7 мин.

PRO-фессор футбологии

Вообще-то истинная фамилия главного тренера нальчан - Красножен. Так, по крайней мере гласит семейное предание: все дело в красоте жен. Они у Красноженов неизменно были красивыми, или "красными", если на старорусский манер. Красножаном стал отец нынешнего рулевого "Спартака", юношей получивший паспорт с узаконенной этим документом грамматической ошибкой. Сын энергетика, Юрий Красножан решил пойти своей дорогой, выбрав футбол. В 10 лет он записался в секцию, в 17, по окончании школы, попал в команду мастеров. Нальчик в год московской Олимпиады бесславно вылетал из первой лиги - и руководство приняло решение обновить состав, сделав ставку на молодежь. Во второй лиге Красножан три года играл постоянно. Повезло - попал под правило, заставлявшее клубы второй союзной лиги доверять молодым, выставляя на игру как минимум одного футболиста не старше 21 года. Собственно, в 21 Красножан с профессиональным футболом и попрощался, на семь лет отлучившись в другую жизнь. Туда, где его помнят преподавателем в школе и футболистом команд, игравших на первенство республики.

УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

О том, что Красножан был учителем физкультуры, теперь известно всем. Куда меньше растиражирован тот факт, что старт его тренерской карьеры получился, мягко говоря, сложным. Он начал в соседнем со столицей Кабардино-Балкарии Баксане, где был помощником у Юрия Пазова, своего ровесника. Интересно, где он теперь?! Потом там же, в небольшом городке близ Нальчика, Красножан два года помогал Виктору Кумыкову - самому успешному российскому тренеру в истории современного узбекского футбола. Нальчанин не первый год трудится в этой стране, добывая со своими командами кубки и медали. Именно Кумыков, в середине 90-х возглавивший главную команду Кабардино-Балкарии, вернул Красножана в профессию. В 98-м он позвал коллегу и товарища к себе в штаб. - Полгода я Виктору помогал почти на общественных началах, без контракта. В Баксане команду к тому времени закрыли. Отучившись в ВШТ, я приехал домой в качестве безработного. Кумыков позвал к себе. Меня даже не заявляли официально, - вспоминает Красножан. - Потом Витю с работы сняли, и на полгода я остался без дела.

ПОМОЩНИК ГЛАВНОГО

Говорят, самое важное в жизни - встречи, которые дарят тебе новые знакомства с хорошими людьми. Красножану на такие встречи не всегда, но везло. В декабре 98-го в клуб из Нальчика пришел Владимир Балов. Бывший футболист, потом успешный бизнесмен, он в 80-х играл вместе с Красножаном, а спустя 15 лет занял пост генерального директора. Балов и теперь гендир, хотя структурно клуб сильно изменился за последние пять лет. Появился совет директоров, где у того же Красножана - кресло и право голоса. Есть вице-президент - Андзор Белимготов - с правом вето и решающего слова в вопросах экономики клуба. Есть спортивный директор, технический, коммерческий, несколько отделов. А тогда, поздней осенью 98-го, именно Балов формировал команду, которая могла бы избавить Кабардино-Балкарию от возможной встречи со второй лигой. Кавказский "Спартак" лишь чудом избежал вылета. Прошлогодний рывок Красножана и К о, выбравшихся с самого дна таблицы премьер-лиги, порой напоминал то самое чудесное спасение: 18 очков в заключительных 7 матчах! Балов , собственно, и предложил правлению клуба кандидатуру Красножана. - В канун 1999-го я получил новогодний подарок. Меня утвердили помощником Асланбека Ханцева, работавшего тогда главным тренером. Новый год встречал при должности, - вспоминал о том отрезке своей жизни сам Красножан. - Красножан поначалу отвечал в команде за физподготовку. У игроков в отношении специалистов, отвечающих за этот участок работы, долгое время присутствовал скепсис, а в 90-х это вообще было новым делом. Но Красножан быстро убедил нас в том, что его работа полезна. Мы, поработав по его программе, ощутимо прибавили, - говорит Сергей Кращенко, ныне тренер вратарей нальчан, тогда - игрок. В качестве помощника Красножан отработает в главной команде лишь год и отправится в дубль. Тот шаг казался ссылкой, но на деле нальчанину выпал шанс стать самостоятельной фигурой. Тренером с идеями и собственной концепцией построения игры. Личностью.

МЕСТНЫЙ, ПРОВЕРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В региональном первенстве Северного Кавказа для команд третьего дивизиона Красножан провел четыре года. Место в середине таблицы, молодежь в составе, право на творческий поиск, самостоятельность в принятии решений и даже поиск спонсоров. Такой тогда была его жизнь. Заниматься в ней приходилось абсолютно всем, а не только тренировками по заранее спланированному помощниками расписанию. А еще в ней было место надежде - на шанс. Плюс автобусные переезды и широкая география маленьких городов, станиц и поселков региона: Сальск и Буденновск, Малгобек, Черкесск, Майский и Баксан, Избербаш, Лагань… Вырваться из этого круга помог случай. Главная команда Кабардино-Балкарии в декабре 2003-го лишилась главного тренера. Софербий Ешугов не устоял перед соблазном, получив приглашение из Краснодара. "Кубань" после десяти лет скитаний по низшим лигам вернулась в элитный дивизион. Гордый адыгеец, прежде работавший только самостоятельно, согласился на место старшего тренера в штабе молодого коллеги Игоря Южанина. А Нальчику нужно было что-то решать. На Ешугова рассчитывали, его уход стал сюрпризом. - Больших денег у нас никогда не было. Плюс специфика работы в регионе. Не каждый ее прочувствует. Уже поэтому приглашение специалиста со стороны было риском, - вспоминает Балов. - Идеальным вариантом был бы местный, проверенный человек. Тот, кто сможет принести в команду нечто новое и сам отработает с предельной мотивацией. Я увидел такого специалиста в Красножане.

