8 мин.

ЭТО ГИНЕР ВСЕХ КУПИЛ. ДУМБЬЯ И ДРУГИЕ ЛУЧШИЕ ТРАНСФЕРЫ ЦСКА

В связи с возвращением в ЦСКА Сейду Думбья "СЭ" решил вспомнить самые успешные трансферные сделки армейского клуба в эпоху президентства Евгения Гинера.

СЛОН ЗА МИЛЛИОН

Для болельщиков ЦСКА Сейду ДУМБЬЯ - самый ожидаемый трансфер лета. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

 

Свой импровизированный хит-парад мы логично начнем с виновника торжества Сейду Думбья. Ивуарийский форвард попал бы на одну из вершин рейтинга даже если бы не вернулся из Рима, потому что некогда лучший снайпер швейцарской лиги с лихвой отработал вложенные в его покупку у "Янг Бойз" 11 миллионов евро. Думбья приносил ЦСКА титулы и помогал зарабатывать солидные деньги в Лиге чемпионов, да и на имидж армейского клуба бомбардир поработал отменно. Плюс, его продажа в "Рому" изначально выглядела коммерчески успешной сделкой и принесла красно-синим особенно ценные в эпоху кризиса 15 миллионов. Однако последние события вывели менеджмент ЦСКА на совершенно невероятную орбиту. Суметь настоять на своем, и уговорить мечтавшую о продаже Думбья "Рому" на аренду на более чем выгодных условиях – это мастерство и искусство в одном флаконе. 1 миллионе евро выглядит символической суммой с учетом класса игрока и его адаптированностью к схемам Леонида Слуцкого.

ОБОРОНА НА ГОДЫ

Василий БЕРЕЗУЦКИЙ, Сергей ИГНАШЕВИЧ и Алексей БЕРЕЗУЦКИЙ. Кажется, они в ЦСКА уже целую вечность. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

В случае с братьями Березуцкими часть лавров стоит отдать Валерию Газзаеву. Именно тренер вырастил из просто талантливых игроков лучших защитников России, доверяя им вопреки шквалу критики и позволяя расти, набивая синяки и шишки. Василий пришел в ЦСКА напрямую из "Торпедо-ЗИЛ". Алексей – транзитом через новороссийский "Черноморец". Их приобретение по определению не могло стоить больших денег, а вскоре в армейском клубе появился многолетний напарник близнецов Сергей Игнашевич. В данном случае красно-синие приглашали уже сложившегося игрока сборной России, успевшего выиграть с "Локомотивом" чемпионский титул и набраться опыта в Лиге чемпионов. Из той семинской команды мало кто уходил по своему желанию, однако ЦСКА не только сумел заинтересовать Игнашевича, но и получил его в качестве свободного агента.

ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ LOVE

ВАГНЕР ЛАВ со своим "отцом" Евгением ГИНЕРОМ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Звезд с простым характером не бывает в принципе. А если речь идет о склонных к ностальгии бразильских футболистах – возможные проблемы можно возводить в квадрат, а то и в куб. Тем ценнее потрясающая история взаимоотношений ЦСКА и Вагнера Лав. Евгений Гинер позволял одному из лучших форвардов в истории клуба иногда задерживаться в отпуске, не отправлял, а отпускал в аренду на родину решать многочисленные семейные проблемы. Вагнер же называл президента папой, ЦСКА родным домом, и уже на поле с лихвой отрабатывал особое отношение к собственной персоне. Он помог красно-синим выиграть Кубок УЕФА и стал лучшим снайпером того триумфального турнира. Не менее сказочным, чем дебют, получилось и второе возвращение в Москву, увенчавшееся сенсационным для многих чемпионским титулом. Вагнер первым доказал, что из российского чемпионата можно попасть в сборную Бразилии. Да и коммерческую составляющую из песни не выбросить. ЦСКА дважды покупал форварда и дважды же продавал на более выгодных условиях. Только на трансферных сделках Вагнер принес армейцам порядка 10 миллионов евро.

БОСНИЙСКИЙ ПАПА

Элвер РАХИМИЧ в ЦСКА заработал себе непререкаемый авторитет. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Когда-то Евгений Гинер сказал Элверу Рахимичу: "Оставайся в ЦСКА на всю жизнь!". Эта фраза лучше всего характеризует значимость боснийца для армейского клуба. Когда хавбек только перебрался в Москву из "Анжи", его хвалили за умение таскать рояль, на котором играли другие, и ругали за излишнюю любовь к тактическим фолам. Менялись составы и тренеры, продавались и покупались звезды и звездочки, а Рахимич был вечным. Почти как Акинфеев в воротах и Березуцкии с Игнашевичем в обороне. Его уважительно прозвали папой и предложили остаться в клубе по окончании карьеры. История Рахимича даже в трансферном рейтинге – это не про деньги, а про нечто большее. Про то, что делает человека командной легендой.

