9 мин.

«Если пригласят в сборную России, я с радостью соглашусь»

Русифицированный бразилец о жизни в Сибири.

Лео Сантана играет в мини-футбольном «Сибиряке». В России он уже третий год, до этого был соседний Казахстан. Найти более адаптированного легионера из жарких стран, малореально. «Российский мини-футбол» отправился в гости к Лео в его съемную квартиру в Новосибирске. По прибытию обнаруживаю Лео, смотрящим новости по «России 24».

– Я постоянно смотрю русские каналы, чтоб лучше знать язык. Постоянно какие-то новые слова. А когда смотришь новости, кажется, что язык вообще не знаю.

Почему мини-футбол никому не нужен

– Я родился в маленьком городе Жуиз ди Фора. У меня там сейчас живет мама, сестра и брат младший. Он очень большой для своего возраста. Не знаю, в кого он пошел, у нас в семье все маленькие. Ему футбол не нравится, хоть он и бразилец. Брат играет в волейбол. В городе живет полмиллиона человек, похож чем-то на Новосибирск. У нас много университетов, поэтому полно молодежи, постоянно всякие праздники. Но так как город находится недалеко от Рио-де-Жанейро, на выходные все едут туда отдыхать.

– В футбол как начинал играть?

– Сначала я играл для себя, как и все дети. Когда стал постарше, пошел работать, чтобы помогать семье. Работал на заводе при железной дороге, там изготавливали запчасти для поездов. Я был в отделе контроля качества, линейкой замерял детали, чтобы не было брака. В свободное время играл в футбол. Со временем выбрал футзал, потому что это было выгоднее. В нашей секции давали бесплатные билеты на автобус и обувь для игры. А в большом футболе ничего не давали. 

– Кто-нибудь из твоей группы заиграл на высоком уровне?

– Трое моих приятелей играют в сильных командах в Бразилии по футзалу. Но самым известным из нас всех стал Данило, который недавно перешел из «Порту» в «Реал». Он был младше года на два, но играл всегда в нашей старшей группе. По нему видно было, что растет большой игрок.

– Как сам попал на высокий уровень?

– В Бразилии я в сильнейшей лиге так и не поиграл. Я играл в «Брае», это лига ниже. Помню, подписал контракт, я был молодой и очень хотелось накупить одежды. Так и сделал с первой зарплаты. В планах было поиграть пару лет в «Брае» и попробовать себя в топовой команде, например, в «Интелли». Но тут поступило предложение из «Кайрата».

– Ты про Казахстан до этого хоть раз слышал?

– Нет, конечно. Я первый раз когда услышал Казахстан, вообще испугался. Я думал, это страна, где идет какая-нибудь война. Но в «Брае» играл Жадер, который уже поиграл в «Кайрате», он и сказал, что там много бразильцев, никакой войны нет и спокойный город. Но была еще проблема. Я с мамой очень близко связан, она всегда помогает принимать решения. И когда я ей рассказал о предложении, она очень испугалась и не захотела отпускать так далеко. Про Казахстан она тоже ничего знать не знала. Мне пришлось немножко приврать, что бразильцы из «Кайрата» сейчас находятся в Бразилии и мы все вместе поедем. Конечно, если бы меня позвали в Испанию, я бы не раздумывая поехал туда. И сейчас я понимаю, что поехал далеко не на лучшие деньги, которые мог получать. Когда прилетел, я хоть за границей никогда не был, мне все сразу понравилось. Комфортный город, много бразильцев, и к нам всегда тепло относились. В Бразилии, кстати, считают, что Казахстан и Россия – абсолютно разные государства, находящиеся далеко друг от друга. Приходится объяснять, что это бывший Советский Союз, находятся рядом, культура общая, язык.

«Тренер спросил меня: «Ты педик?» Первый русский в чемпионате Бразилии

– Если не брать «Кайрат» и «Тулпар», то в Бразилии любительские лиги сильнее чемпионата Казахстана?

– Знаешь, главная беда там – это небольшое количество команд. Игроки хорошие есть, если футзал развивать, то все будет на высоком уровне. Но мы выиграли Кубок УЕФА!

– Командой, в которой местные игроки выходят на паркет от случая к случаю.

– А какая разница? Посмотри на футзальную «Барселону» – там всего три испанца. В других командах такая же ситуация. Ничего страшного в этом не вижу.

– Тебя ведь после победы в Кубке УЕФА вызывали в сборную?

– Я был в расширенном списке, ездил на сборы, но в окончательную заявку не попал. Знаешь, я не забиваю себе голову мыслями сборной. Не вызывают – ничего страшного.

– Тогда, может, получить российский паспорт и...

– Если предоставится возможность стать гражданином России и играть за сборную, я с радостью соглашусь! Я буду так работать, чтобы никто не пожалел об этом. 

– Только у нас к натурализации критическое отношение. 

– У вас есть сильные русские игроки на всех позициях. Я считаю, что если сборная состояла бы исключительно из местных, она б слабее точно не была. Забыл, как фамилия вратаря из «Синары», бородатый такой?

– Викулов.

– Точно! Вот он, Прудников, Батырев, Шистеров и Абрамов могут легко играть в абсолютно любой команде мира! Это игроки мирового уровня. Но любой бразилец – он чуть-чуть другой. Понимаешь, Бразилия много раз выигрывала разные турниры в большом футболе, в футзале, и у каждого бразильца уже в крови заложено, что надо выходить в финал и побеждать. Я не считаю, что в сборной должно быть много бразильцев. Но несколько человек очень сильно помогли бы. За Россию играют Робиньо и Лима. Это ведь топ-игроки. Их на родине знают, они могли бы играть за Бразилию. Просто у нас очень много сильных игроков.

