У кого следует учиться ЦСКА. День открытых дверей в Роттердаме
Блог «Оранжевое настроение» рассказывает, как работают с болельщиками в Голландии.
На Sports.ru недавно вспоминали «олдскульную традицию» одного из самых правильных российских клубов – встречу с болельщиками по случаю нагарждения серебряными медалями. Зрелище и в самом деле странное. И очень сомнительное для такого прославленного клуба, как ЦСКА.
Что нужно срочно менять в футбольном ЦСКА
Российские клубы давно освоили многомиллионные (в евро и долларовом эквиваленте) бюджеты, но так, по сути, и не научились привлекать болельщиков на стадионы. В копилку будущих (на нынешних лично я уже не надеюсь) футбольных маркетологов и специалистов (не люблю слово «менеджер») по связям с общественностью пример того, КАК можно работать с собственными фанатами и собирать свыше 50 тыс. зрителей на презентации команды перед стартом нового сезона.
Пристегните ремни, мы взлетаем.
Тизер, выпущенный перед днем открытых дверей в Роттердаме
Видео: Feyenoord
Open Dag, или день открытых дверей
«Open Dag» в Нидерландах – это «день открытых дверей», социальная практика пришедшая в футбол из учебно-образовательной сферы. В России многие школы и университеты подобные мероприятия проводят (Как проводят – другой вопрос). Про спортивные клубы, честно говоря, я не слышал. Может быть, приглашают только избранных? В Амстердаме, Роттердаме и других голландских городах, где базируются профессиональные клубы, «день открытых дверей» ни от кого не скрывают. Наоборот, заранее афишируют, зазывают всеми разумными в цивилизованном обществе способами. Не заметить такие праздники просто невозможно!
Для футбольных клубов Королевства «Open Dag» – это уже традиционный комплекс мероприятий по выстраиванию коммуникаций с собственными болельщиками . Это и автограф-сессии, и начало продаж новой формы, это и конкурсы для футбольных фанатов всех возрастов, и возможность задать вопрос игрокам первой команды.
В последнее время в такого рода мероприятиях наметился крен в сторону совсем юных болельщиков. Думающий о своем будущем футбольный клуб обязан завлекать не только взрослых, но и их детей. «Open Dag» сегодняшней Голландии – это семейный праздник, проходящий под знаком fun вокруг главной спортивной арены города.
Реки болельщиков заполняют море стадиона «Де Кюйп»
Один из самых ярких Open Dag’ов в Нидерландах организует клуб «Фейеноорд», базирующийся в Роттердаме. Не удивлюсь, если в результате какого-нибудь академического исследования выяснится, что самые преданные болельщики в Нидерландах будут именно у «Фейеноорда». Связь между клубом и фанатами сегодня очень крепка. Когда роттердамский клуб был в шаге от банкротства, помогли клубу выжить вера и деньги всех болельщиков.
Описывать происходившие в прошлое воскресенье вокруг стадиона действа смысла нет. В таких праздниках лучше участвовать. Для фанатов «Фейеноорда» кульминационным моментом дня является открытие ворот стадиона «Де Кюйп». Все самое интересное начианется на арене.
Посол «Фейеноорда»
Ли Тауэрс – известный в Нидерландах певец. По популярности и авторитету, наверное, что-то вроде Йосифа Кобзона в России. Не даром Тауэрса именуют «человеком с золотым микрофоном», «крестным отцом голландской поп-музыки». А еще он один из самых ярых болельщиков «Фейеноорда». В 2005 году Тауэрса даже «назанчили» послом клуба «Фейноорд». Едва ли хотя бы одно значительное мероприятие или торжество обходится без его участия. Ну или, как минимум, без его хитов – «Mijn Feyenoord» и «You’ll Never Walk Alone», самых популярных композициях на роттердамкой «Бочке».
Традиционный гимн «Мой «Фейеноорд» в исполнении Ли Тауэрса
Видео: Youtube
Тем временем неподалеку от стадиона...
Дирк Кюйт в компании семи новичков «Фейеноорда» перед взлетом
Фотографии со стадиона
«Роттердамкая бочка» забита до отказа. 52 000 фанатов пришли на стадион в день открытых дверей. Это больше, чем вместимость арены в дни футбольных матчей! Если не ошибаюсь, два года назад в Open Dag на стадионе было «всего» 45 тысяч.
Фото: vi.nl
«Мы намерены провести отличный сезон» – пообещал болельщикам «Фейеноорда» новый рулевой первой команды Джованни ван Бронкхорст.
Фото: vi.nl
Особенно тепло трибуны приветствовали тренера вратарей Патрика Лодевейкса. Три месяца назад он потерял свою супругу в автокатастрофе.
Фото: vi.nl
Вслед за техническим персоналом на сцену поднялись футболисты, выступавшие за клуб в прошлом сезоне.
