3 мин.

Чем Слуцкий может помочь сборной России

Причины проблем российского футбола не только в средних игроках и некомпетентных руководителях, но и в отсутствии прогрессивных тренеров и кризисе тактических идей. Высокие результаты советской сборной (по сравнению с нынешними) проистекали не только из большего количества доступных классных игроков, но и из перманентного прогресса тренерской школы. Советские тренеры не только заимствовали чужие идеи, как это происходит сейчас, но и придумывали свои, что порой даже оказывало влияние на весь мировой футбол.

Английский журналист Джонатан Уилсон в хрестоматийной тактической энциклопедии «Революция на газоне» посвятил вкладу СССР целых три главы (из семнадцати). Здесь и Борис Аркадьев, под руководством которого «Динамо», используя немного измененную схему «W-M», прогрессивную на тот момент, блестяще провело английское турне. И Гавриил Качалин, вовремя взявший на вооружение новомодные бразильские 4-2-4 и выигравший Олимпиаду-1956 и Евро-1960. И Виктор Маслов, которого англичане называют отцом современного футбола: именно он первым придумал схему 4-4-2 (а не тренер сборной Англии-1966 Альф Рамсей), возродил в советском футболе позицию плеймейкера и изобрел прессинг. «Эта команда [киевское «Динамо»] была прототипом тотального футбола. Люди думают, что эта система была разработана в Голландии, но это только потому, что в Западной Европе не видели игру «Динамо» под началом Маслова», – пишет Уилсон. Конечно, отмечен и комплексный подход Лобановского и Зеленцова: внедренная ими система подсчета ТТД не только до сих пор обеспечивает работу Александру Бубнову, но и послужило отправной точкой для компаний Opta и Instat, без чьих выкладок современный футбол не смог бы существовать.

Если лет через двадцать кто-нибудь возьмется писать похожую книгу, сколько глав там будет посвящено России? Скорее всего, ни одной. Что нового привнесли в футбол российские специалисты за последнее время? Долматов в ЦСКА первым на постсоветском пространстве перешел на игру без последнего защитника, а Бердыев культивировал защиту в 10 человек за линией мяча. Пожалуй, все. Но и то, и другое – это заимствования из европейского футбола. Разрушилась система: опытные специалисты перестали передавать мудрость. Марчелло Липпи на одном из семинаров сказал российским тренерам: «Чего вы ко мне то ездите? Я сам приезжал и учился у Лобановского».

Молодым тренерам сложно расти в таких условиях, и способны на это лишь уникумы. Леонид Слуцкий, пожалуй, один из них. Он разбирается в современной тактике, читает Soccer Coaching, хорошо говорит по-английски. Он единственный русский тренер, кому жмет руку Моуриньо, а Капелло после приезда в Россию первым делом встречается с ним, чтобы обсудить особенности местного футбола. Для него назначение в сборную не будет венцом карьеры: он не расслабится и не перестанет прогрессировать. Слуцкий мечтает попробовать себя в Европе, и не заинтересован в том, чтобы отбывать номер в сборной: успешная работа здесь может послужить трамплином в средний европейский клуб.

Да, он пока не внес свое имя в историю тактики, а в ЦСКА лишь 5 раз за последние два сезона использовал схему, отличную от 4-2-3-1 (в этом, кстати, нет ничего зазорного. Моуриньо за это же время всего пять раз отходил от аналогичной расстановки в «Челси»). Но этому есть разумное объяснение: при существующем лимите сложно проводить тактические эксперименты, обладая всего одним дееспособным россиянином в атакующей линии. В сборной ситуация будет иной: там не будет ни одного дееспособного россиянина РФС пока не додумался силовыми методами регулировать состав национальной команды, и Слуцкий сможет в любой момент менять схему, выпускать наиболее подходящих игроков и экспериментировать.

Его назначение может стать знаковым в истории российского футбола: впервые за долгое время тренер сборной будет не заканчивать в ней карьеру, а только начинать. На тренерском мостике больше не будет равнодушного человека.