Обзор 6-го тура + символическая сборная

– Как ты, общаясь каждый день с бразильцами, смог выучить язык?

– Нам «Кайрат» организовывал трехмесячные курсы русского языка в университете. Потом я по интернету занимался, смотрел телевизор, запоминал какие-то фразы. Все равно даже сейчас не всегда хватает знаний, чтобы точно мысль передать. Что-то очень тяжело для произношения. Когда надо кого-то поздравлять, я не могу нормально выговорить «с днем рождения». Поэтому я подхожу, быстро, как получится, произношу эту фразу и обнимаю именинника, чтоб не вслушивался! Самому смешно.

– Еще проблемы с языком есть?

– В Казахстане был случай. Прихожу в кафе, подошла девушка принять заказ. Заказал бургер, салат, попить. И говорю ей: «Я хочу ты со мной!» Она так посмотрела на меня странно. Я еще раз повторяю. Оказывается, я сказал, что хочу ее с собой взять, а хотел лишь попросить заказ с собой. Кое-как разобрались, потом очень смеялись. Мне после этого в телефон даже какие-то видео записали, чтобы при случае мог их показать и не было путаницы. 

Девушка дня. Супруга Владислава Шаяхметова

– Города какие-нибудь запомнились? 

– Я летать не боюсь, но мне не нравится, что в России приходится столько летать. Но это часть работы. Когда в Югорск летим, тогда мне вообще страшно!

– Почему?

– Там такой самолет странный, я такой никогда не видел. Старый с пропеллерами, летит низко. Там, представляешь, во время полета с земли интернет в телефоне ловит! Из городов мне понравился Санкт-Петербург, конечно! Я бы там с удовольствием жил. И Тюмень красивая, много нового строится. Хотя в этом Россия похожа на Бразилию. Есть шикарные районы, есть развалины. Вот в Норильске бы не жил. Не потому что город не нравится, а дико холодно. Мне мои друзья из Бразилии говорят, что я сумасшедший, когда смотрят мои видео, где я в сибирский мороз после сауны прыгаю в снег! Они считают, что такое вообще невозможно сделать человеку в здравом уме.

– А хоккей тебе как? 

– Я хоккей первый раз увидел дома в Бразилии. Щелкал каналы, наткнулся на него и сразу переключил. Сейчас мы с командой периодически даже сами на лед выходим. Мои близкие говорят, что хоккеист я никакой и просто надеваю форму, чтобы пофотографироваться. Я пытаюсь играть, но пока плохо получается. Зато у нас в команде очень круто играет Тимоха (Константин Тимощенков).

– В общем, в России ты всем доволен?

– У меня здесь все хорошо. Я в суперклубе. Здесь криминальная обстановка спокойнее, чем в Бразилии. Но жить я все равно хочу там. В Бразилии с утра идешь и здороваешься со всеми прохожими, без разницы знакомы вы или нет. А здесь, я когда улыбаюсь и здороваюсь с людьми, на меня очень странно смотрят, отворачиваются. 

– С расизмом не сталкивался?

– Ни здесь, ни в Казахстане. Я слышал, что в Санкт-Петербурге с этим есть проблемы. Но расисты есть и в Бразилии. И дело не только в цвете кожи. Можно получить за то, что одет не так.

– Фалькао скоро закончит карьеру. Есть кем его заменить?

– Сравнивать с Фалькао кого-то еще нельзя. Да в Бразилии полно сильных игроков, но такого феномена нет. Рикардиньо признали лучшим игроком мира в прошлом году, но я не согласен, Фалькао лучше. Игроки в футзал намного меньше внимания получают от СМИ, в сравнении с большим футболом, это понятно. Но не Фалькао! Он же играл один сезон в большом футболе, но у него не сложились отношения с тренером клуба. А так, может, и в сборной бы играл по большому футболу.

– Недавно у вас проводился чемпионат мира. Что запомнил?

– После матча с Германией мы все плакали. Еще и Аргентина вышла в финал. Это траур. Поэтому в главном матче все болели за немцев. Потому что, если бы Аргентина выиграла чемпионат мира на нашей земле, они бы имели право всегда смеяться над нами! Сейчас прошло больше года, и те люди, которые занимаются футболом или ходят на матчи болеть, они, конечно, рады, что был чемпионат мира. Остались новые стадионы, базы, аэропорты. Но большинство людей считает, что страна зря потратила столько денег на футбол. В стране сейчас очень сильный экономический кризис. Протесты и митинги стали еще сильнее, чем были до чемпионата мира.  Много людей осталось без работы. Мы с друзьями из моего города, кто стал профессиональными игроками, собираем деньги и помогаем детям, старикам. Покупаем им одежду. В Бразилии это нормально, когда человек начинает хорошо зарабатывать, он помогает тем, кто в этом нуждается.

Троевластие. Превью к новому сезону

– Почему, если в Google написать Leo Santana, то почти все результаты не о тебе? 

– У нас есть музыкант, которого тоже зовут Лео Сантана. Он очень популярный и очень нравится всем женщинам, они считают его невероятным красавчиком. И абсолютно каждый день ко мне в социальные сети добавляются в друзья женщины, думая, что я – это он! Пускай!

Российский мини-футбол ВКонтакте

Российский мини-футбол в Instagram