Ни гуру, ни мошенник. Два года с Висенте Доувенсом
Сколько всего было сказано об Адидасе, футболках, майках, дизайне стадиона, о популяризации бренда «Валенсия» по всему миру. О результатах команды, о мерах, которые необходимо было принять, но клуб лишился их во времена Льоренте. И все это тогда воспринималось, как неизбежное. Скорее, как должное.
Два года назад за решение этих вопросов взялся генеральный директор по маркетингу Луис Висенте Доувенс, который первого июля этого года, вслед за Амадео Сальво, сложил свои полномочия в клубе. И сегодня мы можем проанализировать объём выполненных работ.
До его прихода маркетинговый отдел, можно сказать, существовал лишь буквально. В «Валенсии» эту работу вели на уровне Юрского периода. К этому можно отнести недостаточный финансовый бюджет, что Мануэль Льоренте оставил в «награду» клубу. Без надлежащих схем в рамках организации и налаженной работы департамента связи.
И эти люди, покинувшие клуб два года назад, действительно считали себя профессионалами? Взять хотя бы Марию Ванаклог. Женщина, которая за годы работы так и не уяснила, в чём заключается её задача, что вообще входило в её компетенцию.
Летом 2013 года всё в клубе пришлось начинать с нуля. На первый взгляд, это может показаться простым. Но в то же время существует ряд моментов, над которыми нужно серьёзно подумать, принять решение, обещающее стать фундаментальным. Куда серьёзнее это выглядит, когда речь идёт о маркетинге и продвижении бренда «Валенсия». Вполне логично, что никто из предыдущих сотрудников отдела даже близко не был знаком с подобного рода операциями. Уж очень давно этот клуб потерял свое место в списке грандов, уступая им и по спортивным достижениям, и по показателям в разделе «финансы». Опять-таки, за всё это стоит сказать «спасибо» лишь одному человеку.
Визит «Гуру»
Луис Висенте, де-факто, приехал в Валенсию, чтобы уладить все эти вопросы. С того самого первого дня, когда он переступил порог офиса клуба, португалец целиком и полностью включился в работу. Первым делом португалец привлёк в структуру маркетингового отдела своих людей, профессионалов с большой буквы. Он и сам был таковым, обладая прекрасным послужным списком и непререкаемым авторитетом. О Доувенсе прекрасно отозвался и Хорхе Мендеш, будучи не первый год знакомым со своим соотечественником. Сальво взял Доувенса, за плечами которого работа с такими брендами как «Реал Мадрид»,«Феррари», «Манчестер Сити».
Сначала президент клуба назначает его специалистом по маркетингу, а после отправляет на должность генерального директора отдела, ответственного за всё, что касается доходов клуба. Возможно, в этом и есть главная ошибка нового финансового этапа. Для выполнения поставленных задач, кажущихся нереальными, человек должен обладать колоссальным опытом. Он должен быть гуру в этой сфере. В течение всего нескольких недель португалец обозначил главные приоритеты в своей работе и наметил план действий. Пресс-холл стадиона - "Антонио Пучадес", предназначенный для общения с журналистами, отныне стал вотчиной Доувенса, который в нём обосновался.
Он начинает окружать себя людьми, которым он полностью доверяет. Среди них его сестра и несколько специалистов с Туманного Альбиона. Кстати, именно в Лондоне на крупной строительной ярмарке впервые презентовали проект «Нуэво Месталья». Широкая огласка в столице Англии предполагала привлечение спонсоров, и именно тогда всплывает компания «AEG».
В кратчайшие сроки Доувенс становится правой рукой Сальво, если речь идёт о самых важных и тонких нюансах политики клуба. К примеру, визит в Китай, Сингапур и на Ближний Восток в ноябре 2013 года. Основная цель поездок - привлечение и поиск инвесторов, так необходимых «Валенсии». Доувенс присутствовал на встрече Сальво с китайским миллиардером Ванг Цзяньлином (Dalian Wanda Group), и именно Доувенс участвовал в первой встрече Амадео с Питером Лимом. Именно Луис Висенте уговорил президента отстранить Браулио Васкеса, объяснив, что это не тот человек, который нужен структуре клуба.
Иногда, копируя стиль ведения работы своего друга и самого влиятельного футбольного агента Хорхе Мендеша, Доувенс привлекает к себе часть его мистики. Никаких интервью, публичных реплик, никаких контактов с людьми, чуждыми клубу, никаких объяснений никому, кроме руководства, о принятых решениях. Всё происходит в тишине.
