СаЛо, или 38 дней Содома
Пока все говорят о перестройке «Ливерпуля» в атаке, Виталий Халюков задаётся более фундаментальным вопросом – каков будет центр обороны мерсисайдцев в нынешнем сезоне?
Да, этим летом «Ливерпуль» снова создаёт много информационного шума. Больше скупает только «Манчестер Юнайтед», а громче – пусть и одним трансфером – только «Арсенал». Тем не менее, о «Ливерпуле» снова говорят. Много. Говорят о том, как Брендан Роджерс будет размещать на поле всю эту красоту – Старридж, Бентеке, Ингз, Ориги. Где-то там, в Мелвуде, облизывая леденец, катается на качельках ещё и Марио Балотелли. Но так ли это всё существенно?
Вдумайтесь в суть проблемы – у Роджерса слишком много игроков высокого класса в атаке. Ну и Марио. Это весьма сложный, но приятный пазл. Какая-то деталь неизбежно окажется лишней, но из остального вполне можно сложить нечто красивое. Да и выбор главного человека в атаке при относительном равенстве кандидатов можно сделать в пользу того, кто в лучшей форме. С обороной всё немного сложнее.
Всякое строительство, в том числе футбольное, следует начинать с фундамента. Исторически так сложилось, что пару центральных защитников выбирают раз и навсегда. Корректировки возможны, но только вынужденные. Так, никому в здравом уме не придёт разлучать Игнашевича с Березуцким. Если тренер постоянно тасует карты в обороне – это метание. Дальше от ворот, к полузащите и атаке, метание превращается в нормальный поиск и ротацию. Но не в центре обороны.
Благо, один железный кандидат у «Ливерпуля» есть. Это Мартин Шкртел. Люди недалёкие и живущие прошлым продолжают считать его эдаким вариантом клафовского «здорового ублюдка», коих он рекомендовал использовать в качестве центрбеков. Во времена Бенитеса так оно, наверное, и было. Но за последние три сезона Мартин доказал, что умеет не только отбивать мясо, но и читать игру не хуже экспертов на канале Sky. В нём не сомневался Далглиш, не сомневается и Роджерс. Уже третий сезон не сомневается. И третий же сезон главным вопросом на повестке дня является выбор партнёра для Шкртела. Желательно на все 38 туров чемпионата. Этим мы с вами сейчас и попробуем заняться.
Основных кандидатов двое. Мамаду Сако и Деян Ловрен. На данный момент, если вы только не читаете эту статью в будущем, сыграно два тура, в которых «Ливерпуль» с одинаковым счётом «1-0» обыграл «Сток» и «Борнмут». Рядом со Шкртелом в этих матчах действовал Ловрен. Хорошо это или плохо? Давайте побалуемся статистикой.
Статистический аспект
Как видите, в сезоне 2014/2015 Мамаду Сако сыграл 16 матчей в АПЛ, Деян Ловрен на десяток больше – 26. И тот, и другой приняли участие в успешных сериях, хоть и в разное время. Здесь преимущество на стороне Сако, который находился в обойме с 16 по 24 тур, когда команда выдала серию из восьми матчей без поражений (5 побед, 3 ничьи). За Ловрена говорит то, что он позорные 1-6 от «Стока» в последнем туре наблюдал со скамейки, а Мамаду был как раз одним из виновников торжества.
Процент выигранных единоборств примерно равный, но Ловрену удавалось поддерживать этот уровень при большем количестве игрового времени, а во времена игры в «Саутгемптоне» он и вовсе имел один из самых высоких процентов выигранных единоборств в АПЛ. Но к этому мы ещё вернёмся.
Чисто статистически Ловрен действует немного эффективней своего французского коллеги, но при этом допускает большее количество брака. Шесть ошибок, приведших к опасным моментам у ворот Миньоле против двух у Сако, который не только редко привозит, но и в графе «точность передач» имеет гордые 90%. Вообще, даже визуально он двигается гораздо более плавно, выписывая ногами фигуры скорее эллиптические, в то время как Ловрен безжалостно режет углы.
То, что сложно найти в статистических выкладках, но на что необходимо обращать внимания – Ловрен очень часто, выражаясь терминологией английской прессы, «берёт реванши». Другими словами, проиграв единоборство, он бросается за соперником и всё-таки отбирает мяч. В отличие от Сако и Шкртела, к такому рывку он готов в любой момент, и если его оппонент не Усейн Болт, и действие происходит не в непосредственной близости от штрафной площадки, то, скорее всего, Деян его нагонит. Благо, дистанционная скорость позволяет. Выглядит это очень внушительно, особенно с точки зрения Тины Канделаки, т.е. «сжать зубы», «преодолеть себя», всё в лучших традициях спортивных драм с Куно Беккером. Только вот у более искушённого зрителя сразу встанет вопрос – а не больно ли часто товарищ Ловрен позволяет себя обыгрывать, раз мы даже замечаем, как эффектно он потом соперника настигает?
