9 мин.

Ахиллес футбола. Джордж Бест

Сегодня речь пойдет об очередном полубоге "Манчестер Юнайтед". Если Райан Гиггз был назван футбольным волшебником, то предложенный текст посвящен яркому безвременно ушедшему гению.  

Быть им мечтал всякий мужчина.  

Желала его каждая женщина.  

Любой современный топ-футболист, независимо от количества завоеваний - трофеев, девушек, ещё чего - узнав, что за жизнь исповедовал футболист Джордж Бест, почувствует себя жалким маргиналом.   

Немудрено. Обзавидуешься, чего тут говорить. Если ты, конечно, не монах или Пол Скоулз. Но обо всём по порядку.  

* * *  

"Я нашёл гения".   

Мэтт Басби, стало быть, обомлел от ёмкой телеграммы, пришедшей к нему в 1961 году от скаута Бена Бишопа. Считаю, что сэр Басби удивился ещё больше, увидев адрес отправителя: Крегаг, Белфаст. В начале шестидесятых в столице Северной Ирландии можно было найти разве что неприятностей на свою скаутскую. А тут - гений.    

...Пятый год Мэтт старался вернуть в команду чемпионский титул, но всё безуспешно. Клуб приходил в себя после ужасающей мюнхенской трагедии.  

Звёзд "красные дьяволы" с неба не хватали, однако вертлявый неумеренно пьющий хвост ирландской удачи оставался в клубе все те одиннадцать лет, что Бест играл за "Манчестер Юнайтед". Зачем Джорджу мог потребоваться тренер, недоумевал даже Йохан Кройф, икона игры в оранжевой оправе.   

Отличная похвала из уст футбола, не так ли?  

* * *  

Смертоносное завершение атак, невероятная сила удара, способность обыграть любого соперника - всё на сверхчеловеческом уровне. Футбольный Олимп забрал на небеса малышей Басби, но спустя пару лет инкрустировал клуб воплощением стойкости и таланта. Зевс, будь любезен, спусти-ка нам худощавого парнишку на подстилку из родного ему клевера. Заранее спасибо.  

В юном североирландце футбол получил своего Ахилла. Оказавшись в главной лиге мира, юнец сразу бросил вызов всем батчер-боям - сломай меня, если сможешь. Раз за разом беспощадный гений предлагал им взбодриться пробежкой за семёркой на спине, а костоломы всё целили в колени - уязвимое место любого футболиста.  

Однако была у Беста ещё одна ахиллесова пята, не связанная с игрой: каждая капля его футбольного таланта равнялась капле потребляемого алкоголя.   

* * *  

В какой-то степени Джорджу повезло: не стать великим, находясь под шефством Мэтта Басби, Дениса Лоу и Бобби Чарльтона - просто кощунство.  

1963 год. 17-летний юноша начинает биться за место в основе. Шесть голов в двадцати шести матчах. Следующий год Бест начинает, уже будучи твёрдым игроком стартового состава - 14 мячей за сезон.  

Дальше - больше. Североирландец превращается в машину для забивания голов; пик формы футболиста приходится на период с 1965 по 1972 годы. Его голы - штука узнаваемая: сплав смелости и красоты. С подобной самоотверженностью один человек бьётся против десятерых. Впрочем, если этот человек - ирландец, то всё нормально.  

Дриблинг Джорджа ослепляет мир.   

* * *   

И хотя карьера Беста пришлась на период нового расцвета "Манчестер Юнайтед" и его знаменитого атакующего трио, уже в 27 лет форвард, по всей видимости, приобрёл себе глобус и затыкал его пальцем до безобразия. Ирландия, Шотландия, ЮАР, США, Австралия... Я дошёл только до англоговорящих.  

Трудно сказать, что натолкнуло Беста на подобный образ жизни в последующие десять лет. Возможно, испытывал удачу или просто мир захотелось посмотреть. Наш Ахиллес любил жить, как положено великим героям-триумфаторам: максимально красное вино и лучшие женщины.  

У богов Олимпа были шикарные кабриолеты? А у него были. Футбол дал Бесту всё, чего тот хотел.

Почему полубог? Будем честными - карьера в сборной у местного Ахилла прямо противопоставлена клубной: лишь 37 матчей и 9 голов.   

Ну и, конечно, зелёный змий уже вертел над гением свои жернова. В пабы Джордж ходил как на работу, да и тренировки с похмелья - так себе способ улучшить игру. Пагубный образ жизни рано или поздно должен был сказаться на футболисте; страшно подумать, что спустя всего два года после отъезда игрока из "Юнайтед" его карьера клонилась к проспиртованному закату. В тридцать лет Бест давно перестал быть футбольной примой - алкоголь проделывал на североирландце знатные фуэте.    

Тем не менее даже после того, как карьера форварда пошла на спад, он мог время от времени показывать блистательную игру. Например, в одном из отборочных матчей на чемпионат мира против Нидерландов Джорджи в убедительном стиле проиллюстировал упомянутую выше цитату Йохана Кройфа о собственной уникальности, поочерёдно прокинув мяч между ног и самому голландцу, и его легендарному партнеру по нападению Йохану Неескенсу.  

