Кто именно и как тренировал Рубин?
Валерий Чалый, едва получив полный контроль над тренировочным процессом, заявил, что всё поменялось на сто процентов. Со стороны это выглядело немного странно – в тренерский штаб никто не пришёл, работают те же люди, но поменялось всё кардинально. Да, помимо уволенного Билялетдинова от тренировок был отстранен специалист по физподготовке Евгений Бондаренко – он переведен в молодежный состав, но не мог же человек, который раньше работал в основном только с легкоатлетами, оказывать такое большое влияние на тренировки футбольного клуба! Или мог? Давайте разберемся.
Для начала соберем всё, что говорили о переменах в тренировках футболисты клуба.
Магомед Оздоев подтвердил, что изменения есть, но в подробности не вдавался: «Что-то изменилось на первых тренировках без Билялетдинова? Да, изменилось, потому что у каждого тренера свой подход. Мы выходим и выполняем те распоряжения, которые дает нам новый тренер»
Примерно то же самое сказал в послематчевом интервью Сергей Кисляк: «У каждого тренера свое видение. Изменения, конечно, есть. По-другому сейчас тренируемся»
А вот Максим Канунников не ограничился общими фразами и рассказал кое-какие подробности: «Тренировочный процесс полностью поменялся. И если раньше нас гнали с тренировки, то сейчас дают возможность доработать индивидуально. И Саныч, и Викторович остаются с нами постоянно. Отрабатываем и удары, и передачи с фланга, и это дало свои плоды. Это уже отражается в игре. Набиуллин отдельно отрабатывал подачи с фланга и сегодня сделал голевую передачу»
Ну и из сегодняшнего большого интервью Олега Кузьмина:
– Как поменялся тренировочный процесс в «Рубине» с уходом Билялетдинова?
– Меня не было на протяжении это 10-дневного цикла тренировок, но в разговоре с ребятами услышал, что процесс поменялся. Тренировки стали более интенсивными, более разнообразными. У Билялетдинова был акцент на упражнения без мячей, беговую работу.
– Евгений Бондаренко сказал, что его работа помогла почувствовать вторую молодость Кузьмину?
– Всё, что мы делали, шло в копилку. Значит, помогло. Но индивидуально мы не работали. Дополнительно я сам хожу без тренера.
– Как в команде воспринимали тренера, который в футболе никогда не работал и мало знаком со спецификой?
– Не хочу никого обижать, но мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом. Поэтому, если я приду в легкую атлетику и буду работать по футбольной методике, то все мне скажут, мол чего я пришел и гнали бы обратно в футбол. То же самое я могу сказать и здесь.
– Как была разделена работа между тренерами. Почему все-таки прошлым летом убрали Маминова?
– Между ними произошел какой-то конфликт. Маминов помогал, особо никуда не лез. Он делал подсказки, разминки проводил, отдельно занимался с защитниками, Был нормальным помощником.
– Чалый и Кузнецов смогли его заменить?
– Да, думаю, процесс прошел безболезненно. Главным в команде был все-таки Бондаренко.
Подведем небольшие итоги. Если верить игрокам, то получается такая картина:
Под руководством Билялетдинова основной акцент тренировок – работа без мяча, беговая работа.
Минимум индивидуальной работы с игроками, «гнали с тренеровок»
Основной помощник в тренерской работе – тренер по физической подготовке.
У нового тренерского штаба (в который входят люди, состоявшие в и в старом) подход совершенно другой – работа с мячем, индивидуальные занятия.
Теперь вспомним что говорили сами тренеры. Из интервью Евгения Бондаренко:
– Многие говорили, что ему не хватали помощи от Чалого и Кузнецова.
– Я разговаривал по этому поводу. Знаете, они ждали, когда он их вызовет, и тогда говорили. Я считаю, надо было что-то навязывать, предлагать какие-то свои мысли. С их стороны такого не было. Они очень осторожные, говорили: «Если он нас позовет, мы, конечно, придем и поможем». Но нельзя сказать, что не было совместной работы или что они вредили.
– Было мнение, что Ринат Саярович – человек упрямый, его трудно переубедить.
– Если к нему придешь, он не скажет «Нет», «Иди отсюда» или что-то такое. Надо было прийти и сказать: «Ринат Саярович, а давайте попробуем это и будет лучше!» Если на чем-то настоять, он этого не отвергнет. Другое дело, что могли молчать, говорить за спиной, а на деле ничего не предлагать. Вот такое было. Я к нему приходил и говорил: «Ринат Саярович, надо это сделать. Мы одно успеваем, другое – нет». Мне было плевать, будет он доволен или нет. А тренер сам по себе должен быть такой, чтобы где-то настоять на своем мнении.
