7 мин.

Как «МЮ» собирается теперь играть в атаке

Вадим Лукомский – о том, чего не хватает команде Луи ван Гала впереди.

В 90-х в офисе над рабочим столом главного тренера «Аякса» Луи ван Гала в рамке висела цитата: «Класс – это исключение случайностей». Пожалуй, это высказывание можно назвать не только основополагающим элементом философии голландца, но и его жизненным принципом. С самых ранних лет он пытался применять его на практике – например, занимаясь в академии «Де Мера», он под покровительством одного из членов совета директоров клуба выигрывал крупные суммы, запоминая карты в голландском аналоге игры «21».

Ван Гал никогда не признавал этого публично, но, исходя из его давней мантры, можно предположить, что втайне он был глубоко разочарован игрой команды в прошлом сезоне, так как результат во многом был обеспечен удачным стечением обстоятельств. «Юнайтед» был в чрезмерной степени зависим от магии Давида Де Хеа и уверенной реализации моментов.

Для того, чтобы показать насколько, попытаемся отыскать в недавнем прошлом команду, чьи показатели в атаке и обороне близки к прошлогоднему «Юнайтед» – по нанесенным и допущенным ударам в створ из так называемой убойной зоны ближе всего к «МЮ» оказался финишировавший 8-м «Ливерпуль» Кенни Далглиша (62 нанесено и 43 допущено у «Ливерпуля»-2011/12, 54 нанесено и 45 допущено у «МЮ»-2014/15). Разницу сделала реализация этих моментов и процент отраженных ударов Де Хеа (он и вовсе установил рекорд по проценту отраженных убойных ударов за все время, что ведется статистика – 67%).

Если процент реализации и сейвов «Юнайтед» перенести на команду Далглиша, то разница их забитых-пропущенных голов улучшилась бы на 17 мячей и составила бы +24, что всего на один гол меньше, чем у финишировавшего в прошлом сезоне в четверке «Юнайтед». И все это без учета других моментов, которых у того «Ливерпуля» тоже было больше. Этими цифрами при желании можно доказать удивительное невезение одной команды или поразительную удачливость другой (пожалуй, и то, и другое имело место), но мы отважимся лишь на намного более простой вывод: стремящийся подтверждать результаты качественной игрой ван Гал никак не мог удовлетвориться этими показателями.

Благодаря ряду факторов (приобретение Шнайдерлина, Швайнштайгера, Дармиана и общая работа над компактностью и схемой), «Юнайтед» удалось очень сильно прибавить в обороне – 3 из 4 стартовых матча АПЛ команда отыграла на ноль (без Де Хеа) и допустила у своих ворот лишь 2 явных голевых момента (0,5 в среднем за матч против прошлогодних 1,34).

В атаке все сложнее. Ван Гал в некотором смысле сковывает креатив своих исполнителей, руководствуясь другим важным для себя принципом: «Принимаемые интуитивно решения – часть игры, но важно всегда заставлять интуитивную часть игры служить рациональной. Играя только за счет интуиции, футболист будет исполнять неверные приемы в неверное время».

Для эффективности рационального футбола ван Гала нужны игроки, способные очень точно исполнять отведенные им роли. Суть идеи Луи прослеживается уже сейчас: в атакующей четверке он желает видеть созидателя, смещающегося с фланга (Хуан Мата), игрока, который создает ширину атаки (на данный момент Мемфис Депай), футболиста, поддерживающего форварда и открывающегося под передачи вразрез (еще недавно Аднан Янузай, теперь вероятно Антони Марсьяль), и чистого нападающего (им пытается быть Уэйн Руни).

Дальше начинаются вопросы и дилеммы. Пожалуй, относительно свободным от них может считаться лишь Хуан Мата.

1. Способен ли Марсьяль преобразовать атаку?

Цитаты тренера в течение последнего месяца и главные трансферные слухи (Мане, Мюллер, Педро) наталкивают на мысль, что он видел покупку качественного исполнителя в поддержку Руни последним кусочком пазла. Это вполне логично. Нынешний тактический шаблон во многом напоминает его баварские 4-2-3-1. Ключевую роль в атакующей игре той команды исполнял именно игрок, стартовавший на позиции десятки – Томас Мюллер. Он был настолько важен, что ван Гал однажды произнес культовые: «Пока я тренер «Баварии», Мюллер всегда будет выходить в старте».

