5 мин.

Чудеса в решете

"Зенит" самый свободолюбивый клуб отечественного футбола. Так было всегда и так будет впредь. В мире ужесточающихся корпоративных правил, душения свобод и прочих ограничений, связанных с экономикой современного футбола, "Зенит" остается командой, где главный тренер может позволить себе такую редкую роскошь, как свобода слова. 

Вот уже несколько недель Андре Виллаш-Боаш ведет откровенную публичную борьбу против лимита на легионеров. Мало ли кто пропустил: на исполкоме РФС в середине июля без объявления войны была принята новая трактовка лимита, согласно которой на поле в матчах чемпионата России обязаны появляться пятеро россиян. В прошлом сезоне можно было ограничиться четырьмя. Более того, исполком далекой давности постановил, что в сезоне 2015-2016 будет действовать схема 10+15: в заявке команды на сезон должно быть 10 иностранцев, количество россиян, принимающих участие в матче, не регламентировалось.

Однако в свете актуального курса на импортозамещение и заявлений Владимира Путина на заседании общественного совета по развитию физической культуры и спорта, в июне было принято государственное решение позабыть о формуле, удобной клубам, и принять правила игры, которые кажутся полезными государственным мужам. Дошло до того, что о необходимости нового, более жесткого лимита громко высказался председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. Без визы которого решения в "Зените" практически не принимаются.

В этой свистопляске не было ничего удивительного: как в свое время сформулировал Михаил Зощенко, человек – не блоха, ко всему привыкает. Мы давно живем в России, веков 15, и к тому, что правила у нас принято менять как вздумается и когда вздумается, мы давно привыкли: в конце концов мы, рейверы, в жизни такого видали – нас новым лимитом напугаешь едва ли. Я бы не удивился, если б исполком постановил бы выпускать в каждом матче уроженца союзных республик (для борьбы за толерантность); или футболиста ростом выше 190 сантиметров (для борьбы с мелкотравчатостью); или обязать капитанов перед матчами обмениваться стихотворениями, написанными амфибрахием (для борьбы за звание самого культурного футбольного клуба). Но нашелся один смелый, который пошел против системы. И нам, петербуржцам, повезло, что этот парень работает в "Зените". 

"Зенит" еще на сборах был, а Андре Виллаш-Боаш уже вовсю начал критиковать формулу 6+5.  Мол, это тупик футбола. В Москве сразу же стали шутить: опа, вот он, пример демократии в одном конкретно взятом футбольном клубе. Миллер говорит: лимит 6+5 нужен. Нанятый им – фактически им – главный тренер "Зенита" твердит: лимит не пойдет на пользу российскому футболу. Чудеса в решете: наемный сотрудник открыто перечит старшему товарищу. И еще какому. 

В определенный момент показалось: ну, сейчас чемпионат начнется, парни договорятся, человек же не блоха. Чемпионат действительно начался, но только Боаш не успокоился и продолжил говорить о лимите в каждом своем публичном выступлении: натурально, к разрушению Карфагена призывали с меньшим энтузиазмом и настойчивостью. 

В пятницу дошло до откровенной конфронтации, после которой стало тревожно. Еще в июне руководители "Зенита" объявили о задачах на сезон: чемпионство, выход из группы Лиги чемпионов и участие в 1/4 финала самого престижного клубного турнира. Перед отлетом в Екатеринбург на предматчевом брифинге Боаш окончательно сжег мосты: "Лимит — это плохо, это худшее решение, и совершенно точно он никак не поможет «Зениту» с учетом наших амбиций в Европе. Алексей Миллер выражает отношение к лимиту исходя из своего опыта работы в футболе, я полагаюсь на свой опыт. Понятно, что у него больше сил, больше возможностей, но я буду продолжать стоять на своем. Лимит должен быть отменен, поскольку если его смогли принять за неделю, то и отменить его можно мгновенно". 

В этом же монологе Боаш откровенно начал саботаж: мол, нам бы теперь выйти в плей-офф Лиги Европы, какая четверть Лиги чемпионов! И вот тут начинается самое интересное. Мало того, что наемный работник позволяет себе откровенно перечить руководству и выкручивать ему руки, так он еще и вмешивается в финансовую стратегию клуба: с точки зрения отчислений от УЕФА плей-офф Лиги чемпионов – это много денег, игра на вылет в Лиге Европы практически не приносит доходов.

В условиях ярдных убытков "Зенита", скачущего курса, удавки финансового фейр-плей от Мишеля Платини потенциальная прибыль от Лиги чемпионов очень и очень важна. А тут вдруг главный тренер, который не забывает наведываться к окошку кассы, говорит: у вас правила дурацкие, нам с такими правилами только в Лигу Европы, извиняйте. В завершение абзаца я цинично напомню, что предыдущая версия лимита не спасла "Зенит" от двух поражений от "Байера" и "Монако" год назад. Видимо, дело не в одном только лимите. 

Можно, конечно, не брать в расчет совершенно недопустимую с точки зрения корпоративной этики риторику нынешнего главного тренера "Зенита", но в пятничной пресс-конференции была еще одна секвенция, которая вызвала у меня ощущение дежа вю. Цитирую: "С ноября мы планировали новую кампанию в Лиге чемпионов, у нас были цели и задачи, я убедил топ-игроков приехать сюда, а теперь с новыми ограничениями вынужден буду обращать внимание на других футболистов, на российских игроков, которые не всегда доступны и могут стоить дороже." 

9 лет назад я работал в "Зените" директором по связям с общественностью: "Газпром" только-только купил контрольный пакет, Властимил Петржела как-то сразу не нашел общего языка с новым руководством клуба и на послематчевых пресс-конференциях жег за всю хурму. В частности после вчистую проигранного матча со "Спартаком" в Петербурге Петржела долго рассказывал, что на замену ему выпустить некого, что он хотел купить еще одного игрока уровня Хагена, и вообще – "нового игрока взять не можем, в дубле никого нет". Пугающее сходство, не правда ли? 

Если по гамбургскому счету, я удивлен, что Боаш вообще начал этот сезон в "Зените". Мне казалось, куда логичнее пожать руки в июне и разойтись. Напомню, что контракт португальца заканчивается в ближайшем марте. Т.е. есть три варианта: или переподписывать новый договор. Или заканчивать чемпионат без главного тренера. Или, быть может, все-таки пожать руки? Я точно знаю, что еще прошлым летом в "Зените" понимали: расставание с Боашем безболезненным не будет, публичных дрязг хватит на всех. Здорово, что к этим рискам руководители клуба были изначально готовы. Нам же только остается с интересом следить за очередным витком пикировок и гадать, кто станет новым главным.

Федор Погорелов, Фонтанка.Ru

http://www.fontanka.ru/2015/07/28/056/