Советские футбольные специалисты за рубежом
Советский спорт во все времена занимал лидирующие позиции на мировой арене, будоража умы болельщиков невероятными результатами, красивыми победами, мужеством и мастерством атлетов. Многие страны стремились перенять победный опыт, некоторые - всеми способами пытались переманить ценные кадры – тренеров и спортсменов. Если к первой категории относились страны из социалистического лагеря и сочувствующие им, то вторая категория состояла из стран противоположного, капиталистического, лагеря. Истории перебежчиков на Запад нашли свое отражение на первых полосах советской печати тех времен, а позже в воспоминаниях самих спортсменов и лиц, принимавших в этом участие. Однако целью данной научной статьи будут события, имевшие не столь громкое освещение и пристальное внимание общественности, но дающие четкое представление как работала советская спортивная модель, в нашем конкретном случае – футбольная, привнесенная отечественными специалистами за рубеж.
На первоначальном этапе исследования следует разобраться с тем, каким образом в условиях «железного занавеса» отечественные спортивные специалисты могли выезжать на работу за рубеж.
Отказавшись в середине 20-х годов от идеи мировой революции в пользу построения социализма в отдельно взятой стране, СССР вместе с тем отнюдь не отказывался от своих притязаний на ведущую роль в мировой политической системе. С течением времени окрепший экономически и политически Советский Союз все более активно проводил свою внешнюю политику, стремясь расширить сферы своего влияния. В фокусе внимания СССР оказывались страны с победившим советским строем или африканские и азиатские режимы с социалистической ориентацией. Эти страны получали от Советского Союза внешнеполитическую поддержку, финансовую и военно-техническую помощь.
Создание в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), позволило интегрировать различные стороны жизнедеятельности социалистических стран, в том числе и в спортивной сфере. Особая роль в развитие спортивного сотрудничества отводилась регулярным совещаниям руководителей спорта социалистических стран, проводившихся с 1952 г. Сотрудничество принимало различные формы: организация совместных тренировочных сборов; проведение двусторонних и международных соревнований; обмен тренерами, специалистами, судьями; помощь в спортивном образовании; строительство спортивной инфраструктуры.
Коррективы, вносимые во внешнеполитический курс страны, видоизменяли и список стран, с которыми СССР был готов развивать отношения, в том числе в спортивной сфере. В конце 40-х межправительственные соглашения или протоколы о спортивном сотрудничестве были подписаны между СССР и КНДР, в 50-е с Шри-Ланка, Бирмой, Болгарией, Вьетнамом, в 60-е годы с Алжиром, 70-е ознаменовались развитием сотрудничества с Эфиопией, Францией, Иорданией, Афганистаном, Сирией, Ганой, в 80-е - с Ираком и т.д.
Спортивные контакты между СССР и остальным миром строились на основе взаимодействия соответствующих структур в рамках подписанных межправительственных соглашений о спортивном сотрудничестве и работы Спортивного комитета дружественных армий (СКДА), созданного в 1958 году, что было особенно актуально для азиатских и африканских режимов, в связи с тем, что основной базой развития физической культуры в данных странах являлись армейские коллективы.
Зачастую появлению советского тренера в иностранной команде предшествовало обращение заинтересованной страны с соответствующим запросом по армейской линии или напрямую в Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. После чего спортивные чиновники выбирали подходящую, по их мнению, кандидатуру, с которой и проводили беседу на предмет интересной зарубежной командировки. В определенный момент устойчивый спрос превратил советского тренера для спортивных функционеров в тождественное понятие с высококачественным товаром на экспорт. Для координации работ по осуществлению на коммерческой основе организации выездов за границу советских спортсменов, тренеров, преподавателей и других специалистов в области физкультуры и спорта в 1987 году было образовано хозрасчетное внешнеторговое объединение «Совинтерспорт» (в 1988 году переименовано во «Всесоюзное внешнеэкономическое объединение «Совинтерспорт»). Именно это объединение смогло организовать большую часть командировок советских тренеров и спортсменов на работу за границу в последние годы существования СССР. Со временем, некоторые отечественные футболисты, из числа тех, кто последние годы своей карьеры провели в иностранных командах, получали приглашение войти в тренерский штаб того или иного клуба, пополняя тем самым ряды советских тренеров, работающих заграницей. Так, например, Олег Владимирович Блохин, сразу после завершения карьер игрока в кипрском «Арисе» возглавил греческий клуб «Олимпиакос» из Пирей.
Выяснив, каким образом советский футбольный тренер мог очутиться во главе иностранных сборной или клуба, перейдем к анализу источников, зафиксировав, что рассматриваемый нами временной отрезок, охватывает весь период существования СССР на политической карте планеты с 1922 года по 1991 год, несмотря на выход в разное время ряда республиканских футбольных федераций из состава Федерации футбола СССР. Именно отталкиваясь от выбранных временных рамок, представления о наличие единой союзной футбольной школе и существовавшем де-юре в указанные годы едином государстве, мы вопреки многим современным тенденциям, не станем в угоду сиюминутной политической конъюнктуры разделять футбольных специалистов внутри исследования по национальному признаку.
