Синдром Особенного
Признаваясь в любви к английскому футболу, уважая его традиции, называя болельщиков ключевой составляющей спортивного антуража, Жозе Моуринью по-прежнему отказывается делать из этого самого футбола праздник. Игра для него – это брутальное столкновение, тяжелая мужская работа, всепоглощающая война. Его команда – универсальный трансформер, работающий по принципу "пойти и уничтожить", управляемый дистанционно посверком глаз своего создателя. Трансформер всегда принимает необходимую для сопротивления форму (в том числе и автобуса). Все подчинено логике и рационализму. Внимательная игра на своей половине поля важнее изобретательного футбола на чужой. Наличие характера, оптимальной физической готовности, алчности до отобранного мяча – необходимее прочих игровых опций. Квинтэссенция игровой философии Жозе: свести к минимуму атакующий интеллект соперника, аннулировать его уверенность в себе и использовать возникшие слабости оппонента к собственной выгоде. Никто на планете не умеет играть в этот футбол лучше Моуринью. Никто вообще, кроме него, не понимает, как это работает: как Жозе умудряется проникать в души людей, пробуждая в них мотивацию к поступкам. Жозе Моуринью – икона стиля, тренер новой формации и человек, на которого принято в футболе ровняться, если речь идет об успехе. Но даже этого иногда бывает недостаточно, чтобы люди вокруг него были счастливы.
С действующего чемпиона Англии принято спрашивать вдвойне. Моуринью прекрасно понимает, что в провальном дебюте нынешнего сезона больше других виноват только один человек. И это не Ева Карнейро. Понимая это, Жозе потихоньку исправляет ситуацию, пытаясь ослабить нарастание страстей вокруг клуба и внутри команды. Другое дело, что всего за пять туров, благодаря медийной востребованности португальца, помноженной на одиозную горячность его натуры, "Челси" по-прежнему остается одним из главных ньюсмейкеров британской спортивной прессы.
Динамика современности обладает простейшим свойством: если ты не меняешься вместе с ней, она меняет окружающий мир без твоего участия. Ты рискуешь остаться созерцателем того, что происходит, а не человеком, способным на это повлиять. Жозе Моуринью — лучший тренер в мире из ныне практикующих — упорно не хочет меняться. Он хочет менять. Он наверняка ещё выиграет немало титулов, припаркует уйму "автобусов", его обязательно разберут на цитаты, как мудрого футбольного толкователя, гуру афористичных реплик и мэтра троллинга. Проблема Моуринью в том, что его патологическая тяга к прагматизму превращается в особую брезгливость. Жозе становится по-настоящему невыносим. "Челси" неаккуратно и несобранно провёл многие матчи на старте сезона. Неманья Матич по-прежнему далек от своей лучшей формы. Эден Азар продолжает таскать мяч, не имея достаточно перспективных продолжений атаки в формируемом партнерами пространстве. "Синие" до сих пор неискушенно действуют впереди, в полной мере не используя сильные стороны своих ключевых игроков. Поведя в счёте, "Челси" частенько сбавляет обороты в расчётах на контратаки, отдавая инициативу сопернику. Отнюдь не из-за Евы Карнейро в стартовом матче АПЛ "Челси" оказался на грани поражения, выступая против более скромной команды. Не Ева Карнейро повинна в том, что "Челси" по-прежнему предпочитает тотальному доминированию игру на контратаках. И совершенно точно не по причине влияния Евы Карнейро Жозе проповедует скрупулезный прагматизм во всех аспектах деловых отношений. Моуринью с первого тура начал пресловутые "майнд геймс", используя умонастроения журналистов в собственных интересах. Наверно, иначе он бы не был Special One.
Как и многим великим, португальцу иногда отрывает крышку черепа решительно дальше пограничной черты. Моуринью настолько крут, что может настроить любую команду на что угодно: как против соперника, так и против себя самого. Примерно такая же тонкая грань существует в отношениях Жозе с клубным руководством. Роман Абрамович — человек поступка. Он полностью доверяет Жозе (пока что). Ни в одной команде мира так быстро и непринужденно не расстаются со способными игроками, недовольными своим положением (Салах, Шюррле, Луис,ещё один Луис, Мата, Де Брюйне, Лукаку, Куадрадо). Все это говорит о том, что владелец "Челси" всё-таки позволил Жозе полноценно влиять на комплектацию состава. Но ещё это говорит о том, что Моуринью, получающий полный контроль над формированием команды, представляет риски и для руководства клуба: с кем Жозе разругается в очередной раз, сколько человек примет участие в конфликте, каков будет статус конфликтующих и чью сторону владельцу выгодней поддержать, одному Богу известно. Пара-тройка невыразительных матчей убеждает Жозе не давать лишних шансов футболисту скамейки. Моуринью проще поменять человека, чем изменить своё отношение к нему и о чем-то договориться. Он готов выпустить трёх Куртов Зума в центр поля только потому, что они "согласны биться за него". Португальцу проще отказаться от работы с футболистом калибра Де Брюйне, если Кевин "не может дать больше" и недостаточно усерден на тренировках. Люди, с которыми Жозе конфликтует, бегут из "Челси" со скоростью Усэйна Болта. Теперь в немилость к Особенному угодила Ева Карнейро, ни разу не виноватая в том, что занималась своими прямыми обязанностями в момент, когда Жозе Моуринью с ними не справлялся. Тридцатишестилетняя уроженка Гибралтара поведением Моуринью оскорбилась и, заручившись поддержкой организации Women in Footbal, предоставившей доказательства секситских высказываний португальца, решила "Челси" покинуть. А заодно отсудить у бывшего работодателя сопоставимую своим моральным и имиджевым потерям сумму. И вот тут Жозе впору крепко призадуматься…
…Каждый третий сезон в топ-клубе Моуринью проводил не лучшим образом. Его команды практически не прогрессировали. Жозе обязательно с кем-нибудь ругался, вменял в вину малейшие проступки, усаживал непокорных футболистов в запас, удостаивался судьбоносных бесед с руководством. Если для влияния на игру своих подопечных Жозе снова потребуется умение клубного врача разбираться в футболе, то кому-то уже более статусному потребуется разбираться с самим Моуринью. Футбол изменился. И Жозе должен меняться вместе с ним. Например, начинать гневливо махать руками не только вслед убегающей сотруднице с символическим библейским именем, но и в минуты, когда его команда инфантильно и хаотично разыгрывает мяч на своей половине поля. А ещё проще – не предъявлять комичных претензий, не украшать свое реноме абсурдными выходками, не вынуждать Романа Абрамовича в очередной раз опускать палец на гашетку в конце сезона. Жозе обязан осознать, что из футбола все-таки можно делать праздник. Праздник без нагнетания лишних страстей, пересудов и многочисленных разборок в медийном пространстве.
У Жозе Моуринью есть всё, чтобы быть лучшим, только лучшим и не иметь себе равных на протяжении десятилетий. Но, кажется, когда его накрывает синдром Особенного, работа с ним способна превратиться в мучительное испытание для многочисленных её участников. Возможно, это очередной мотивирующий прием португальца и неминуемый путь к успеху. Возможно, неизбежное влечение к неприятной беседе с Мариной Грановской. Важно, чтобы Жозе не забывал, что в "Челси" всегда есть ещё один Особенный. Человек, с которым при любом раскладе придется считаться. Человек, чье доверие придется оправдывать, вне зависимости от того, насколько искушенно клубные врачи разбираются в футболе.
Жозе Моуринью ненавидит проигрывать. Есть ощущение, что в истории с Евой Карнейро он все-таки проиграл.
http://www.chelsea-fc.ru/