4 мин.

«Где теряется вкус колбасы?»

Евгений Дзичковский - о том, почему в «Спартаке» все друг друга критикуют. 

СКОРОВАРКА И СВИСТОК

Все когда-то бывает впервые, а потом повторяется. Сначала надежды и оптимизм, затем неудачи, разочарование, критика. Типично спартаковская история. И не из сезона в сезон, а от тренера к тренеру. 

До поражения от «Локомотива» бурление наружу не прорывалось. Дмитрий Аленичев говорил, что такой оборонительный футбол, как против «Ростова», - исключение, и ему верили. В минувшее воскресенье оказалось, что состоялось еще одно явное исключение. При том, что правило стало уже подзабываться. Речь, конечно, об обещанной комбинационной игре с упором на низкий пас.  

И тут у скороварки приподняло свисток. Владелец «Спартака» Леонид Федун, расстроенный только что завершившимся матчем, вынес вердикт: тренер ошибся с составом. Уточняющие вопросы было предложено переадресовать Аленичеву. И не в стилистике «Все в сад!», а с намеком: «Кормлю, пою исправно, в процесс не лезу, а они вон что вытворяют».  

Сам Аленичев, и тоже впервые, негативно упомянул на пресс-конференции четыре фамилии: Паршивлюк, Д.Комбаров, Зотов и Глушаков. Сказано все было очень мягко, но критика есть критика. Тренер делал расчет на созидание флангами, а он не оправдался. Тренеру хотелось меньшего академизма от опорников, но и тут сложилось не вполне.  

Наверное, теперь нам следует ждать слов: «Все перед матчем разжевал-объяснил, а они не выполнили», характерных для отдельных предшественников Аленичева. То есть примерно того же, что сказал Федун, только перемещенного на уровень ниже.  

ВЕРТИКАЛЬ И КОЛБАСА

Нормальная ведь позиция? Спрашивают директора мясокомбината: почему колбаса невкусная? В ответ: не знаю, на линию поставляются только отборные ингредиенты. Спрашивают о том же самом мастера цеха. Ответ: всех детально проинструктировал, показал на пальцах, но рабочие мясорубку крутили внутрь, а не наружу. Хотя от них хотелось бы большего.  

Сразу понятны виноватые: низы. И пострадавшие: потребители колбасы. Которых в первую очередь заботит вкус, а не тонкости производственного процесса.  

Для полноты картины неплохо бы еще послушать мнение футболистов. И не дежурное: «Стараемся, но не получается», а искреннее. При том что искренним вполне может быть и дежурное. Ведь игрокам, конечно, все объяснили, и тренера хорошего дали, и платят вовремя. Но могут ли они в принципе выполнить то, чего от них «хотелось бы»? Ведь правда стараются. И правда не получается.  

На эту тему не хочется морализировать. Прикрывать своих на людях, устраивая порки внутри клуба, или выносить мнение на публику, - дело сугубо спартаковское. Важно только помнить: директор завода и начальник цеха несут не меньшую, а большую ответственность за вкус колбасы. Если они сделали все, что могли, но на продукте это не отразилось, значит, в вертикали что-то не сработало. При этом вертикаль — их зона ответственности. А виноват, как говорил Константин Бесков, всегда пасующий. В данном случае - тот, кто требует, а не тот, до кого не дошло.   

ГЕНДИР И ДИАЛОГ

Отмечу еще пару моментов. У «Спартака» очевидные трудности с составом. Здесь и комплектование, и травмы, и лимит. Будь у Аленичева годные «крайки», да и просто баланс в линиях, вряд ли он стал бы корежить схему на воскресный манер. Но сказать об этом вслух субординация тренеру не позволяет.  

Второе. Взаимная критика в любом клубе — всегда показатель проблем. Для того чтобы признать это, не обязательно слушать Федуна или Аленичева, — достаточно взглянуть в турнирную таблицу или пересмотреть игру с «Локомотивом». Но если процессы управляемы, стороны все же предпочитают молчать. Они еще не все перепробовали, они пока знают, что делать. Или думают, что знают. 

В «Спартаке» стороны начали говорить. Хм.  

Третье. Мы как-то подзабыли о передаточном звене от Федуна к Аленичеву. В «Спартаке», помимо владельца и тренера, есть еще генеральный и спортивный директораты. В чем акционер прав, так это в том, что он не должен лезть в тренерскую кухню. Однако кто-то в клубе за спортивное с тренера спрашивать обязан.  

Сергей Родионов перед сезоном говорил, что уйдет вместе с тренерским штабом, если не будет результата. Значит, гендир видит свою ответственность. Теперь осталось прояснить его роль. Не стоит ли допустим, состыковать сейчас тренера с владельцем для диалога и четкого уяснения причин происходящего?   

Евгений Дзичковский