Автобиография несбывшегося
Рисунки швейцарца Адольфа Вёльфли, который 35 лет своей жизни провел в психиатрической клинике города Берн, были весьма популярны среди представителей сюрреализма. Сегодня мы расскажем грустную историю Адольфа Вёльфли, случившуюся давным-давно, но именно поэтому её и стоит послушать, иначе она позабудется совсем.
Адольф Вёльфли родился в небольшом швейцарском городке в семье каменотеса и прачки и был седьмым ребёнком у своих родителей. С детских лет Адольф прилежно работал, стараясь помочь семье, - был пастухом, лесорубом, разнорабочим… В десятилетнем возрасте мальчика отдали в приют, где он узнал тяжелую сиротскую долю.
Будучи девятнадцатилетним юношей, Адольф влюбился в девушку и посватался к ней, но семья невесты ответила отказом. Не помня себя от горя, юноша завербовался в армию, где прослужил некоторое время, но тяжесть перенесенного отказа сказалась на всей дальнейшей жизни Вёльфли. Во всех встречавшихся ему девушках он узнавал свою былую возлюбленную. Адольфу было 25 лет, когда его посадили в тюрьму за домогательство.
Выйдя из тюрьмы, Вёльфли провел около четырех лет на свободе, а потом за такой же, как и прежде, поступок его признали умалишенным и отправили в психиатрическую больницу, где он и находился 35 лет - вплоть до самой смерти.
В течение первых десяти лет пребывания в психиатрической больнице Адольф был агрессивен из-за галлюцинаций, поэтому его держали отдельно от других пациентов.
Прошло несколько лет, и Адольф неожиданно для окружающих начал рисовать на обрывках газет. Со временем он получил возможность заниматься творчеством в более подходящих условиях, ему даже предоставили отдельную палату.
Адольф Вёльфли принялся писать свою автобиографию объемом более 25.000 страниц, содержащую 3.000 иллюстраций. К концу жизни автора её текст составил 45 томов, а содержание включало в себя рисунки, стихи, тексты и ноты.
Положенные друг на друга тома автобиографии Вёльфли образовывали колонну в два с половиной метра высотой, каждый том был заботливо переплетён автором.
Вёльфли придумывал свою жизнь, которой, в сущности, был лишён, ведь она прошла в казённых домах: приютах, тюрьме, психиатрической больнице.
Многотомная автобиография Адольфа Вёльфли была фантастической: он описывал и рисовал города и страны, в которых никогда не был, и даже те, которых никогда не существовало.
Книга начиналась с описания трудной географической экспедиции Дуфи (детское прозвище Адольфа) и постепенно разворачивалась в повествование об апокалиптический космической войне.
Рисунки Адольфа Вёльфли странным образом похожи на тибетские мандалы и сакральные рисунки индейцев, ритуальные узоры аборигенов Австралии и магические татуировки африканских народов. Автор словно переносился в те места и времена, где его психическое состояние, возможно, не считалось бы патологически измененным.
Адольф Вёльфли — яркий представитель ар брют (фр. art brut - искусство грубое/необработанное), который творил «благодаря» психической болезни, а его работы носят в высшей степени спонтанный характер.
Вёльфли не нашлось места нигде, кроме как в сумасшедшем доме: изоляция, тягостное ощущение собственной неадекватности и ненужности современному обществу усугубляли его психическое расстройство.
Адольф как будто писал альтернативную историю мироздания. Он видел на небе не просто луну, а вписанный в неё круг буддийской мандалы, говорящий о взаимосвязи человека и Космоса.
За несколько дней до своей смерти Адольф очень сожалел о том, что уже не успеет закончить финал своей грандиозной автобиографии. По замыслу Адольфа, в неё должно было войти еще 3.000 песен.
Один из основоположников и главный теоретик сюрреализма Андре Бретон коллекционировал работы Адольфа Вёльфли и восхищался тем, что, не будучи знакомым с основными принципами этого направления, Вёльфли воспроизвел в своем творчестве близкую к сюрреалистическому автоматическому письму спонтанность.
Неповторимый и колоссальный труд Вёльфли впервые показали в Европе и США в 1972-м году, а в 1975-м все его произведения были переданы администрацией психиатрической клиники Музею изобразительных искусства в Берне.
Фантазия буйная у него.
Если б не его творчество, то жизнь окончил бы в петле явно не через 35 лет.