55 лучших футболистов в истории «Зенита» – левые защитники
Мы продолжаем рассказ о 55 лучших футболистах "Зенита", и сегодня речь пойдёт о самых выдающихся левых защитниках в истории клуба.
№1
Василий Данилов (1941) – змс России (1997), за «Зенит» провёл 172 матча, забил 6 голов (1961-1968)
Звезда защитника Василия Данилова взошла стремительно. Едва появившись в «Зените», этот 20-летний парень сходу вытеснил из основы многоопытного Марка Гека, и точно так же сходу по завершении своего дебютного сезона был впервые включён в список 33-х лучших игроков страны, став первым зенитовским защитником, удостоившимся этой чести. Уже в следующем году попал на карандаш тренерам национальной сборной СССР, был впервые вызван на сборы, а в 1965-м дебютировал в её составе. После чего более двух сезонов подряд его место на левом фланге обороны сборной СССР не подвергалось никаким сомнениям.
Василий Данилов – фигура в истории «Зенита» масштабная. Единственный призёр чемпионата мира по футболу в истории ленинградского-петербургского футбола, рекордсмен «Зенита» союзных времён по количеству матчей за национальную сборную. Второй после нападающего Александра Иванова зенитовец, принимавший участие в матчах финального турнира чемпионата мира. И не просто принимавший, а являвшийся при этом твёрдым игроком основы сборной СССР – бронзового призёра ЧМ 1966 г. в Англии.
Резкий и взрывной, он отличался неутомимостью, работоспособностью и исключительной мобильностью. Обладал отличной стартовой скоростью, устойчивостью и прыгучестью, благодаря которой, несмотря на невысокий рост, уверенно чувствовал себя в верховой борьбе. Регулярно и небезуспешно подключался к атакам своей команды, что в те годы было для защитников явлением довольно редким. Буквально 5-6 лет спустя, в эпоху тотального футбола такие подключения к атакам фланговых защитников стали обыденным и даже необходимым явлением. Но во времена Данилова такая манера игры, требующая не только отменной физической подготовки, но и незаурядного тактического чутья, была ещё в диковинку, а потому шпилек за своё «новаторство» зенитовец получал превеликое множество. Но время всё расставило на свои места...
Редчайший случай: игрок основного состава мощной сборной (Яшин, Стрельцов, Воронин, Шестернёв, Иванов, Численко, Месхи... – золотая эпоха) – и из клуба-аутсайдера. А ведь заманчивых предложений он имел превеликое множество. Но, не являясь воспитанником ленинградского футбола, тем не менее, Данилов остался верен ему. Даже после чемпионата мира, когда за новоявленным его призёром со стороны столичных клубов был устроена форменная охота. «Как я мог уйти из «Зенита», если в меня, молодого, именно тут поверили?» – признавался он годы спустя.
Тяжёлая травма в матче за сборную СССР в мае 1967 года выбила игрока из строя почти на полгода, после чего вернуть прежние кондиции он так и не сумел, в 27 лет фактически завершив выступления на высшем уровне. Но его 6 воистину блистательных сезонов за «Зенит» (1961-66) дают все основания для того, чтобы признать Данилова лучшим левым защитников в клубной истории.
Капитан «Зенита» 1965-1967.
№2
Анатолий Давыдов (1953) – мс, за «Зенит» провёл 456 матчей (абсолютный клубный рекорд), забил 11 голов (1975-1988, 1997)
Даже не касаясь несомненных успехов Анатолия Давыдова в руководстве как «большим» «Зенитом», так и его дублирующим и молодёжным составами (всё же, тренерские достижения – это совсем другой разговор), можно смело утверждать: Анатолий Давыдов – явление в истории «Зенита» крайне неординарное. Самый стабильный, а потому практически незаменимый игрок 1970-80-х, капитан бронзовой команды 1980 года и один из главных героев золотого 1984-го, абсолютный рекордсмен клуба по количеству проведённых в его составе официальных матчей, посвятивший «Зениту» как игрок и как тренер, в общей сложности, почти 30 лет, один из лучших защитников-бомбардиров «Зенита»... Обладатель уникального для всего отечественного футбола достижения – в последний раз на поле в официальном матче высшего уровня Давыдов вышел в возрасте, без малого, 44 лет. Более того, почти полтора десятка матчей Анатолий Давыдов провёл в связке со своим сыном Дмитрием – одним из ведущих защитников «Зенита» второй половины 1990-х. Такой «семейный подряд» для отечественного футбола событие также уникальное.