Ответить на это поможет, к примеру, матч с «Борнмутом», где Ловрен игрокам, ещё недавно топтавшим газон в Чемпионшипе, позволял обыгрывать и себя, и свою сестру. Потом-то, конечно, исправлялся. Всё-таки где по физическим и техническим данным Ловрен, а где условный Каллум Уилсон. Но если бы это был не условный Каллум Уилсон, а вполне себе осязаемые Эден Азар, то ему этих выигранных секунд вполне могло бы хватить на гол.
Промежуточный вывод по статистике: Ловрен лучше рубит лес, чем Сако, но от него летит значительно больше щепок.
Тактический аспект
Здесь становится интересней. После перехода Ловрена, многие удивлялись, почему он допускает здесь значительно больше брака, чем в «Саутгемптоне». Ответ на это дал – кто бы вы думали – Джейми Каррагер, изрядно критиковавший Деяна весь прошлый сезон. Анализируя позиционную игру Ловрена в обоих клубах, Джейми указывает на один важный момент – расстояние между центральным и крайним защитниками. Если приглядеться к тому, как отходит назад Ловрен, можно заметить, что он постоянно вертит головой – то есть, чтобы контролировать свою позицию, ему приходится постоянно оглядываться на товарищей по команде. Это случается, не все игроки обязаны быть гроссмейстерами позиционной игры. Но так как Ловрен не чувствует партнёров, на них ложится часть обязанностей по подстраховке, и Люк Шоу в «Сотоне» справлялся с этим прекрасно. Будучи фуллбэком, он не оставлял много свободных зон позади себя, и прикрывал Ловрена, если тот потеряется.
А теперь вспомните, кто в прошлом сезоне был основным левым защитником «Ливерпуля». Вот именно – Альберто Морено. Это уже самый настоящий латераль, который в атаку ходит чаще, чем Кокорин в клуб «Эгоист» (интересно, после закрытия трансферного окна, эта шутка ещё будет актуальной?). Ловрен при этом постоянно тёрся около Шкртела, оставляя фланг пустым.
Это можно, конечно, списать на проблемы адаптации в новой команде, но вот Мамаду Сако и при 4-2-3-1, и при 3-4-2-1, на которую клуб перешёл во второй половине, исправно страховал левый край. Ловрен же даже при схеме с тремя защитниками ухитрялся оставлять позади себя дырки, на подстраховку которых далеко не всегда успевал самый центральный из тройки.
Здесь играет свою роль и то, что для «Саутгемптона» Ловрен был одним из ключевых исполнителей, под возможности и привычки которого в команде не поленились выстроить оборону. Всё-таки физически Деян идеально адаптирован к АПЛ: рослый, мощный, но при этом довольно быстрый и абсолютно бесстрашный.
«Ливерпуль» под одного игрока оборону строить, конечно же, не станет. Но может ему помочь. Возможно, именно поэтому на предсезонке и в первых турах чемпионата место левого защитника занял не Альберто Морено, а 18-летний Джо Гомес, которого приобрели у «Чарльтона» за 3,5 миллиона. Пока парень смотрится неплохо, хоть у него и иногда возникали проблемы технического характера – во время игры с «Борнмутом» мяч несколько раз слетал у него с ноги при выносах. Но это ничего, в своей зоне борьбу выигрывает и вовремя занимает позицию.
Тем не менее, хоть Гомес и скрасил впечатление от позиционной игры Ловрена, мы вынуждены констатировать тактическое преимущество Мамаду Сако. В «Ливерпуль» он попал не из другого клуба АПЛ, а из другой страны, но, тем не менее, быстро сумел адаптироваться к новым тактическим реалиям и вообще показал себя футболистом гибким и вдумчивым. Меньшее количество привозов и высокий процент точности передач также указывают на то, что в игре Сако меньше безадресных выносов. Так что 1-1.
Фактор Роджерса
Самый загадочный, и самый значимый. Пусть и не с точки зрения логики. Переключать каналы будет тот, у кого в руках пульт, а, по крайней мере до зимы, это Брендан Роджерс. Автор прекрасного твиттера Boring James Milner подметил одну важную черту, создав, может быть, не настолько смешной, но очень правдоподобный аккаунт Deluded Brendan (дословно – «введённый в заблуждение Брендан»). Как это часто бывает, у Роджерса есть теория, и от этой теории будет зависеть очень и очень многое.