"Я своими глазами видел, как Джордж разделал под орех сначала одного [Кройфа], затем другого [Неескенса]", - восхищался 19-летний Джимми Николл. "Бест - одних из лучших игроков мира, если не лучший", - вторил ему известный британский журналист Билл Эллиот, отправившийся на матч вместе со сборной Северной Ирландии.   

Нидерланды не без оснований считались сильнейшей командой мира. У "пятого битла" на этот случай имелось своё мнение.  

* * *  

Я спросил у Джорджа насчёт Кройфа.  

- Ну, он крут.

- Круче тебя?

- Хаха.

При первой же возможности прокину ему мяч между ног.  

Прошло пять минут с начала встречи. Бест получает мяч на левом фланге. Вместо того, чтобы попытаться логично завершить атаку команды голом, североирландец обыгрывает трёх оппонентов, устремившись на противоположный фланг. Его цель определена ещё до старта игры. Немного отпустив снаряд, Бест дожидается, пока к нему приблизится Йохан, и прокидывает тому мяч между ног. Ахиллес победно вскидывает кулак в воздух.  

Считанные единицы людей в ложе прессы понимали, что означала эта бравада. Йохан Кройф лучший в мире? Вы серьезно? Думать о подобном в тот вечер мог только идиот".  

Мысль Эллиота подхватывает Пэт Барклай: "Если говорить о способностях Джорджа - равных ему не было никого, во всём мире и на все времена. Он мог исполнить что угодно. Техничный, скоростной, Бест одинаково великолепно владел и мячом, и телом. Что я имею в виду? Джорджи сотрёт в порошок любого противника. Головой, ногами - без разницы, на Ваш вкус или же свой собственный".  

Чёрт побери, он мог сыграть в стеночку меж голеней противника! Просто забавы ради".  

"Когда я на поле, ничто не доставляет мне большего удовольствия, чем оставлять оппонентов в дураках".  

* * *  

Как правило, сильные футбола сего обычно рассматриваются через призму своей эпохи. Спорт динамично развивается, знаете-с...

Тем не менее понаблюдайте за игрой Джорджи с помощью видеоархивов. Лишний раз убедитесь, что североирландец явно пришёлся бы ко двору и в современном футболе.  

Большинство консерваторов продолжают бороться с мыслью, что непьющий Бест, играй он в настоящее время, уделывал бы соперников и задавал тон всему футболу. Тем не менее, несмотря на свой экстравагантный образ жизни, во времена Джорджа не существовало всей той роскоши, которая для сегодняшних футболистов является обыденностью - будь то неестественно зелёные газоны, всякого рода диеты или хотя бы крепкие бутсы.   

Поэтому до сих пор Беста считают игроком, который потрясал бы своей игрой в нынешнее время и оказывал влияние на нынешнее племя. Сухой закон специально для него издайте, если есть возможность.  

Джордж играл в эпоху жесткого, быстрого и физически мощного настоящего мужского футбола. Нобби Стайлз, Питер Стори, Рон "Chopper" Харрис всё пытались вырубить невероятного парня под корень, но безуспешно. Он словно приклеивал мяч к своей бутсе. Защитники и опорники расстилались перед ним как коровы на льду, а форвард скользил и скользил. Бест мог забить под, казалось бы, невозможным углом, на века став эталоном дриблинга и игры в атаке.  

Он словно существовал в двух крайностях: источник вечной магии на поле и безумец вне его. Каждую минуту игры и жизни он проживал как девяностую. Джордж Бест - образец футбольной славы, прекрасной и ужасной одновременно.   

Человек, который строил и сжигал мосты.  

Трудно представить, как можно настолько сильно отпечататься в умах и сердцах людей, ни разу не сыграв на чемпионатах мира и Европы. Для всех людей, лично знавших Беста либо воочию наблюдавших за его игрой, память о североирландце будет жить вечно. Однако практически всё, что заработано тяжёлым трудом, было принесено в жертву разрушительному образу жизни.   "Почти все свои деньги я потратил на выпивку, женщин и машины, остаток же просто промотал".

* * *  

В 2005 году во время панихиды камера выхватывает обветренный и промокший насквозь (шёл сильный ливень) баннер "Maradona good, Pele better, George Best". Тонкая душевная организация внутри каждого из нас скажет, что это был не дождь, а слёзы, орошающие его могилу. Джордж Бест был похоронен на том же семейном участке в Крегаге, что и его мать.  

Джордж Бест. 15-летний застенчивый мальчик, сильно скучавший по дому и сбежавший обратно в Белфаст спустя пару дней пребывания на Олд Траффорд.   

Джордж Бест. Сочетание футбольного гения и бойца против бутылки. Ахиллес всегда побеждал на поле окружавших его врагов, но проиграл собственному. Теперь полубог навсегда вернулся домой.  

Каждый человек за что-то должен Смерти. Бест, кажется, заплатил сполна.   

Несмотря ни на что, Джордж Бест навеки останется легендой. А легенды, они же не умирают, верно?  

Хорошая работа, Бен Бишоп.

   

Адаптированная версия текста Джона Таунсенда, Thesefootballtimes.co

Источник: Theatre of Dreams