Декабрь. Новость в этот зимний месяц производит эффект разорвавшейся бомбы. В Валенсию прилетает Питер Лим со своими представителями, дабы урегулировать все вопросы продажи клуба. Уже тогда Луис Висенте находится в положении гуру, в чьём подчинении половина структуры клуба. Он – одно из доверенных лиц Хорхе Мендеша.
«Новая» старая Месталья
Доувенс дает зелёный свет проекту, который готовили за несколько месяцев до его прибытия - реконструкция «Местальи». Полная облицовка внешнего фасада, смена серых тонов на черный, белый и оранжевый цвета, замена кресел, внедрение 3G и 4G сетей, замена VIP-лож, украшение фасада брезентами с изображением как бывших, так и нынешних футболистов команды, гигантская летучая мышь, что красуется над главным входом стадиона, замена акустического оборудования, установка по периметру стадиона больших LED-экранов марки «Hisense» и «Northgate».
Общая стоимость проекта никогда не разглашалась. По некоторым данным, речь идёт о паре миллионах евро. Но это действительно мелочь по сравнению с тем эффектом, который был получен в результате преображения стадиона. Чувство гордости и удовлетворения – то, что испытали болельщики «Валенсии», увидев свою родную арену после обновления. Сразу по окончании реконструкции один из фан-группы «летучих мышей» скажет:
Всё, чего мы хотели - уважение по отношению к нам, к истории нашего клуба и нашей команде. Почему Льоренте, в отличие от Сальво, так и не понял этого?
На протяжении почти двух лет работы Доувенса китайская компания «Hisense» и английская «Northgate» сыграли стратегически важную финансовую роль в клубе. В обоих случаях существовали договора, которые помимо финансовой составляющей подразумевали оснащение стадиона и офиса «Лос Чес» новейшей техникой, а также средствами передвижения, предоставленными для удобства сотрудникам клуба. Эта модель партнёрства распространилась и за пределами «Валенсии». Таким образом, партнёром команды стала компания «EatOut», открывшая ресторан на спортивной базе в Патерне и на стадионе. К этому можно отнести и Спорт-Бар в главном магазине клуба на площади Муниципалитета.
Всё это имеет значение лишь в разрезе долгосрочной перспективы, партнёрства на длительный срок. Отсюда следует, что итог двух лет работы Доувенса оставил незаконченные результаты. Правда состоит в том, что изначально португалец рассчитывал на получение чистого дохода клуба от спонсоров в размере 15-45 миллионов евро. И это только на первоначальном этапе. Однако достичь этой цели ему было не суждено. Главный просчёт, стоящий особняком над всеми его результатами, заключается в том, что у «Валенсии» всё ещё «девственная» футболка, нетронутая эмблемой титульного спонсора. И эту главную задачу, поставленную перед Доувенсом, он так и не выполнил.
Титульный спонсор как главная проблема
Возможно, одно из объяснений – многопрофильность Доувенса. На него возложили слишком много обязанностей, среди которых он просто потерял главный ориентир. Португалец пришёл в качестве директора по маркетингу, вскоре стал генеральным менеджером по всем финансовым вопросам , начиная от общих доходов клуба, заканчивая доходами обычных сотрудников, а вскоре стал доверенным лицом Мендеша. В это же время Сальво боролся с «Bankia» за клуб, отстаивая предложение Питера Лима, как главного претендента на контрольный пакет акций. Вполне объяснимо, что в такой сумасшедшей обстановке все просто позабыли о титульном спонсоре. К этому и другим финансовым обязанностям Доувенс мог вернуться летом 2014, если бы не одно «но». К этому времени всплывает новое имя – Лэй Хун Чан, правой руки Питера Лима, партнёра большей части его бизнеса и президента компании «Meriton». Её фундаментальная задача заключалась в получении результатов.
Спустя несколько недель после приезда в Валенсию, Лэй Хун предоставили отчёты о проделанной работе генерального менеджера по маркетингу, которые совсем не удовлетворили новое руководство.
Лэй Хун не верит в чудеса, ни в мистику, ни в ту ауру, которая окружила Луиса Висенте, делая его практически гуру своего дела: она – реалистка, приверженец чисел, отчётов о прибылях, балансов и доходов. Она считает, что зарплата Доувенса в 600 тысяч евро, его окружение, условия, предоставленные португальцу клубом, должны были мотивировать последнего на более высокие результаты, нежели брошенная пыль в глаза болельщиков в виде реконструкции старого стадиона. Решение было найдено через несколько месяцев. Лэй Хун подключает к работе клуба другого гуру маркетинга - Питера Драпера, который тут же приступает к работе. Один из кандидатов на место титульного спонсора - компания «Turkish Airlines». Турецкое многонациональное предприятие предлагает «Валенсии» спонсорство на пять лет с доходом пять миллионов евро в год.
