Максим Батов: «Мог уехать в Португалию, а в итоге играл на первенство города в Перми»
Новичок «Рубина» рассказывает о судьбе молодого российского футболиста и долгом пути от футбольной секции провинциального города до команды Премьер-лиги.
— Максим, расскажи, как ты начинал заниматься футболом?
— Еще ребенком мне нравилось играть в футбол, все начиналось со двора. С утра до ночи играли с друзьями, впрочем, как и все. А в секцию меня отдали родители, так я попал к Олегу Ивановичу Еремину, под чьим началом занимался долгое время в Перми.
— В детстве ходил на стадион болеть за «Амкар»?
— Да, тогда была хорошая команда. Мне в ней нравились Волков, Парамонов. Был еще такой игрок Зияти, который отличался своей техникой.
— Перед тем как оказаться в Санкт-Петербурге, ты пробовал свои силы в школе «Локомотива»?
— Приезжал на просмотр, тренировался достаточно долгое время. Но мне показалось, что в Москве будет дорого жить. А когда приехал в Санкт-Петербург все как-то быстро срослось. Когда я приехал, мне было 13-14 лет. Игорь Владимирович Лебедев после недели тренировок, пригласил меня в команду. Жил первое время на базе, а потом уже неподалеку квартиру снял. Так и доучился в результате до дубля «Зенита».
— За игрой основной команды следил?
— Да, мне тогда нравилась их игра при Петржеле. Защитник хороший у них был еще – Эрик Хаген. Питерские воспитанники играли: Аршавин, Кержаков, Денисов. Был еще Владислав Радимов, с которым я позднее успел поработать, когда он тренировал «Зенит-2».
— В дубле «Зенита» ты играл вместе с нынешними партнерами по «Рубину» Соломоном Кверквелия и Максимом Канунниковым.
— Да, мы еще в 2009 году стали чемпионами молодежного первенства. У нас была сильная команда, практически все сейчас играют в Премьер-Лиге. Тогда Кверквелия был очень цепким игроком, как и сейчас в принципе. Разве что скорости тогда у него особо не было, сейчас он уже более мастеровитый игрок, а тогда нам по 18 лет было. Но уже тогда он выделялся игрой на опережение, цепкостью. А еще перед переходом в «Рубин», советовался с Канунниковым, поговорили с ним, он сказал, что будет очень рад видеть меня. Уже после перехода, Максим помог мне освоиться в команде, рассказал, что да как, можно сказать, взял под свое крыло.
— Один сезон ты провел в аренде в новороссийском «Черноморце».
— Я думаю, что эта аренда пошла мне на пользу. Молодежное первенство не сравнится со второй лигой по накалу борьбы, там люди бьются, играют, для того чтобы прокормить семью, нет таких кому была бы безразлична эта игра. Нас тренировал Олег Долматов, он дал мне все азы тактических знаний, научил правильно перемещаться по полю. В этом плане он очень сильный тренер, могу о нем сказать только хорошее.
— Ты уже вспоминал о Владиславе Радимове, расскажи, что он представляет из себя как тренер?
— Человек поиграл в Испании, был капитаном «Зенита», прошел школу ЦСКА. Я бы сказал, что он один из лучших полузащитников в истории российского футбола. Под его руководством все молодые игроки очень прибавили. Достаточно вспомнить, как они начинали во второй лиге, и как сейчас достойно играют в ФНЛ.
— Какие варианты продолжения карьеры были после окончания контракта с «Зенитом»?
— Был вариант остаться. Но последний сезон для меня неудачно складывался. Травма на травме. Поговорили с Радимовым и пришли к выводу, что нужно поехать и попытаться заиграть в более сильном чемпионате.
— Как появился вариант с Португалией?
— Когда Жозе Коусейру, бывший тренер «Локомотива», возглавлял «Виторию» из Сетубала, ему отправляли видеонарезки с моей игрой. Ему понравилось, он приглашал меня к себе в команду. Но затем, Коусейру ушел на повышении в «Эшторил» и переход сорвался. В итоге до подписания контракта с «Амкаром», я играл на первенство города для поддержания формы. Мыслей бросить футбол не было, ждал трансферного окна. Скажем так, у меня была небольшая передышка, я готовился к следующему большому шагу.
— Как на тебя вышел «Амкар»?
— На чемпионате города играла команда от «Амкара», где выступали тренеры и молодые игроки. Когда мы против них играли, меня приметили Славолюб Муслин и Сергей Гуренко и позвали в команду. Это был для меня первый серьезный уровень. Старался тренироваться, играть. Гаджиев, Каряка и Евсеев помогали расти как игроку, внесли свой большой вклад.
— Евсеев был довольно таки жестким игроком, мог применить крепкое словцо.
— Не сказал бы, что он жесткий тренер. Может и крепкое словцо применить, может и пошутить. Они в этом плане дополняли друг друга с Андреем Карякой. А в игровых моментах, он конечно мог и жестко что-то сказать. Характер есть характер.
— Каряка в свое время играл на твоей позиции, брал у него какие-то персональные советы?
— Да я спрашивал у него очень многое. Про «Бенфику», например, мне были интересны испанский и португальский чемпионаты, было интересно, как он там играл. Часто после тренировок оставались и отрабатывали с ним различные игровые моменты.
— Когда впервые узнал об интересе «Рубина»?
