Ад недели. Тренер при счете 0:3 сбежал из сборной, и та почти спаслась
Владислав Воронин – о сборной Бутана, которая пропустила 28 мячей за три игры, лишилась тренера в перерыве и вдруг преобразилась.
Футбол Бутана – это кошмар, боль и страх. Вход на матчи внутреннего чемпионата бесплатный, но трибуны все равно почти не заполняются. Спонсоров и доходов нет. Максимальная зарплата игрока – 543 евро за сезон, а тренеров так мало, что иногда им приходится совмещать работу сразу в двух командах.
Сборная Бутана всего полгода назад была слабейшей в мире. Ее капитан в перерыве между играми работал пилотом в национальной авиакомпании. На выезде практически все футболисты закупались телевизорами, потому что дома выбор маленький, а на Шри-Ланке получалось даже дешевле. Перед решающим матчем первого раунда квалификации на ЧМ-2018 вся команда ходила в буддистский монастырь – успокоиться, помолиться, погадать с помощью костей. Все было как в простеньком, но светлом фильме: слабак поднялся с колен, встрепенулся, прокачал все способности, добро восторжествовало. Вот и Бутан красиво ворвался во второй азиатский этап отбора на чемпионат мира.
Как самая слабая сборная мира рвется на ЧМ-2018
Тогда же, в марте, сборная решила укрепиться и сменила тренера на более опытного. По партнерскому соглашению с Японией в маленькое горное государство сослали Норио Сукитате. Разумеется, никто о нем не слышал. Этот 55-летний мужчина предпочитает работать только с доверчивыми странами вроде Гуама (2005-2009), Восточного Тимора, Лаоса и Бангладеша. В последней точке своих путешествий японец и вовсе тренировал женскую сборную.
Было сложно ожидать от человека с таким резюме чего-то серьезного, но Бутан удивил даже пессимистов. За первые три тура группового этапа команда пропустила 28 мячей и не забила ни одного: 0:7 от Гонконга, 0:6 от Китая и 0:15 от Катара. Катастрофа, но тренера все равно не увольняли.
В четвертом туре к Бутану приехали Мальдивы – казалось, более-менее ровный соперник, с которым можно было зацепиться как минимум за ничью. Но уже к 33-й минуте на табло горели унизительные 0:3, а на тренерской скамейке зародился конфликт.
Дело в том, что Сукитате во всех матчах переворачивал состав Бутана, отправляя футболистов на непривычные позиции. Нападающий спокойно мог выйти на месте опорника, правый полузащитник становился форвардом – и так далее. Игроки редко понимали установки и большую часть времени беспорядочно метались по полю. В матче с Мальдивами тактический хаос достиг предела, и у персонала сборной сдали нервы.
«Все на стадионе и даже по ТВ видели, какие сложности у нас были в полузащите: там вышел игрок, который ни разу даже не пробовал действовать в центре. Тренер не мог решить проблему, и мы долго сдерживались, не вмешивались, молчали, чтобы не нервировать его. Но надо было спасать игру, поэтому было необходимо что-то сказать», – отметил менеджер сборной Хишей Тшеринг.
Когда Мальдивы забили третий гол, сотрудники бутанской сборной посовещались и отправили Тшеринга на разговор с тренером. Он учтиво и без всякой агрессии высказал мнение о том, что нужно укрепить полузащиту, но Сукитате сделал вид, будто ничего не услышал, и оставил игру без изменений. Отреагировал уже в перерыве: сначала отказался идти с командой в раздевалку, потом подозвал Тшеринга к себе и отвел его в сторону. Мужчины стояли у боковой линии перед самой заполненной трибуной.
Как утверждает бутанская журналистка Намгай Зам, Сукитате был излишне эмоционален и даже прикрикнул: «Ну что, увольте меня, берите команду на себя».