Теория есть не только у нынешнего наставника «Ливерпуля», она изложена во всех футбольных учебниках и носит скорее рекомендательный, нежели обязательный характер – игрок должен играть ближе к флангу, соответствующему его рабочей ноге. Некоторые видные эксперты полагают, что жертвой школярского отношения Роджерса к этому моменту стал правоногий Даниэль Аггер. Соответственно, теперь тучи нависли над головой другого правоногого центрбека – Мамаду Сако. Ловрену, владеющему, с равным успехом, и левой, и правой, беспокоиться не о чём. Только о том, что порой у него обе ноги левые. Но об этом мы уже сказали.
Вторая сторона вопроса – репутационная. Ловрен был приобретён позже, и за большую сумму. Поэтому Брендану Роджерсу приходится спрашивать себя. Если Сако играет в основе, то зачем он – Брендан – отдал «Саутгемптону» 14 миллионов фунтов? Так что тут решается, с какой стороны Роджерсу больше нравится выглядеть дураком – с левой или с правой. Наверное, он всё-таки предпочтёт притвориться, что так сильно верит в Ловрена, чем прослывёт человеком, который выбросил мешок с деньгами. Впрочем, уже прослыл.
Итог
С точки зрения банальной логики, индивидуальный порядок Сако должен побить индивидуальный класс Ловрена. Армия из одного и самодисциплина против высоких технических качеств отдельной боевой единицы. Тем более, что и физически, и особенно технически Мамаду далеко не последний человек в этом чемпионате. Ловрен же копирует Шкртела, только не сегодняшнего, а того – времён первых сезонов при Бенитесе. Тогда у болельщиков от страха замирало сердце каждый раз, когда Мартин касался мяча, а воздухе сразу пахло отборным словацким навозом.
Теперь пахнет хорватским. Вот уже два тура только им. Да, «Ливерпуль» не пропустил и взял шесть очков. Но в одном случае игра складывалась на железные 0-0, в хорошие атаки не ходил никто и никогда, а гол Коутиньо случился вопреки, но не как не благодаря. Во втором же случае сопернику просто не хватало исполнительского мастерства. И, тем не менее, Ловрен несколько раз был обыгран один в один. А взял он после этого реванш или нет – дело десятое.
Динамика тревожна ещё и потому, что в матче с «Борнмутом» Сако уступил место в заявке Коло Туре. В свете слухов о его переходе в «Рому» или «Лацио» это может быть звоночком. Хотя кто будет подменять Ловрена со Шкртелом в этом случае – непонятно. Ну не Коло же, в самом деле, Туре. Теоретически может Джо Гомес, благо роста хватает. Тогда место на левом фланге займёт Морено. Но при всех достоинствах Джо, в 18 претендовать на место в основной паре защитников рановато. Последний раз на моей памяти это случалось… с Мамаду Сако в «ПСЖ».
Большинство экспертов, хороших и разных, говорит о том, что место в паре со Шкртелом должно принадлежать всё-таки Сако. Решать, конечно, Роджерсу, deluded он или нет. В прошлом сезоне метаний было много, пожалуй, даже слишком много. Пришло время определиться.
По первым турам видно, что Роджерс сделал ставку на Ловрена. Пока «Ливерпуль» набирает очки, это сходит ему с рук. Но то, что Мэттью Ритчи может кидать Ловрену между ног, когда вздумается, настораживает. Календарь, кстати, не сулит «красным» лёгкую осень. Да что там осень – вон, «Арсенал» на носу. И если протеже не оправдает доверия, Роджерсу придётся принять решение – либо продолжать обжигаться, но ставить Ловрена, либо вернуться к варианту с Сако, то есть продолжить метаться.
Не давая сыграться паре центральных защитников, Брендан рискует лишить свою команду уверенности – тем более, играя без номинального опорника. Сезон в Англии долгий – 38 туров. Во что за это время и в такой ситуации может превратиться оборона «Ливерпуля» мы уже видели. О чём-то таком писал, и в очень крепких выражениях, маркиз де Сад. Или не об этом. Но определённо о чём-то близком.
Автор: Виталий Халюков
Читайте также: Клиника. Энди Кэррол и ещё 9 игроков, насмешивших нас своими травмами
Несладкие вишенки. Почему Борнмут окажется не по зубам многим клубам АПЛ