— Незадолго до конца чемпионата. Я посоветовался с родителями, они сказали, что это шанс, им нужно пользоваться. Обсуждение было недолгим, решили надо ехать.
— Чем ты привлек внимание Рината Билялетдинова в игре против «Рубина»?
— Даже не знаю, мы ведь тогда 0:3 проиграли. Этой был мой дебют в основном составе «Амкара», тогда у меня скорее преобладали эмоции.
— В том матче ты нанес повреждение Руслану Камболову.
— После игры я подошел к нему в автобус и извинился. Больше об этом эпизоде с ним не вспоминали.
— Как тебе коллектив в «Рубине»?
— Мне во всех командах везло с коллективом. И в «Черноморце», и в «Амкаре», и в «Рубине». Когда играешь на таком уровне, то это как семья. Ты с ними живешь и видишься почти 24 часа в сутки.
С ветеранами "Рубина" Николаем Марковым и Анварбеком Муртазиным
— Что можешь сказать о Ринате Билялетдинове?
— Ринат Саярович старается привить нам агрессивную игру, как сейчас играют в Европе. Мы с ним общались, при нашей первой встрече он сказал, что главное не проигрывать единоборства, бороться до конца, тренироваться, шанс проявить себя обязательно будет.
— Как прошли предсезонные сборы?
— Это были самый трудные тренировочные сборы за всю мою карьеру. Поначалу трехразовый режим давался тяжело, особенно первую неделю. А потому уже встаешь без будильника и идешь на тренировку. В «Рубине» достаточно серьезные нагрузки, но я считаю это в плюс. Посмотрим, что будет когда команда наберет ход, я вообще считаю, что она его набрала, просто пока после трех туров преследует невезение, не забили ни одного мяча. Думаю, черная полоса скоро закончится.
— Ты уже успел сыграть на нескольких позициях, какая позиция для тебя все-таки номинальная?
— Крайний нападающий, инсайд. В игре с ЦСКА играл левого защитника, у нас была другая установка, но все равно надо было контратаковать. Я считаю, что не справился в данной игре со своей задачей, пока перестраивался, нам уже могли забить. Да и в атаке тоже сыграл не очень удачно. Дебют не удался.
— Если вспомнить твою передачу пяткой в одной из контрольных игр, а также несколько проходов, можно сказать, что с техникой у тебя все в порядке.
— Это мне отец закладывал с детства. Когда смотрел футбол, то мне всегда нравилась техничная игра. Любимый финт? Наверное, переложить мяч с ноги на ногу. Самый эффективный финт. Казалось бы, самый простой, но при этом самый полезный.
— После неудачной серии на старте Премьер-Лиги, какая атмосфера царит в команде?
— Носы никто не вешает, это только начало. В чемпионате могут быть осечки, ведь можно потом догнать. А вот в Лиге Европы или Кубке России так уже не получится. Мы сейчас выходим на каждую игру и боремся до последнего. Каждая игра для нас как финал.
— Какие впечатления от первой игры в Лиги Европы со «Штурмом»?
— По болельщикам, по стадиону, по ауре чувствовалось, что это еврокубки. Конечно, очень хотелось выйти на поле, но считаю, все кто вышел у нас на замену усилили игру. Я был очень рад, что мы победили.
— Как считаешь, почему ты пока сыграл лишь один матч?
— Я только-только пришел в команду, здесь игроки сыгранные уже. Всегда больше играет тот, кто сильнее. Значит те, кто сейчас играют, они сильнее. Тренеры говорили мне, что все будет, поэтому готовлюсь к каждому матчу, и если представится шанс, то я им обязательно воспользуюсь.
— Как относишься к лимиту на легионеров?
— Я даже не думаю о нем. Если ты хочешь играть в основном составе, то ты должен быть сильнее любого игрока, будь он бразилец, испанец или американец. Каким бы не был лимит, 5+6 или 3+8, ты все равно должен доказывать свою состоятельность.
— Одним из твоих прямых конкурентов является Гёкдениз Карадениз.
— Я раньше смотрел на него по телевизору, наслаждался его игрой. Стараюсь прислушиваться к его подсказкам, учиться у него. Он мотивирует молодых игроков своей игрой, ведь он играет в 35 лет так же, как и когда ему было 25. Это говорит о его профессионализме.
— Как тебе Казань?
— Я живу в центре, рядом с некоторыми другими игроками, поэтому успел прогуляться только по улице Баумана. Ко мне уже приехала семья: мама, папа, брат. Они вот успели посмотреть город. Кремль? Конечно, видел, но в основном из окон автобуса.
— Ты успел поучаствовать в открытой тренировке для болельщиков, пообщаться с ними. Что они тебе пожелали?
— Желали только побед. Вообще, подобных открытых тренировок у меня еще не было, было приятно, что на тебя смотрят люди, и взрослые, и дети, и даже целые семьи.
— На своей презентации ты очень тепло пообщался с ветераном «Рубина» Николаем Марковым.
— Да, успели немного пообщаться. Он рассказал мне о том, как он играл, кем он был для команды. Надеюсь, что время будет, и мы пообщаемся еще.
— О чем ты мечтаешь?
— Сыграть в 2018 году на чемпионате мира за сборную Россию! И сыграть в лиге чемпионов.
— За «Рубин»?
— За «Рубин», естественно!