Интерес падает, стадионы пустеют
Популярность отечественного футбола значительно снизилась за последние 20 лет.
Я попыталась выяснить, почему российский футбол теряет аудиторию.
Спартак – самый посещаемый клуб за 10 лет. Так, 29 сентября ФК «Спартак» в своем твиттере заявил, что Матч «Спартак» — «Зенит» стал самой посещаемой игрой в 10-м туре РФПЛ. На домашней встрече красно-белых побывали 41 214 зрителей.
На втором месте по статистике посещаемости домашних игр в сезоне 2014/2015 стоит Зенит. Средняя посещаемость игр этого футбольного клуба составляет 16 500 человек.
Почему же падает посещаемость российских матчей на трибунах и ТВ-рейтинги сводятся к нулю?
Самый главный и значительный вопрос – комфорт. Чему вы отдадите предпочтение, выбирая между теплым кинотеатром, уютным ресторанчиком и холодным продуваемым стадионом? К чему рисковать своим здоровьем? Так, в большую часть года на российских стадионах довольно холодно. По словам креативного директора Sports.ru, Михаила Калашникова «Все дело исключительно в комфорте. Да, я точно так же, как подавляющее большинство жителей городов, где есть футбол, избалован кинотеатрами, до которых удобно и быстро добираться, где мягкие кресла, закуски и сюжет, подготовленный серьезными профессионалами». Кроме того люди жалуются, что еда и питье на стадионах «цинично дороги и отвратительны». Некоторые считают, что комфорт далеко не главное. На сиденье можно и бумажку постелить. Кто-то жалуется на непонятные крики болельщиков в другой сектор, кто-то на недружелюбие, рассеянное в воздухе.
Многие сетуют на зрелищность российского футбола, которая далека от идеала. Так, по словам известного блогера Ивана Макарова «Можно было бы написать про сервис, про буйных фанатов, отсутствие пива на стадионах, но на самом деле я не хожу на стадионы из-за главного – из-за футбола. Показательно, я прекрасно помню свои ощущения, когда я был в вип-ложе, кажется, на последнем матче Муслина, когда «Локо» проигрывал «Москве». Футбол был настолько уныл и тосклив, что даже отличный виски с шикарными суши и другими царскими закусками заботливо предоставленные организаторами не спасало от тоски и грусти, глядя как 22 человека на поле изображали какое-то подобие футбола на прекрасном, к слову, газоне.»
Ставя этот вопрос на первый план, люди, которые симпатизируют определенному футбольному клубу, могут спокойно посмотреть матч по телевизору. В худшем случае, если матч будет скучным, можно просто переключиться на другой канал.
За прямыми трансляциями центральных игр тура Чемпионата России по футболу в 2014/2015 г. наблюдали 3,3 млн. жителей страны. А это рекордно низкий показатель в этом веке. Лучший показатель количества зрителей за 10 лет – 7,7 млн. человек в 2007 году. После, цифры стали значительно ниспадать. В чем же причины?
Причина № 1: Российский футбол как телевизионный продукт не всегда выдерживает конкуренцию с другими передачами. Большинство ТВ-программ используют современные технологии для продвижения своих проектов, чего, к сожалению, нельзя сказать про трансляцию футбольных матчей.
Причина № 2: В главных футбольных командах страны представлена лишь незначительная часть российских регионов. Фанат же идет поболеть к телевизору «за своих».
Причина № 3: В восточных областях РФ центральные матчи национального первенства можно увидеть лишь в записи в позднее время.
Причина № 4: Естественно возможность посмотреть повтор.
Так же одной из причин является культура. Если культура смотреть матчи в приятных пабах среди своих друзей сложилась уже давно, то культура похода на стадионы – нет. К какому-то стадиону далеко ехать. Другой – на реконструкции. Да и болельщики бывают неадекватны.
Конечно же существует ценовой вопрос. Если раньше было лучше, то нынче на дворе кризис, и даже 2 тысячи рублей не будут лишними.
Есть и еще одна версия падения популярности российского футбола. Бытует мнение меж некоторых людей, что российские футболисты совершенно не умеют играть. В любом общественном месте можно услышать обсуждение отечественного футбола: «Я бы и то лучше сыграл!», «Противно смотреть», «Как его вообще взяли в клуб!» и т.п.
Сейчас, дабы привлечь людей обратно к футболу сайт sports.ru даже проводит определенные флешмобы. Таким, например, стал флешмоб в инстаграме с хэштегом #футболчастьмоейжизни.
Но тут, как ни старайся, и как ни крути. Если люди перестали интересоваться отечественным футболом, вряд ли кто-то поможет вернуть им былой интерес, кроме их самих.