Фарид Мондрагон. 16 лет забвения и новый всплеск
Эффектные голы, набранные очки, сольные проходы и вырванные на зубах последние минуты матча - это всё конечно очень эпично, но забывается довольно быстро. Выход в плей-офф или досадные "мы не оправдали ваших надежд" – это резонансно, для больших заголовков, но в масштабах месяца-двух. А этот феноменальный футболист будто восстал из пепла, воскрес из забытья, он словно существует вне временного пространства, и заставил вашего автора вспомнить о нём спустя чуть более года после завершения карьеры.
Лично ваш покорный слуга, наблюдая за ходом того исторического матча, больше всего ожидал не сольных проходов Джеймса Родригеса, не пушечные удары Адриана Рамоса и даже не всё вышеперечисленное от главной звезды «кофейщиков» Джексона Мартинеса. Одним своим сентиментальным выходом на замену вместо отстоявшего более чем уверенно Давида Оспины на 85-й минуте Фарид Мондрагон побил несколько достижений: во-первых, он стал самым возрастным футболистом, когда-либо выходившим на поле на Чемпионатах мира - на момент того матча ему было 43 года и 3 дня. Во-вторых, он единственный, кто сыграл в финальных турнирах ЧМ с паузой в целых шестнадцать(!) лет: предыдущий его выход на поле состоялся в 1998 году во Франции. А если смотреть на заявочный лист колумбийцев, то рамки его участия в чемпионатах мира расширятся до двадцати лет: впервые он был в составе своей сборной на ЧМ-1994 в США!
Для сборной Колумбии нынешнее поколение талантов во главе с Радамелем Фалькао, Карлосом Баккой, Мартинесом и Родригесом – достижение, которое случается с латиноамериканцами примерно раз в 25 лет. Вся страна ждёт, что эти парни превзойдут достижения предыдущей великой плеяды, которую олицетворяли Карлос Вальдеррама, Рене Игита, Фаустино Асприлья, Фредди Ринкон. Так вот, Мондрагон имеет право считать себя частью обоих поколений: и того, ставшего уже легендой, и нынешнего, которому это только предстоит сделать.
Причём не стоит считать то привлечение Мондрагона в сборную каким-то актом гуманитарной помощи: голкипер на момент вызова в националку был по-прежнему в полном порядке в своём клубе, а в тот вечер сделал великолепный сейв, отразив мощнейший удар в упор по пустым воротам. Несколько месяцев до этого его клуб «Депортиво» (Кали) выиграл Национальную Суперлигу, причём в решающем матче вратарь парировал два удара в послематчевой серии пенальти, чем и предопределил итоговую победу.
Немного о самом игроке - Фарид родился в Кали, и «Депортиво» стал его первым клубом в карьере. В своём дебютном матче в 1990 году он сыграл, будучи ещё школьником. Скоро начались его странствия по планете (в его жизни были десять разных клубов из семи стран мира), но за два десятка лет он не забыл своего обещания завершить карьеру в родном клубе. В Кали Мондрагон вернулся в 2012 году, когда местный «Депор» переживал непростые времена. Его появление породило в городе настоящий бум, команда стала стремительно прибавлять, и во многом благодаря ему выиграла первый титул почти за десять лет. Но цель нашего репортажа вовсе не вспомнить весь карьерный путь заслуженного ветерана, а отдать ему дань уважения как к хорошему человеку и спортсмену - в октябре 2002 года столичный «Локомотив» встречался в Лиге чемпионов с «Галатасараем», за который тогда выступал Мондрагон. Матч начался с минуты молчания в память жертв теракта на Дубровке, случившегося несколькими днями ранее.
На сообщение диктора cтамбульская публика отреагировала свистом и криками (не зря при входе на стадион над гостевым сектором висит знаменитая табличка Welcome To Hell), а Мондрагон единственный среди футболистов обеих команд опустился на колени и покорно склонил голову... А свой профессионализм он предъявил в ответном матче на «Локомотиве», когда московская команда вместо победы со счётом 5:0 вопреки логике того матча проиграла 0:2, и Фарид был признан лучшим игроком того поединка.
В сборной Колумбии образца 2014 года он – фигура неприкосновенная и эталонная. Ему безмерно рады в эфирах и на страницах газет, в его обществе охотно выходит в массы президент страны. И в сборной, приехавшей в Бразилию, ему отведена особая роль, где 43-летний Мондрагон – ответственный за спокойствие и уверенность, которые он внушает своим молодым партнёрам, в жизни которых никогда не было турниров такого ранга. Для аналогичного примера можно вспомнить Льва Яшина, в 1970 году на мексиканском чемпионате несший примерно такие же психологические функции. Разумеется, свою роль он сознаёт и ответственно пашет даже на тренировках, хотя в силу возраста всё больше не физически, а духовно. Именно он первым сорвался со скамьи запасных навстречу забившему гол партнёру, тем самым молодея и подпитываясь духом происходящего.
Конечно, несмотря на свою футбольную вечность, со временем его возраст стал слишком величественным даже для вечного футбольного амплуа - голкипера, и сразу же после окончания в честь ветерана был организован грандиозный прощальный вечер. А турнир годичной давности хоть и подарил нам ещё одну легенду, можно с полной уверенностью заявить - он стал последним крупным событием в карьере Фарида Мондрагона, и никаких камбэков уже, к сожалению, не будет.