прошлой неделе, например, он попробовал себя в качестве маляра в рамках программы помощи в обновлении района, которой заведует фонд «Тоттенхэма». Эрик избрал необычный путь, но когда он смотрит в будущее, в его глазах видно только азарт и оптимизм.
«У нас был самый молодой стартовый состав в каждом туре в прошлом сезоне, когда мы финишировали пятыми, и очевидно, что нам всем ещё есть куда расти. Так и будет, ведь каждый наш молодой игрок получает опыт и практику еженедельно. Так и становятся лучше и лучше».
Источник и фото: the Guardian
Источник: Wemberley.com