Фото: vi.nl
По давней традиции новичков клуба доставляют на вертолете:
Фото: vi.nl
Новички клуба
Симон Густафсон (Швеция)
Дата рождения: 11 января 1995
Позиция: центральный полузащитник
Откуда пришел: «Хеккен» (Швеция)
Стоимость трансфера: 1,50 млн. Евро
Симон Густафсон призван заменить в команде самого Йорди Класи. Как сообщается, ключевым моментом в переходе шведского таланта стал разговор с Йоном Гвидетти, порекомендовавшего соотечественнику свой бывший клуб.
Фото: vi.nl
Марко Веинович (Голландия/Сербия)
Дата рождения: 3 февраля 1990
Позиция: центральный полузащитник
Откуда пришел: «Витесс» (Нидерланды)
Стоимость трансфера: 3,50 млн. Евро
Марко Веинович был в восторге от такого перелета. Да и долгожданный переход в большой клуб для «голландского серба» – шаг в верном направлении.
Фото: vi.nl
Дирк Кюйт (Голландия)
Дата рождения: 22 июля 1980
Позиция: нападающий / вингер
Откуда пришел: «Фенербахче» (Турция)
Стоимость трансфера: бесплатно
Дирк Кюйт еще до старта чемпионата сорвал овации переполненного «Де Кюйпа». Для кумира Роттердама это уже вторая презентация – первая случилась двенадцать лет назад.
Фото: vi.nl
Все новички «Фейеноорда» нынешнего лета (слева направо): Дирк Кюйт, Симон Густафсон, Марко Веинович, Яри Схуурман (атакующий полузащитник), Кальвин Вердонк (центральный защитник), Барт Ньювкооп (центральный полузащитник), Стеф Гронсфельд (фланговый защитник) и польский вратарь Камиль Миацек:
Фото: vi.nl
Больше фото на сайте «Фейеноорда».
А в заключение две вещи. Во-первых, видеоролик о прошедшем дне открытых дверей в Роттердаме:
Видео: Feyenoord
Во-вторых, хотелось бы верить, что когда-нибудь в моем любимом ЦСКА изменят своей старой унылой традиции и запустят новую. Такую, чтобы было интересно и массово. Чтобы не страшно и не стыдно было прийти с ребенком. Такую, чтобы на зависть «спартаковцам» и «динамовцам», «зенитовцам» и «краснодаровцам».
Там, глядишь, российские клубы начнут конкурировать не только на футбольном поле – за очки, но и за его пределами – за болельщика. Пока же, увы, многие наши функционеры считают, что интерес к их команде обеспечивают дорогие легионеры и огромные бюджеты. На деле, все сложнее. Красивая игра команды и качественная работа с болельщиками напрямую от размера денежных вливаний не зависят. К счастью, как раз ЦСКА первую часть этой нехитрой теоремы доказывал многократно. Надеюсь, вторую часть решим в ближайшее время.
Белая зависть. День открытых дверей в «Фейеноорде»
У кого нужно учиться «Ростову»
Рейтинг бюджетов российских клубов: больше миллиарда долларов на всех
PS
Сегодня 35 лет исполнилось Дирку Кюйту. С днем рождения, Король Роттердама!
PPS
В Амстердаме прошел свой День открытых дверей: Open Dag: добро пожаловать, или всем болельщикам вход разрешен!
Как готовится к Open Dag’у клуб «Твенте», читайте на официальном сайте голландской команды.
Фото: fctwente.nl
Типа «ВОТ КАК НАДО».
Сравнивать изначально несопоставимую культуру боления в Голландии и России - заведомо выигрышный вариант для тех, кто любит постонать на тему «как все хреново».
Лично мне, как болельщику ЦСКА, гораздо нужнее стадион, чем пафосные презентации формы и прочее. Я в Химках дай Бог 6-7 матчей в сезоне посещаю и таких как я - много. Вот это проблема. А не тизеры.
А почему презентацию игроков Суонси не сравниваем с презентацией игроков Реала?
Нет, честно, это глупо. ЦСКА живёт сегодняшними реалиями, а не мишурой. Строится стадион, будет новая база - вот тогда поговорим, что плохо, а что нет. А сегодня сравнивать клуб, у которого всё готово и надо только нанять вертолёт, что бы болельщики из города, в 10м поколении, смогли пешочком прогулятся, в свободное время и посмотреть на звёзд, с клубом, который только в начале века начал перестройку и делает её очень успешно, имея болельщиков не только в Москве, но и приезжающих издалека (лично катаюсь по 2 000 Км, несколько раз в год).
Глупо ребята, глупо. Спрячьте свои глянцевые журналы себе в трусы от D&G и снимите розовые очки.
Отличный материал, зачем приплетать сюда российский клуб не понятно.