Игрок-трудяга, самоотверженный и беззаветный до фанатизма и на тренировках, и на поле, Анатолий Давыдов отличался безупречной игровой дисциплинированностью и полной самоотдачей. Истинный боец, плотной борьбы не боялся, стыков не избегал, а уж в плане отношения к тренировкам и вовсе был образцом. Серьёзные травмы счастливо миновали этого физически сильного и функционально отлично подготовленного игрока, а на мелкие он порой даже и внимания не обращал – создавалось впечатление, что на поле, коли возникнет необходимость, он готов был выходить хоть на костылях. Играл просто, без выкрутасов и рисовки, но жёстко, агрессивно и надёжно, на ногах стоял крепко, и порой от этого броневичка куда более габаритные нападающие отлетали как от стенки. В общем, «правильный» футболист, правильный во всём – и в игре, и в тренировках, и в быту. И играл он «правильно» – честно, добросовестно и долго. И его место в списке лучших левых защитников в истории «Зенита» абсолютно заслужено и бесспорно.
Капитан «Зенита» 1980-82
Главный тренер и и.о. главного тренера «Зенита» 1998-2000, 2009
Главный тренер и тренер дублирующего и молодёжного состава «Зенита» 2000-2001, 2009, 2010-2013
Член Клуба Легенд «Зенита» (1 место)
№3
Алексей Пшеничный (1919) – змс СССР (1950), за «Зенит» провёл 172 матча, забил 4 гола (1941-1951)
Сильнейший защитник послевоенного «Зенита», один из лучших крайних защитников советского футбола тех лет, второй после вратаря Шореца зенитовец, получивший звание заслуженного мастера спорта СССР. Классом игры выделялся даже на фоне героической кубковой команды 1944 года. Без сомнений, существуй в те годы национальная сборная СССР, Пшеничный непременно был бы твёрдым игроком её основы – левых защитников сравнимого уровня в послевоенном советском футболе попросту не было.
Отличная стартовая и дистанционная скорость, цепкость, упорство и абсолютная самоотверженность – отличительные черты защитника Пшеничного. Кроме того, обладал он выраженной игровой интуицией, был техничен, играл азартно, куражисто, нередко с перебором эмоций, но исключительно стабильно, надёжно. Мастер игры головой, нередко подключался к атакам команды, что было нечастым явлением во времена Василия Данилова, а при Пшеничном и вовсе диковиной. Игрок заслуженный и авторитетный, являлся капитаном команды, пользуясь всемерным уважением не только в коллективе, но и на трибунах, и даже в футбольном руководстве. Не боялся никого и ничего, не робел перед авторитетами, одинаково уверенно и смело играя как против малоизвестных игроков команд-аутсайдеров, так и против признанных звёзд советского футбола. «Самым неудобным для меня из защитников являлся Алексей Пшеничный» – пожалуй, такое признание стоит многого, и после него можно смело ставить точку – ведь прозвучало оно из уст самого Всеволода Боброва.
Капитан «Зенита» 1947-1948
№4
Юрий Загуменных (1949) – мс, за «Зенит» провёл 152 матча, забил 2 гола (1970-1975)
Загуменных – футболист судьбы яркой и трагической. Шагнув из второй лиги сразу в высшую, из владивостокского «Луча» в «Зенит», он сходу занял место на левом фланге защиты ленинградской команды, таким образом, довершив образование знаменитой линии обороны «Зенита» первой половины 1970-х (Булавин – Голубев – Лохов – Загуменных) – одной из сильнейших в истории клуба. По итогам своего первого сезона в высшей лиге Загуменных был назван в числе лучших дебютантов сезона, на следующий год впервые включён в 33 лучших, затем попал в расширенный список игроков олимпийской сборной СССР...