– В ответ я напомнил, что это ему платят за работу главного тренера, а не мне, я вообще тружусь в сборной добровольно и бесплатно, – сказал потом менеджер Тшеринг. – После этого я ушел, а он высказал еще много неприятных вещей в мой адрес.
Японский тренер так и не дошел до раздевалки – более того, он отказался руководить командой во втором тайме. Но все равно зачем-то вернулся на скамейку, и конфликт с менеджером продолжился. Когда бутанские игроки выходили на поле, Сукитате громко спросил у Тшеринга, разрешают ли ему присесть. Менеджер молча посмотрел на него, не зная, что и ответить.
– Он продолжал провоцировать меня, и тогда я сказал, что если он заинтересован в результате, то, конечно, пусть остается, а если нет, то пусть просто отстанет от меня. Наверное, тогда я все-таки попался на его крючок и в расстройстве сказал волшебное слово, которое он долго хотел услышать: «Отстань». Он ушел со своего места, и вся ирония в том, что он сел около мусорного бака. Все, с этого момента он больше не руководил командой.
– Мы не увольняли тренера в перерыве и не отстраняли его. Он сам отказался тренировать команду во втором тайме. Это неприемлемо, потому что профессионал должен доделывать работу вне зависимости от настроения, – сказал президент Федерации футбола Бутана Уген Тшечуп Доржи.
О своем уходе Сукитате объявил команде уже после матча.
– Я уверен, что действия тренера были преднамеренными. Он искал предлог для отъезда из нашей страны, но не мог сделать это просто так, потому что связан контрактом с Федерациями футбола Бутана и Японии, – рассказывал Тшеринг. – Он надеялся на то, что сможет вызвать бурю негативных эмоций и злости с моей стороны, тогда у него получилось бы обвинить меня в скандале. Но я сдержался.
По данным журналистки Намгай Зам, японский тренер почти не общался с футболистами и не объяснял им, как должна действовать общая система. Это подтверждает и менеджер Тшеринг, который после отставки Сукитате сделал длинное заявление в Facebook. К посту были прикреплены скриншоты переписки с правым полузащитником Тшерингом Доржи Тсагаем, которого переставляли то на место форварда, то на левый фланг. Игрок жаловался: тренер игнорировал все его сомнения, а когда слышал вопросы по сути, то отмахивался фразой «Я не знаю». Тсагай обратился за помощью к менеджеру, но у того не получилось обсудить проблему с Сукитате: японец только разозлился и не выпустил футболиста на матч с Катаром (0:15).
Главным тренером до конца игры с Мальдивами стал именно Тшеринг. Его главная работа – управление туристической компанией, которая организует экскурсии по Бутану. В футболе он скорее активист: добровольно помогает сборной по организационным вопросам, спонсирует клуб «Тхимпху Сити» и дает молодым футболистам деньги на образование.
Когда Сукитате ушел, сотрудники сборной Бутана вместе обсудили стратегию на игру, чего при японце вообще не случалось, а потом переставили футболистов на родные позиции.
В итоге Бутан очнулся и в самой концовке едва не совершил спасение года, отгрузив Мальдивам три мяча начиная с 85-й минуты. К финальному свистку на табло горели 3:4.
– Очень не хочется верить в то, что тренер выбирал состав, чтобы проиграть, – сказал менеджер Тшеринг. – Но это крайне печально: с ним мы пропустили 31 гол за три с половиной матча, а как только он ушел – закончили тайм со счетом 3:1.
Все-таки футбол Бутана – это и правда кошмар, боль и страх.
Другие экзотические сюжеты ЧМ-2018
«Сложно играть, когда над твоей семьей летают бомбы». Йемен рвется на ЧМ-2018, несмотря на войну
«Мы никогда не побеждали и 4 года вообще не играли». Райские острова в отборе на ЧМ-2018
Полная запись матча Бутан – Мальдивы
Источники: Facebook менеджера сборной Бутана и президента местной федерации футбола, страницы журналистки Намгай Зам в Twitter и Facebook, газета Kuensel.