Индекс Emirates. Как американцы догнали и перегнали Голландию, и в чем Серия уступает французской Лиге 1
За последнее десятилетие деньги начали играть огромнейшую роль в европейском футболе, где уже не удивишь трансферами за €50 млн, покупками права на название стадиона за £200 млн, продажами телеправ за £5 млрд. Растет в цене все! Топовые бренды богатеют, телеканалы заряжают баснословные тарифы за рекламу, а клубы АПЛ с радостью и полными штанами денег вылетают в низшую лигу. Не отстают от дележки многомиллиардного «футбольного торта» и спонсоры, кем бы они не были.
Форменные спонсоры
Такие крупные производители спортивной экипировки как Nike, Adidas и Puma уже с давних пор «купили» футбольные клубы в Европе. Эти фирмы выплачивают годовые суммы клубам, чтобы управлять спортивным инвентарем и формами, а сами контракты могут быть как долгосрочными (от 5 до 10 лет), так и краткосрочными (от 1 до 2 лет). Так, к примеру, если футбольный клуб подписывает контракт с Nike, то эта фирма берет на себя обязательство обеспечивать официальными формами и тренировочным инвентарем, как основную команду, так и дублеров. Взамен Nike передаются все права по продаже форм через свои фирменные магазины.
Совсем недавно Adidas выиграл у Nike такой известный бренд как «Манчестер Юнайтед» и подписал с манкунианцами десятилетний контракт общей стоимостью в £750 млн. Аукцион между Nike и Adidas прошел с таким рвением, что «Юнайтед» в конце концов практически удвоил годовые поступления.
Официальные спонсоры
«Манчестер Юнайтед» принадлежит и самый крупный контракт по клубному спонсорству: в 2013 году манкунианцы подписали 7-летний контракт с американской компанией Chevrolet на сумму £53 млн в год. А шедший вторым «Арсенал» (Fly Emirates – £30 млн), совсем недавно уступил свое почетное место «Челси», который бросил «Самсунг» и подписал 5-летний контракт с японской «Йокохама» (£50 млн год).
Общая годовая сумма спонсорских контрактов клубов АПЛ уже перевалила за 200 млн, и англичане оставили далеко позади себя остальные топ-лиги Европы. Занимающая второе место Бундеслига еле-еле дотянула до £101 млн, где самый крупный контракт не может сравниться ни с одним из тройки лидеров Англии («Бавария» и «Дойч Телеком», 25 млн в год).
Что бы ни говорили, итальянский чемпионат замыкает первую пятерку топ-лиг по привлекательности рекламодателей. Официальные спонсоры не готовы вкладывать большие средства на рекламу своей продукции в Италии. Самые крупные контракты Серии А - это Fly Emirates «Милана» (£15 млн в год) и Jeep «Ювентуса» (£12 млн).
Думаю, в клубном спонсорстве в скором времени введут «индекс Эмирейтс». Эта эмиратская компания старается нанести свой логотип на футболку хотя бы одного клуба в европейских странах. В Англии Emirates вложила в футболку и стадион «Арсенала» (£30 млн), в Италии – «Милана» (15), в Германии – «Гамбурга» (10), в Португалии – «Бенфики» (10), во Франции – «Пари Сен-Жермен» 20), в Испании – мадридского «Реала» (20), в Греции – «Олимпиакоса» (5). Как видите, годовая сумма более-менее указывает на привлекательность чемпионата с точки зрения бизнесменов.
Несмотря на общий рост спонсорских средств, не во всех чемпионатах рост был одинаковым. А кое-где фиксировался даже упадок (Голландия , 5% спада). Самый большой рост дала Англия, где по сравнению с 2013/14 спонсорские средства увеличились на 36%. Второй идет Ла Лига Испании с 30% ростом, а тройку замыкает Серия А с +21%.
В то время как Голландия испытывает спад, ее место в мире в этом году уверенно заняла США со своей MLS. Общие спонсорские контракты клубов американской лиги MLS уже составили 45 млн и на следующий 2016 год эксперты ожидают как минимум 30%-ный рост до 60 млн.
Благодаря Emirates Объеденные Арабские Эмираты в прошлом сезоне перехватили лидерство у Германии по общей сумме вкладываемых средств в клубное спонсорство.