Восточный экспресс. Как «РБ Лейпциг» нарушил спокойствие немецкого футбола
«РБ Лейпциг» за свою недолгую историю уже нажил себе множество врагов и недругов в немецком футболе. Правильно ли это? FootballHD.ru пытается понять – в чем же именно заключается вина восточногерманского клуба.
Для полноценного рассказа о клубе Лейпцига нельзя не сделать маленький шаг назад в немецкой истории. Более чем знаменитые братья Гримм однажды решили занести в свой сборник довольно глупую и маленькую сказку – Die Brautschau. В ней рассказывается, как жених выбирал себе жену по тому, как она будет резать сыр на обеденном столе. На то она и сказка, что парень выбрал не самую красивую или умную, а ту, которая аккуратно отрезала корку. Этот рассказик не займет даже половины листа А4, но в нем, несмотря на всю присущую бессмысленность, есть один важный аспект – это то, как твой выбор будет влиять на всю твою дальнейшую жизнь.
Иллюстрация знаменитого сюжета в исполнения Людвига Кнауса
Когда бонзы с корпорации «Ред Булл» осторожно подкатывали к скромному «Маркранштедту», у его руководства тоже было право выбора. Или остаться маленьким клубом, о котором возможно когда-то вспомнят в рамках заметки на две строчки в «Киккере», когда они смогут забить гол-другой в ворота команды третьей лиги. Или же практически в натуральном смысле продать свою душу дьяволу – иначе в Германии практически никто «Ред Булл» не воспринимает. И что уже понятно спустя годы – этот выбор, так или иначе, менял бы немецкий футбол. А вот в какую сторону пока не ясно. Кажется, но споры по этому поводу и близко не достигли своего пика.
Девяностые годы для немецкого футбола можно охарактеризовать одним словом – было безумно весело. Сборная за короткий отрезок из гегемонов медленно превращалась в середняков европейского футбола, Бундеслига проживала и эпоху баварского Голливуда, и эпоху суровой немецкой сенсации от «Кайзерслаутерна». Было все, только одной вещи не хватало – не было денег. Все футбольные клубы в Германии тогда должны были быть собственностью болельщиков, у которых было даже право выбрать президента родного клуба – для этого нужно было заплатить маленькую сумму за покупку акции, и пожалуйста – ты уже можешь хвастаться перед друзьями, что ты в какой-то степени владелец десятикратного чемпиона Германии.
Немецкий футбольный союз не разрешал клубам, играющим под его эгидой, иные формы бытия. За границей уже вовсю орудовали крупные инвесторы и хозяева-миллионеры, в то время как в Германии футбольные клубы получали финансовую помощь разве что от щедрых покровителей, которые безвозмездно оказывали услуги клубу своего города или региона из патриотических побуждений или буржуазного тщеславия. В любом случае, капиталистические отношения должны были развиваться в более стремительном темпе, иначе можно было бы упустить момент, когда Бундеслига превращалась в чемпионат на задворках Западной Европы.
Именно тогда было придумано правило 50+1 – в нем сказано, что футбольные клубы могут привлекать к инвестициям крупные компании или даже богатых владельцев из-за рубежа. Но даже в самый трудный момент, если в руководстве решатся продать свои акции, 50% и плюс одна акция должны оставаться собственностью клуба, в котором и сформировалась команда. Мюнхенская Бавария, например, сформировала АО Байерн Мюнхен Лимитед и продала по 9% своих акций Adidas и Audi, оставив остальное себе. Решение НФС в принципе внешне гениально – то есть, можно и денег получить, и не потерять контроль над немецким футболом.
Но в любом случае без скандалов не обойтись. Для начала оставили касту неприкосновенных в виде «Вольфсбурга» и «Байера», в которых крупные корпорации уже много десятков лет заботились судьбой клуба. Даже специальное правило придумали: «Если коммерческое предприятие беспрерывно и значительно поддерживало клуб на протяжении 20-ти лет, это предприятие может претендовать на контрольный пакет акций ФК». Этим же правилом могут воспользоваться в ближайшие два-три года Мартин Кинд и Дитмар Хопп, которые и «Ганновер», и «Хоффенхайм» пока не бросили. Но для этого им пришлось провести недели в судах, и каждая смена регламента превращалась в настоящие бои без правил.
И тем удивительнее история, что случилась в Лейпциге. В 2006-м году корпорация «Ред Булл» собралась популяризировать свою продукцию в Германии, а для этого им нужно был какой-то футбольный клуб. Даже неважно какой. В ноябре того года представители концерна обратились к клубу «Захсен Лейпциг», игравшему тогда в четвертом дивизионе, с просьбой переименоваться в «Ред Булл Лейпциг» в обмен на обильные денежные вливания. Это был продуманный ход – полумиллионный город имеет в своем распоряжении прекрасный современный стадион, построенный к ЧМ-2006, но у него нет команды даже в третьем дивизионе. Но тогдашнюю попытку нарушить немецкую стабильность никто не дал – ни руководство клуба, ни чиновники из НФС. Коммерческое название в футбольном клубе? Немыслимо!