КОМУ ГОРЯЧЕГО ФОРВАРДА?

Пожалуй, самая удачная сделка ЦСКА – продажа ЖО в "Манчестер Сити". Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Умение продать игрока на высшей точке его карьеры за максимально возможные деньги– один из краеугольных камней политики ЦСКА. Да, в случае с Даниэлом Карвалью плод перезрел, но красно-синие учились на таких ошибках, когда не отпущенный на сторону игрок теряет мотивацию, а вместе с ней и интерес к футболу. В случае с бразильцем Жо все было сделано идеально. О сложном характере дважды лучшего армейского бомбардира сезона и его неладах с дисциплиной мы стали узнавать уже после того, как форвард был продан в "Манчестер Сити" за 24 миллиона евро. Сумму почти в пять раз превысившую затраты на приобретение игрока у "Коринтианса". После расставания с ЦСКА Жо пережил два фантастических взлета в виде побед на Кубке конфедераций и в Кубке Либертадорес, однако падений в его карьере было на порядок больше.

КРАСИЧ, ЖИРКОВ, ЯРОШИК

Иржи ЯРОШИК и Милош КРАСИЧ солидно пополнили казну ЦСКА. Фото Александр ВИЛЬФ.

Это трио объединяет как принадлежность к одной футбольной эпохе, так и солидные средства, заработанные ЦСКА на их трансферах. Из общего ряда по одному пункту выбивается Иржи Ярошик. Чех не смог отказать "Челси", отправился в Лондон за 8 миллионов евро и в итоге не стал обладателем Кубка УЕФА. Юрий Жирков и Милош Красич в том историческом сезоне были по-настоящему хороши. Один приехал в Москву из Тамбова, покупка второго у "Войводины" обошлась в 2,2 миллиона евро. В ЦСКА они провели лучшие годы своей карьеры. Жирков, принесший в клубную кассу 21 миллион от "Челси", держит марку, но так ярко не играл ни в Лондоне, ни в "Анжи", ни в "Динамо". Красич, проданный в "Ювентус" за 15 миллионов, и вовсе ограничился одним ярким сезоном в Турине и вот же четыре сезона толком нигде не играет. Эти истории – наглядное пособие о том, что в футбольном бизнесе все надо делать вовремя.

ДУПЛЕТОМ ПО КРИЗИСУ

Бибрас НАТХО и Роман ЕРЕМЕНКО за короткое время стали сердцем армейской команды. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Умение считать деньги ценится в любом виде деятельности, а в кризис наличие этого качества может спасти проект и сохранить его на плаву. Менеджмент ЦСКА даже с поправкой на редкие холостые выстрелы вроде покупок Рамона и Витинью может давать другим клубам мастер-классы по организации трансферных сделок. История о том, как армейцы заполучили на правах свободных агентов уже сыгранный тандем в лице Романа Еременко и Бибраса Натхо заслуживает места в учебниках по ведению футбольного бизнеса в России. Да, за финна в итоге придется заплатить "Рубину", но речь идет о более чем разумной компенсации для игрока такого уровня.

ДЕНЬГАМИ НЕ ИЗМЕРИТЬ

ВИТИНЬЮ (в центре) не смог оправдать вложенных в него средств, а Расмус ЭЛЬМ (слева) и Ахмед МУСА уже вписали свои имена в славную историю ЦСКА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Попытка составить хит-парад лучших армейских трансферов эпохи Гинера, ограничившись какими-то жесткими рамками, изначально представлялась нереальной. Их было слишком много. Плюс, многие покупки и продажи игроков нельзя оценивать математически. Скажем, Ивица Олич своей игрой и отношением к делу влюбил в себя армейских болельщиков, и отпустить его в "Гамбург" за символические 2 миллиона евро было абсолютно правильным решением с моральной точки зрения. А проблемы со здоровьем Расмуса Эльма изначально предполагали, что уплаченные АЗ 6 миллионов "отбить" напрямую не удастся, но разве можно измерить деньгами вклад шведа в долгожданный чемпионский титул? Риторическими выглядят вопросы и о возможности заработать на Зоране Тошиче, и о том, какую часть из переведенных на счета "МЮ" 9,5 миллионов евро "отбил" его золотой гол "Локомотиву". А какие-то сделки можно будет оценить только годы спустя, когда мы поймем, сколько можно заработать на доросшем до приглашения в сборную Бразилии Мариу Фернандесе, и сделала ли российская футбольная армия настоящую звезду из Ахмеда Мусы.

 

ИСТОЧНИК