5 мин.

Подкат для Дедушки

Арбитражная палата комитета по этике Международной футбольной ассоциации (ФИФА) в прошлую пятницу вынесла решение об отстранении на 90 дней от деятельности, связанной с футболом, трех чиновников организации: президента Йозефа Блаттера, вице-президента и главу европейского футбольного союза (УЕФА) Мишеля Платини и экс-генерального секретаря ФИФА Жерома Вальке. «В это время вышеупомянутым лицам запрещено осуществлять футбольную деятельность на национальном и международном уровне. Запрет вступает в силу немедленно», — говорится в решении председателя палаты Ганса Йохима Экерта. Кроме того, в соответствии с резолютивной частью решения срок запрета может быть продлен еще на 45 дней — в случае, если специальная комиссия комитета по этике, осуществляющая расследование, не успеет доказать нарушение этического кодекса ФИФА.

1

Таким образом, в течение одного дня были обезглавлены ассоциации, проводящие два крупнейших и самых престижных международных турнира, — чемпионат Европы и чемпионат мира.

Пикантности нынешнему скандалу придает один факт. Точнее, один человек — Мишель Платини, которого прочат на пост президента ФИФА, выборы которого состоятся в феврале будущего года (до 24 октября претенденты должны подать заявки на участие в выборах, что делает шансы Платини на выдвижение ничтожными).

Отстранение Блаттера было если и не ожидаемым, то хотя бы прогнозируемым событием — кампания против 82-летнего специалиста, которого наши спортивные (и не только) чиновники в кулуарах с пиететом и любовью величают не иначе как Дедушка, началась после июньского рейда ФБР в Цюрихе и длится вот уже три месяца.

Уже и несколько бывших и нынешних членов исполкома ФИФА (некоторые из них ожидают экстрадиции в США) дали против Дедушки показания — якобы тот заключил ряд сделок, нанесших финансовый ущерб ФИФА, а также присвоил часть денег.

А вот появление в перечне обвиняемых Платини (несмотря на его нынешний процессуальный статус свидетеля) стало настоящим шоком. Причем не только для самого француза — а для большинства футбольного мира, рассматривавшего Платини как единственную альтернативу Блаттеру.

Более того, в сознании многих специалистов Платини — не просто идейный противник Блаттера, а его полный антипод. Судите сами: первый — молод и прогрессивен, второй — в преклонном возрасте и весьма консервативен (если не архаичен); первый дружит с цивилизованной Западной Европой, чьей безоговорочной поддержкой пользуется с 2007 года, второй держится на своем посту благодаря поддержке Востока и Африки, известными своим византийским подходом к получению тех или иных результатов; первому удается делать головокружительную карьеру без существенного имиджевого ущерба, второй уже успел подпортить репутацию публичными коррупционными скандалами и получить клеймо «коррупционера» и «вора» от многих авторитетных людей, среди которых, например, его величество Диего Марадонна.

Наконец — и это, пожалуй, самый обсуждаемый момент — Блаттер считается близким другом России и лично Владимира Путина (уже и в фольклоре закрепилась присказка, что чемпионат мира мы получили «по-блаттеру»), а Платини вроде как в откровенных симпатиях к нашей стране замечен не был.

«Цель ФБР и прокуратуры Швейцарии — отнять у России чемпионат мира» — эта мысль рефреном проносится по экранам наших телевизоров, оставляя на заднем плане информацию о наличии у западных правоохранителей доказательств коррупции в действиях Блаттера. Дескать, Дедушка — единственный гарант сохранения за Россией права проведения чемпионата мира-2018, и потому попал в прицел американской юстиции. Но почему под ударом оказался и Платини?

Я, в отличие от большинства наших Homos Conspirologus, далек от теорий об антироссийском заговоре, но в контексте нынешней ситуации вполне допускаю политический характер операции. Объясню — почему.

Первое: Мишель Платини — председатель Оргкомитета по подготовке чемпионата мира в России и потому такой же гарант его проведения на территории нашей страны, каким можно считать и Блаттера.

Второе: во многом благодаря Платини (и это подтверждали мне как руководство РФС, так и руководство Минспорта, ныне представленные одним лицом — Виталием Мутко) Россия получила право проведения в Санкт-Петербурге матчей чемпионата Европы 2022 года.

Третье: Виталий Мутко — член исполкома ФИФА, избранный в качестве представителя УЕФА (без посильного вклада Платини получить этот статус наш министр не смог бы даже благодаря своим чудесным знаниям английского языка).

Четвертое — и самое главное — отношение главы УЕФА к Крыму (после присоединения которого, кстати, мы получили право на проведение Евро-2022). Тут следует сделать отступление. Несмотря на позицию Федерации футбола Украины (ФФУ), наряду с политическим руководством стран Запада требовавшей введения санкций в отношении субъектов футбола России, Российский футбольный союз (РФС) и подотчетные ему лица вышли из ситуации с минимальными потерями. УЕФА не наказал Россию, хотя формальный повод имелся (клубы Крыма на некоторое время все-таки оказались в составе РФС, но затем были «отзаявлены»), но и нашел баланс — допустил проведение чемпионата Крыма под собственным патронатом. Вопреки позиции ФФУ. С футбольной точки зрения Платини сохранил футбол, с политической — признал, что Крым больше не является частью Украины. Делегация УЕФА в июле посетила Крым, а 30 августа о своем намерении отправиться на полуостров заявил на пресс-конференции в Монако и сам Платини. «Договоренность — железная. Он приедет. Это будет мощный политический жест», — говорил мне незадолго до заявления Платини высокопоставленный сотрудник Минспорта, давая понять, что при избрании Платини президентом ФИФА Россия сохранит свои теплые отношения с ассоциацией.

В конце сентября швейцарская прокуратура уже предъявляла Блаттеру обвинения по трем эпизодам, один из которых — растрата 2 млн швейцарских франков, выплаченных в 2011 году. Получателем этих денег стал как раз Платини, а основанием для платежа — некий договор оказания услуг, заключенный между ФИФА и французом в далеком 1999 году. Подробности этой сделки не раскрываются, но временной разрыв между заключением соглашения и фактической выплатой более чем в десять лет — действительно явление достаточно странное и труднообъяснимое.

Мишель Платини, выступая на пресс-конференции в Монако, где он публично заявил о выдвижении своей кандидатуры на пост главы ФИФА, сказал: «При мне из ФИФА уйдет политика». Кажется, спустя месяц она к нему пришла.

Источник

любовь

И да пребудет с Вами сила