Результаты исследования представлены в структурированном табличном виде (Табл.1), позволяющим оценить географию спортивных связей СССР со странами мира и годы взаимодействий в рамках рассматриваемого вопроса, а также в виде диаграмм (Рис.1., Рис.2.), характеризующих распределение командировок по регионам мира и их частоту. Учитывая, что первый выявленный нами в ходе исследования отечественный тренер, начавший трудиться за рубежом, Борис Трифонович Апухтин, приступил к работе в качестве тренера-консультанта сборной Албании в 1948 году, данный год взят за начальную дату представления результатов исследования.
Анализирую материалы исследования, стоит отметить, что начиная с 1956 года и до момента распада Советского Союза отечественные тренеры непрерывно работали за пределами Родины, передавая свой опыт и поднимая футбольную культуру во многих уголках нашей планеты. Особенно необходимо выделить 1965 и 1986 гг. как начало периодов резкой активизация спортивных контактов СССР с остальным миром по линии присутствия советских тренеров в зарубежных футбольных клубах и сборных. Из приведенной таблицы с определенной долей уверенности можно утверждать, что основными партнерами Советского Союза в футбольном сотрудничестве выступали Алжир, Исландия, Афганистан и Иран, в которых регулярно и на продолжительной основе работали отечественных футбольные специалисты.
Рис. 1. Распределение направлений командировок советских футбольных специалистов по регионам
Рис. 2. Интенсивность командировок советских футбольных специалистов по регионам мира
Если сотрудничество с африканскими и восточными страна, не вызывает удивление, так как осуществлялось в общем векторе внешней политики СССР, то активное сотрудничество с Исландией, государством, одним из первых вступившим в НАТО (4 апреля 1949 г.) и являвшимся по сути прямым внешнеполитическим оппонентом Советскому Союзу, представляется весьма любопытным. Несмотря на такие, казалось бы, неразрешимые политические противоречия в период с 1973 по 1991 года советские тренеры в общей сложности 14 сезонов отработали с различными клубами и сборными этой северной страны. Разразившиеся в 1972-1976 года вторая и третья «тресковые войны» между Исландией и Великобританией (военный и дипломатический конфликт из-за поэтапного расширения Исландией границ исключительной экономической зоны), на пике своем повлекшие временный разрыв дипломатических отношений между странами, в купе с нахождением у власти островного государства на протяжении указанного периода левоцентристких правительств, способствовали сближению и укреплению советско-исландских отношений во всех областях жизни, и позволило советским тренерам вписать свои имена в историю развития исландского футбола. Показательными также являются спортивные связи СССР и Алжира, спустя десятилетия не пустившего уже сборную России в плей-офф Чемпионата Мира 2014 года в Бразилии, добившегося ничьей в судьбоносном матче, в котором россиян устраивала только победа. Начиная с 1978 года, советские тренеры постоянно находились в этом африканском государстве, руководя местными клубами (Сагасти Сан-Висенте Руперто Рупертович - «Ватны» в 1977-78гг., Станислав Петрович Завидонов – «АСКО» в 1979-82 гг., Борис Петрович Подкорытов – «Оран» в 1985-88 гг., Шубин Пётр Евгеньевич – «Мелодия» в 1989-91 гг.и др.), а в отдельные годы сборной страны (Евгений Александрович Рогов – тренер сборной команды Алжира в 1981-82 гг., 1986-88гг.).
Анализируя обе диаграммы можно сделать вывод что основным партнером СССР в области командирования советских футбольных тренеров выступали страны Азии, на которые приходилось 55% всех поездок и 39% всех направлений командировок. Следом, со значительным отставанием идут европейские страны, на которые приходилось 24% и 25% соответственно. Со странами африканского континента Советский Союз имел более широкие спортивными связи, нежели с Европой (30% направлений командировок), но реже командировал туда своих тренеров (19% от общего числа командировок).
Советские тренеры достигали определенных успехов в своей зарубежной работе – золотые медали первенств стран (Григорий Маркович Пинаичев с болгарским «Червено Знамя», Алексей Александрович Парамонов с тунисским «Этуаль дю Сахель», Георгий Иванович Вьюн с «Граунд Форсиз» из Эфиопии и др. ), победы в международных кубках (первенство сборной Сирии под руководством Анатолия Александровича Азаренкова на Средиземноморских играх, бронзовые медали сборной Алжира, возглавляемой Евгением Александровичем Роговым, на Кубке африканских наций 1988 г.), некоторым даже удавалось вывести, возглавляемые ими сборные в финальные этапы международных турниров (все тот же Евгений Александрович Рогов до «бронзового» успеха на континентальном первенстве выводил сборную Алжира на Чемпионат Мира 1982 года в Испании; Валерий Кузьмич Непомнящий не только вывел сборную Камеруна на Чемпионат Мира 1990 года, но ведомая им команда стала первой африканской сборной, которой удалось дойти до четвертьфинала чемпионата мира), но все эти достижения необходимо оценивать, принимая во внимание, что страны, в которых работали советские специалисты относились в большинстве своем даже не ко второму эшелону мирового футбола.
К сожалению, большой спорт долгое время являлся ареной столкновения политических амбиций многих государств и сложившаяся в рассматриваемый период двухполюсная модель мира не позволила отечественным тренерам продемонстрировать свой талант в сильнейших зарубежных футбольных лигах, навсегда оставив нас гадать каких высот достигли, скажем, Бесков, Лобановский и Симонян, встань они у руля одного из европейских грандов.
Друзья, ссылки на использованные в данном блоге материалы вы сможете найти по адресу первичного размещения статьи (журнал "Молодой ученый" №4 (84), февраль-2 2015 г.).