Умные открывания игрока этой позиции могли бы здорово преобразовать и игру «Юнайтед» в атаке. В отсутствие же такого игрока меньше свободы получает Руни и меньше пользы приносит креативность Маты. Марсьяль, конечно, совсем не Мюллер и его открывания под передачи вразрез в большей степени зависят от скорости, а не от понимания игры, тем не менее, ранее футболиста такого типа в клубе, пожалуй, не было вовсе.

2. Руни в центре нападения

Уэйн Руни свой лучший сезон в качестве единственного форварда провел в совсем другой команде – в игравшем широко и лидировавшем по количеству навесов в штрафную «Юнайтед»-2009/10. На данный момент даже не ясно, в какой роли он пытается играть. Для чистого нападающего он слишком оттягивается вглубь поля, для ложной девятки (роли, к которой ван Гал когда-то выражал публичное презрение) он недостаточно хорош в обострении.

Практически всегда ван Гал хочет, чтобы его нападающий держал в напряжении связку центральных защитников соперника, для чего он требует постоянного присутствия форварда в одной зоне с центрдефами соперника, то есть пытается свести к минимуму смещения на фланги или отходы вглубь поля.

Руни здорово удалось сыграть в подобной роли в ряде матчей концовки прошлого сезона, за что он удостоился яркой похвалы от Гари Невилла. При этом новую кампанию он начал в более привычной для себя манере и слишком часто оттягивался в полузащиту (зачастую неэффективно). В матче с «Суонси» он значительно прибавил в открываниях и лучше соответствовал требованиям ван Гала, но замаскировал весь этот позитив ужасным завершением атак.

Отсюда возникает минимум 2 вопроса: 1) готов ли Руни на постоянной основе играть по установкам ван Гала и вопреки своей манере; 2) и не растерял ли он за годы скитаний по полю необходимый для этого инстинкт убийцы.

3. Мемфис и аллергия ван Гала на риск-тэйкеров

Мемфис Депай, несмотря на превосходные отношения с тренером, не очень подходит ван Галу стилистически. На данный момент он пасует наименее точно среди всех игроков основы и наносит в среднем 2,5 дальних удара за игру (больше любого другого игрока клуба) – Анхель Ди Мария, еще один классный игрок, чья манера может приносить много пользы, но требует много брака, тоже «лидировал» по этим двум показателям и ненадолго задержался у голландца.

После игры с «Ньюкаслом» Мемфис удостоился критики ван Гала за принятия «не лучших решений». Проблема заключается в том, что не лучшие по ван Галу решения – важная часть игры Депая, позволившая ему засверкать в Голландии (в частности, его фирменный прием со смещением с левого фланга и дальним ударом). Исключив это из своей игры, Мемфис рискует превратиться в совсем другого, намного менее яркого игрока. Возможно ли сочетать рациональную осторожность тренера с жаждой рисков футболиста – еще один важный для «МЮ» вопрос.

Итого

«Нет, это все еще не мой «Манчестер Юнайтед». Почему? Потому что команде все еще нужно больше баланса и намного больше креатива», – признался Луи ван Гал в конце июля. Мне кажется, что в первую очередь он имел в виду нехватку игрока, способного действовать под Руни и открываться под передачи вразрез. Хотя такой футболист не является непосредственно источником креатива, он играет ключевую роль в том, как команды ван Гала стремятся созидать.

В отличие от старта прошлого сезона голландец имеет намного более четкое представление о схеме, которую хочет видеть и ролях футболистов в ней. В рамках этой схемы львиная доля поисков ван Гала пришлась именно на эксперименты с этой позицией (Депай, Янузай, Эррера – ни одним из которых тренер не был доволен в полной мере).

Вероятное сочетание в атаке «МЮ» в новом сезоне

Теперь у него появился Антони Марсьяль, в теории он лучше перечисленных игроков способен выполнять требуемую работу. Хаотичная манера его трансфера подчеркнула два момента: 1) насколько ван Гал был не готов вступать в сезон без футболиста для этой роли, 2) пожалуй, то, что Марсьяль не был приоритетным вариантом. Несмотря на некоторые опасения по Руни и Депаю, от того, сумеет ли Марсьяль сделать «Юнайтед» «командой ван Гала», в первую очередь зависят перспективы клуба на сезон.

Фото: REUTERS/Darren Staples; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Michael Regan