ЖИЗНЕННЫЕ И ТРЕНЕРСКИЕ ПРИНЦИПЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ

Интуиция не подвела Балова. Красножан с порученным ему участком работы справился. Причем с блеском. В год дебюта со своей командой он долго лидировал, выиграв первый круг первенства в первом дивизионе. Тот успех позволил "Спартаку" найти инвестора. Это нынешний президент республики Арсен Каноков. Тогда он был руководителем и владельцем корпорации "Синдика". С лета 2003-го компания с офисом в Москве начала вкладывать деньги в футбольный клуб из Нальчика. Вкладывает и теперь, оставаясь главным "кошельком" одного из немногих российских по-настоящему частных клубов. По крайней мере де-факто дела обстоят именно так, хотя юридически "Спартак" в последние годы менял статус и даже выпускал - по закрытой подписке - акции. Поначалу у Красножана была предельно простая мотивация в работе. - Я очень не хотел опозориться, - признается он. - Это был мой главный мотив. Команда, к счастью, меня поддержала, приняв мою тренерскую философию. - Нынешний Красножан сильно отличается от того специалиста, который когда-то принял Нальчик? - Нет, принципы - жизненные и тренерские - остались прежними. Изменилась мотивация. Теперь хочется добиться чего-то серьезного. - Нальчику в этом праве наши футбольные эксперты обычно отказывают. - У меня по этому поводу был даже внутренний конфликт с самим собой. С одной стороны я понимал: финансирование, которое могут обеспечить клубу наши инвесторы, уступало недавним возможностям "Сатурна", не говоря уже о "Зените", "Спартаке", "Динамо". С другой стороны, на поле выходят живые люди. Задача тренера - помочь им поверить в себя, в свой талант. Если ты сам не веришь, что нет недостижимых целей, а есть неожиданные решения, которые помогают добиться цели, никто тебе не поможет. Даже деньги. - Нальчик больше не хочет быть скромником, который рад уже тому, что играет в премьер-лиге? - Не хочет. Мы хотим развиваться. Если ты куда-то двигаешься, уже есть шанс на прогресс.

КАК ТУТ УХОДИТЬ?!

Фраза про прогресс - одна из любимых у Красножана. Он не устает ее повторять, порой вызывая у футбольной публики изрядное раздражение. Мол, если ты такой умный, чего до сих пор в своем Нальчике сидишь?! Прогрессировать, скажем, в "Москве" Красножану и впрямь было бы проще. Новый проект, хорошие возможности. Были. Юрий Белоус, попрощавшись с Леонидом Слуцким, сначала вел переговоры именно с Красножаном, но, не получив твердого "да", отправился в Киев, где нашел отклик на свое предложение у Олега Блохина. В итоге, впрочем, офис горожан получил сотрудника по фамилии Красножан. Работа в "Москве" нашлась для Анны, дочери главного тренера нальчан, профессионального переводчика и дипломированного менеджера. Сын Артем из Нальчика тоже уехал. Как и отец, он выбрал свою дорогу, оставив футбол в девятом классе. Благо, тренер Красножан сообщил наследнику в серьезном разговоре главное: рассчитывать на какие-то значимые достижения как футболисту будет для него опрометчивым поступком. В итоге Артем выбрал институт бизнеса и права. Если осенью он получит место в ростовском футбольном клубе, я такому повороту в судьбе молодого парня не удивлюсь. Это будет очень даже логично. В "Ростов" ведь Юрия Красножана тоже звали. Прошлым ноябрем. Депутат парламента Кабардино-Балкарии, доверенное лицо президента республики, просто всеми уважаемый человек уехать просто так, не поставив в известность руководство родного региона, никак не мог. Это было бы близоруким, некорректным решением. Красножан и не уехал. Его, похоже, с родины если куда и отпустят, то только в сборную. Да и то не всякую. Варианты с "Тереком", "Крыльями", "Сатурном", "Кубанью" при всем моем к ним расположении тоже далеко не бесспорны. Нальчик, уверяю вас, оценивает себя как минимум не хуже. Некогда горбатое поле с ужасным дренажом теперь одно из лучших в стране. Стадион из памятника архитектуры, ветшавшего на глазах, превращается в спортивный объект, получивший вторую жизнь. Штаб Красножана - один из самых многочисленных в нашем футболе. Только теоретиков и аналитиков трое. Красножан в Кабардино-Балкарии - генерал футбола. Впрямую или косвенно он влияет на все процессы, связанные с развитием и буднями своей игры в республике. Профессор футбологии - это тоже про него. Как тут уходить?! И главное - куда? Разве что в другой Спартак". Московский. Туда Красножана, пусть не сразу, скрепя сердце, но отпустят. Пока, правда, в Тарасовку тренера с красивой фамилией не зовут.

Спасибо сайту болельщиков "07 регион" за предоставленную информацию.