И тут мы приходим к точке невозврата. В 2009-м году «Ред Булл», изучив все документы, которые тогда существовали в немецком футболе, создал свой клуб – «РБ Лейпциг». И предложил «Маркранштедту», у которого была очень неплохая тренировочная база, банальное слияние. И в отличие от «Засхена», тут руководство маленького клуба не устояло. Футбольные власти Саксонии дали добро на слияние и, таким образом, в 2009 году австрийцы наконец-то проникли в немецкий футбол. Зло победило добро? Может быть.
С тех пор началась бесконечная война, которая длится до сих пор – «РБ Лейпциг» против болельщиков других клубов, «РБ Лейпциг» против чиновников НФС, «РБ Лейпциг» против топовых команд первой Бундеслиги. Когда, например, в НФС не хотели пускать команду во вторую Бундеслигу, пришлось даже сменить эмблему и название – сейчас официально клуб носит название RasenBallsport (Клуб игр на траве с мячом) Leipzig, но они его нигде не используют. На плакатах в городе, клубном журнале и на веб-сайте постоянно используется выражение «Красные быки», как будто это традиционное название команды наравне с гельзенкирхенским прозвищем «Кнаппен».
Почему чиновники нарушали устав? Ради здравого смысла. Достаточно просто открыть карту футбольной Германии, и на пальцах одной руки сосчитать команды из Восточной Германии, которые будут способны когда-либо выйти в элитный дивизион. Отличная болельщицкая база накладывается на довольно бедственное положение в этой части Германии. Ну и на бездарное руководство, конечно. Как бы то ни было, но клуб из Лейпцига, по сути, сейчас последняя надежда всего бывшего ГДР на успех. И глупо лишать их этого права.
И действительно можно понять и простить тех же болельщиков лейпцигского «Локомотива», которые люто ненавидят своих соседей и тихо метелят своих оппонентов где-нибудь на улицах города. Можно понять болельщиков и руководство многих клубов третьей и второй Бундеслиги, у которых нет покровителей, и они вынуждены более честным путем проходить этот путь наверх, ожидая то ли отличного пополнения с академий клуба, то ли начинающего тренерского гения. Но вот когда Румменигге и Вацке, два, пожалуй, самых главных врага в немецком футболе в вопросе Лейпцига в едином порыве демонстрируют свое осуждение – это слегка смешно. Реалии нынешнего футбола таковы, что без денег нет ни малейшего шанса для маленьких клубов подняться до уровня той же «Баварии». Даже, можно сказать, без потока денег. И когда большие боссы боятся клуба второй Бундеслиги (и даже забирают оттуда лидеров), то это они делают не ради защиты немецких традиций и правила 50+1, которое уже давно нуждается в доработке. Они это делают, потому что они банально не хотят получить себе еще одного конкурента, который сможет у них отхватить немалый кусок пирога.
А беспокоиться есть о чем. Австрийцы абсолютно иначе подходят к этому делу. Как сказал однажды Матешитц, основатель и владелец австрийского концерна:
«Ред Булл» уже вложил немало денег в этот клуб, и останавливаться там не собираются. И делают они все с умом – и проинвестировал 35 миллионов евро в местный тренировочный центр, который в ближайшие годы должен стать главным центром подготовки молодежи во всей Восточной Германии, и подписывают Ральфа Рангника, который считается одним из самых талантливых менеджеров в немецком футболе, и невероятно быстро собирают болельщицкую базу. Если еще в начале пути за командой следовало максимум человек двадцать, сейчас же сорокапятитысячная «Ред Булл Арена» близится к аншлагу в каждой встрече. И так во всех компонентах этой игры.
В прошлом сезоне в клубе впервые испытали на вкус интригу второго по рангу дивизиона. Учитывая, что это был дебют, то итоговое пятое место – это отличный результат. Сейчас же команда, усилившись одним из главных талантов немецкого футбола Деви Зельке, пойдет на штурм элиты. И нет никаких сомнений, что «РБ Лейпциг» ворвется туда рано или поздно, и в отличие от романтических, но застрявших в трясине клубов второй Бундеслиги, они там останутся надолго. И, может, впервые после слияния ФРГ и ГДР, восточногерманский клуб больше не будет находиться на задворках настоящего праздника футбола.
Так какой выбор лучше?
Автор: Владимир Гарец
Читайте также: Моя оборона. Что происходит с защитой «Барселоны»
И у меня на это пять причин. Почему «Анжи» будут желать вылета
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/novichki/823134.html
Почитайте, там хорошие отклики :)
Удачи в блоге.
Клубы АПЛ забивают на еврокубки, потому что в чемпионате денег зарабатывается больше, а если даже плохо выступишь, шейх всегда бабла подкинет.
Из текста выходит, что против - только жадные боссы дортмунда и мюнхена, не желающие делиться «частью пирога» (интересно, кстати, что лейпциг может у них отнять? Деньги от телеправ? Так в БЛ деньги делятся довольно равномерно). Место в еврокубках? Это сомнительно).
В тексте нет ни слова о том, что против продажи клубов шейхам и чукчам все немецкое болельщицкое сообщество.
ЕМНИП аргументация - клубы должны играть для болельщиков и принадлежать им, а бизнесмены у руля заботятся больше о выгоде, откуда дорогие билеты, аттрибутика и пр.