Однако Амадео Сальво, как истинный бизнесмен, считает, что это очень мало: цена футболок «Валенсии»уже имеет доход в десять миллионов евро. Прибыль, получаемая от титульного спонсора, должна быть не меньше. Последнее слово за Питером Лимом, который, приняв аргументы Сальво, сворачивает переговоры.
Последние полгода Луиса Висенте в клубе сопровождаются делением в верхушке руководства. Натянутые отношения между Сальво (Руфете) и Мендешем (Нуну) привели к прогрессирующей потере уверенности в Доувенсе, тесно сотрудничающем с португальским суперагентом. Несмотря на хорошие отношения Хорхе с Питером Лимом, исполнительный президент администрации клуба по-прежнему продолжает ждать коммерческих результатов от генерального менеджера по маркетингу. Однако Доувенс не в состоянии их предоставить. Более того, Лим, будучи уверенным в Лэй Хун, согласится с любым её решением.
И следом за Руфете, Айалой и Сальвансом, спокойно уходит и Луис Висенте. Разделение состоялось без лишнего шума, как это часто бывает в таких случаях. Крепкое рукопожатие, благодарность и каждая из сторон идёт своей дорогой.
Прогресс камергера
О личной персоне Доувенса есть только мнения людей, связанных с клубом и своей повседневной работой. Если оставить в стороне самые яростные комментарии, то все характеризуют его, как закрытую, элитарную личность. Он не склонен доверять людям, не входящих в его «близкий» круг, хотя они вносили большой вклад в работу клуба. Доувенс желал выделяться среди окружающих, даже в самых мелких деталях. Чего стоит история, когда он отказался от предложенного в его личное пользование автомобиля марки «Ауди», потребовав себе «Порше» последней модели. Правда, ключи от машины он вернул в тот же день, как покинул клуб.
Учитывая отношения внутри коллектива, его фигура может быть определена, как скрытый камергер дверей, но, по словам тех, кто работал с ним, достаточно «хитроумный» за этими самыми закрытыми дверями. Отсюда крайняя секретность, доходящая до абсурдной навязчивости, которая окружала каждое действие отдела маркетинга. И любая, просочившаяся в прессу информация, без ведома Доувенса, каралась очень жёстко. В результате, ежедневная работа рядовых сотрудников была интересной (потому что у португальца были хорошие идеи), но это сопровождалось ореолом такого напряжения, который выдерживал не каждый.
К примеру, увольнение сотрудника клуба, который разместил в сети дизайн формы команды на сезон 2014-2015 до её официальной презентации. Или другой случай. За несколько дней до презентации нового комплекта «Сеньеры» на Бернабеу всему персоналу клуба было подробно объяснено, что будет с теми, кто предоставит прессе какую-либо информацию до выхода футболистов на поле. Единственное, что Доувенс не мог контролировать, так это раздевалку первой команды. И, естественно, что ребята не смогли скрыть свои ощущения и эмоции во время примерки данного комплекта формы, параллельно выкладывая видео и фотографии в социальных сетях, тем самым информируя болельщиков за несколько часов до начала матча. Да будут они благословенны за это!
Несмотря на то, что маркетинг не встал на первое место в клубе, работа над этим была значительной. Это не оценка, а факт. Многие из сотрудников, трудившихся в данной сфере, продолжают это делать и сегодня. Мы должны ценить это и признавать.
Возможно, это лучший вызов для Питера Драпера, которого все будут сравнивать с его предшественником. «Новичку» предстоит сделать следующий шаг, не ограничиваясь четырьмя или пятью хорошими идеями, открыть дополнительные ведомства в отделе маркетинга, максимально использовать потенциал нынешних сотрудников, среди которых немало действительно светлых голов, и, конечно, закрыть договора, которые принесут весомый экономический доход в структуру клуба. В конечном счете, ему предстоит стать одним из тех, кто вернёт «Валенсии» утраченную финансовую стабильность, что напрямую отразится на комплектовании первой команды.
Сейчас, когда нам показали проблески той самой современной «Валенсии», начавшей приспосабливаться к современному футболу, нам это начинает нравиться, и мы, болельщики, уже не хотим делать шаг назад. «Валенсия» 21 века не может позволить себе такую роскошь, как трата времени. Ни одной секунды.