Ну и сам Ринат Билялетдинов в своем стиле отреагировал на комментарии Чалого о тренировочном процессе:
- Когда пришел в «Рубин», напротив, объявил, что все хорошее ломать не буду. Ту же оборону, например, которая меня полностью устраивала. И потом, как измерить эти сто процентов? Пусть Чалый сам комментирует. Он при мне ничего не говорил о тренировочном процессе. Больше помалкивал.
- А если бы сказал, был бы вами услышан?
- Конечно. Я не раз говорил помощникам: если есть мысли, приходите, делитесь, обсудим. Главное, чтобы это шло на пользу делу. Но мне намекали: «Они боятся к вам заходить».
Если немного вернуться в прошлое, то можно вспомнить как Ринат Саярович комментировал уход из Рубина еще одного тренера - Владимира Маминова: «Никакого конфликта с Маминовым у нас нет. Есть определенный рабочий момент. Не знаю, откуда вообще эту информацию взяли. Просто на новом этапе работы мне нужен помощник другого типа. Мы все обговорили и поняли друг друга, все причины. У нас у каждого свое видение ситуации и мы нормально в рабочем режиме без конфликтов приняли такое решение»
Из всего этого можно сделать такие выводы:
В тренерском штабе под руководством Рината Билялетдинова как минимум не было единого мнения о том, как нужно готовить команду.
У Рината Саяровича весьма непростой характер, раз одни ассистенты от него уходили (или он их убирал, тут всё весьма неясно), а другие не рисковали лезть со своими советами и идеями. Также на это указывают его периодические конфликты с игроками.
Ну и напоследок, небольшая биографическая справка о том кто есть кто в футбольном плане.
Валерий Чалый.
Выступал за кировское «Динамо», севастопольский футбольный клуб Атлантика (затем — «Чайка»), симферопольскую «Таврию». Тренерскую карьеру начинал в клубе Суперлиги чемпионата Украины по пляжному футболу «ПФС» (Севастополь), также работал с одноименной командой по футзалу. С 2011-го по 2012-й год — тренер- команды «Искра-Сталь» (г. Рыбница, Молдавия). Затем тренировал ФК «Севастополь-2». Обладатель Кубка Молдавии 2011 года, участник Лиги Европы, обладатель кубка Президента Татарстана 2014 года. Имеет тренерскую лицензию категории PRO.
Дмитрий Кузнецов.
Советский и российский футболист, мастер спорта СССР. Выступал за такие российские и советские команды как ЦСКА, тульский Арсенал, нижегородский Локомотив, саратовский Сокол. Играл в Испании за Эспаньол, Алавес, Осасуна. Приглашался в сборные СССР и России. Тренировал мини-футбольный клуб «Норильский никель» и челябинский «Спартак». В декабре 2007 года был назначен на должность главного тренера футбольного клуба «Нижний Новгород», однако уже в феврале 2008 года покинул пост. Говорит по-испански, имеет хороший контакт с легионерами.
Владимир Маминов.
Российский и узбекский футболист, тренер. Известен по выступлениям за московский «Локомотив», за который играл всю свою карьеру, и сборную Узбекистана. С 2009 года начал тренерскую карьеру, работая старшим тренером в Локомотиве, периодически исполняя обязанности главного тренера клуба. Имеет тренерскую лицензию категории PRO.
Ринат Билялетдинов.
Карьеру футболиста провёл в костромском «Спартаке», московском «Локомотиве», «Шиннике» и «Орехово». В 1993—1995 годах выступал за чешский клуб УНЕКС. Мастер спорта СССР. Работал тренером в детской школе клуба «Спартак-2». В 1997 году стал главным тренером команды Второй лиги МИФИ. С 2004 по 2010 год являлся главным тренером дублирующего состава московского «Локомотива». С ноября по декабрь 2007 года исполнял обязанности главного тренера основной команды после отставки Анатолия Бышовца. Заслуженный тренер России. До сих пор не имеет лицензии PRO – финальная аттестация будет только в декабре этого года.
Евгений Бондаренко.
Мастер спорта международного класса по легкой атлетике, заслуженный тренер России. До прихода в Рубин в футболе работал мало, только в молодежной команде московского Локомотива.