Невысокий, широкоплечий и коренастый, он обладал недюжинной физической силой, исключительной выносливостью и хорошими скоростными данными. Был отличным персональщиком – цепким, самоотверженным и неустрашимым. Образец самоотдачи в игре и на тренировках, футболист волевой и целеустремлённый, он играл агрессивно, отважно, самоотверженно. А о его выбросах мяча из аута и вовсе ходили легенды – порой создавалось впечатление, что при желании этот здоровяк без особого труда сможет перебросить мяч поперёк всего поля. В общем, всю первую половину 1970-х Загуменных был настолько непременным и неизменным игроком стартового состава «Зенита», что редкие случаи пропуска им матчей воспринимались болельщиками даже с некоторым недоумением.
Тяжелейшая травма позвоночника, полученная на тренировке весной 1975 года, надолго вычеркнула его из футбола. Но, даже получив вторую группу инвалидности и пережив сложную операцию, несмотря на вердикт врачей, предписавших ему только сидячую работу, мужественный спортсмен не сдался. Изнурительные ежедневные многочасовые тренировки всё же вернули его к любимому делу, и два года спустя Загуменных вернулся в «Зенит». Однако тренер Зонин отказался от услуг футболиста с уничижительной формулировкой этого отказа, и тот был вынужден продолжить карьеру в ташкентском «Пахтакоре». В августе 1979 года вместе с командой разбился в авиакатастрофе.
№5
Павел Мареш (1976) – за «Зенит» провёл 129 матчей, забил 11 голов (2003-2006)
Представитель «первой волны» чешских легионеров, одно из самых ценных приобретений тренера Властимила Петржелы. Павел Мареш был самым опытным из всей этой «волны» – на его счету к моменту появления в «Зените» уже было более сотни матчей за различные чешские команды высшего уровня, участие в матчах сборной Чехии и репутация одного из сильнейших фланговых защитников Гамбринус-лиги. С первого же матча он прочно вошёл в основу «Зенита» и на протяжении нескольких лет не давал никаких поводов усомниться в своём классе и профессионализме.
Несмотря на крупные габариты, был Мареш быстр, мобилен и разворотлив, обладал сильным, поставленным ударом с левой ноги, отлично играл головой. Принимал активнейшее участие в атакующих действиях команды, особенно, при исполнении ею стандартных положений: рослый, мощный и прыгучий, он не боялся идти в стык, любил и умел потолкаться в чужой штрафной, а благодаря умению сыграть головой или нанести сильный прицельный удар с дальней дистанции, был в таких случаях крайне полезен. Один из лучших защитников-бомбардиров «Зенита», а по средней результативности так и вовсе лучший. В целом, играл Мареш неброско, без затей, но обстоятельно, строго, не допуская на поле ни вольностей, ни небрежности. Несмотря на довольно жёсткую манеру игры, был он игроком вполне корректным и аккуратным, карточек получал сравнительно немного, а потому и матчи пропускал редко.
Вожак и неформальный лидер зенитовских легионеров, он и во всей команде пользовался безусловным авторитетом, и не только как один из самых опытных игроков, но и как рассудительный и здравомыслящий человек. Петржела, долгое время выказывавший справедливое недовольство классом своих защитников, а потому вплоть до середины 2005 года непрерывно тасовавший линию обороны «Зенита», левый её фланг, тем не менее, никогда не трогал – старательный и стабильный Мареш вполне устраивал взыскательного тренера. По достоинству оценивали класс этого игрока и в РФС, неоднократно включая Мареша в списки 33-х лучших футболистов сезона, т.е. признавая его одним из сильнейших на своей позиции во всей российской премьер-лиге. Он и в историю «Зенита» вошёл в ранге лучшего левого защитника 2000-х, а потому включение его в пятёрку сильнейших на этой позиции и за всю клубную историю более чем оправданно.
Источник: http://zenit-history.ru/4946-55-luchshikh-futbolistov-v-istorii-zenita-levye-zashchitniki