6 мин.

Зачем Овчинниковы следят за Промесом?

«Спартак» продолжает сбор в Швейцарии, рекордный (почти три недели!) среди всех российских клубов в это межсезонье. О том, как красно-белые провели день, рассказывает спецкор «Советского спорта».

ОПТИМИСТИЧНЫЙ ЗАБОР

Дорога к тренировочным полям не перестает радовать новизной. В этот раз впечатлил забор. Напрашивается эпитет «обычный», но если бы обычный, то и не впечатлил бы. Забор окружал почти построенное здание и представлял собой фотогалерею. С портретами детей, одетых в зеленые футболки. Если я правильно понял немецкий, эти дети названы на заборе звездами завтрашнего дня, чемпионами Восточной Швейцарии, что не фунт изюма, и воспитанниками академии «Санкт-Галлена».  

Всем смотреть и брать пример — примерно к этому призывал забор. Как призывали во времена моего советского детства портреты пионеров-героев. А здание за забором, собственно, и являлось почти готовой академией «Санкт-Галлена». Хотя если бы не дети в зеленом, его можно было бы спутать с гостиницей в четыре звезды. 

В Санкт-Галлене 70 с небольшим тысяч жителей. Это сопоставимо с населением таких российских городов, как Шадринск, Троицк, Кирово-Чепецк или Биробиджан. Когда в этих населенных пунктах появятся клубные академии или хотя бы заборы с портретами юных stars von morgen, тогда, наверное, и фамилия тренера российской сборной будет волновать нас в меньшей степени. Пусть даже фамилия эта будет Капелло. Потому что ему, тренеру, будет с кем работать, - такие вот мысли бодро колосились в голове по пути на встречу с прекрасным. То есть со звездами сегодняшнего дня, представленными в Швейцарии «Спартаком». 

АКТ МИЛОСЕРДИЯ

Красно-белые с ходу порадовали, подарив бейсболку. Предмет на швейцарском солнце совсем не лишний, так что подарок являлся не взяткой, а актом милосердия. На сборе под Санкт-Галленом работают три российских журналиста. Будем делиться головным убором, как переходящим знаменем. Благо, цвет у бейсболки соответствующий. Организм, конечно, просит при таком солнце шапку на все тело. Но и за возможность сохранить в относительном здравии одну только корреспондентскую голову «Спартаку» спасибо.

Новый козырек позволил осмотреться. И увидеть: команда бегает. И за командой смотрят. Рано или поздно это должно было случиться: к «Спартаку» подтянулись болельщики. Сергей, Лиза и трое их маленьких детишек вообще-то из Липецка. Но путешествуют по Европе на авто уже две недели и миновать спартаковские сборы никак не могли.

А до этого семья Овчинниковых была в Амстердаме. Заскочили в магазин электроники за палкой для селфи и встретили Промеса. Палка тут же и пригодилась.

- Как вы его узнали? - спрашиваю. - В Амстердаме немало людей, похожих на Промеса.

- По затылку, - отвечают, повергая в шок. Люди, узнающие Промеса по затылку, достойны звания болельщиков 80-го уровня.

Пока общался с болельщиками, пришло понимание: бегает не весь «Спартак» - некоторые прыгают. Как того и требует их вратарская специализация.

БЫЛОЕ И ДУМЫ

В целом, тренировка выглядела динамичной и типично утренней. То есть нацеленной не на творчество, а на пахоту.

Плодом моих размышлений, а также консультаций с людьми, подарившими бейсболку, стал импровизированный рейтинг нынешних спартаковских технарей. В него вошли, без разбиения по порядковым номерам, Промес, Хурадо, ШироковПопов, Джано, Озбилиз, Давыдов и Яковлев. Это люди, умеющие и любящие обращаться с мячом, способные на финт и нестандартный ход.

Другое дело, что вопрос куда шире чьих бы то ни было размышлений и рейтингов. Ибо что такое технарь? Если тот, кто обыгрывает один в один, то лидер, пожалуй, Промес, умеющий делать это еще и на скорости. Он вообще любит движение, этот парень. На днях скажем, команде задали беговую трепку. Не все после финиша выглядели свежо и презентабельно. А Промес улыбался.

- Чего радуешься? - спросили его.

- Все нормально, тренер. Просто хотел узнать, когда кончится разминка и начнется тренировка.

Если же техникой считать искусство паса, то предпочтение стоит отдать Хурадо, Широкову и Попову. При этом болгарин классно исполняет сами передачи, закручивая мяч по уходящей от защитника и приводящей к партнеру линии. А россиянин лучше видит поле.

Озбилиз тоже резок и остр. Но левоног, что сужает его диапазон и подсказывает сопернику наиболее вероятный маневр. Роббен тоже фехтует левой ногой. Но на то он и Роббен, чтобы Озбилиз равнялся на него, а не наоборот. Что касается Джано и Давыдова, их техническая оснащенность нуждается в важном довеске: более частом превращении финтов в реальные угрозы чужим воротам. 

ДУМАЙ О ХОРОШЕМ

От всех этих размышлений тема росла и ширилась. Вот ясно же, допустим, что со времен Олега Романцева «Спартак» утратил право первого драфта на внутреннем рынке и уступает по селекционным возможностям отдельным российским командам в международном масштабе. Следовательно, о голом превосходстве в технике мечтать красно-белым сегодня не стоит. Чем тогда брать свое?

Тем же, чем пытались брать предшественники: командной игрой. Только у каждого было свое о ней представление. Валерий Карпин поначалу равнялся на «Барселону», но под конец не мог обыграть «Тосно». Мурат Якин напирал на диагонали, словно никто из соперников не может им противостоять или выполнять лучше...

Аленичев пытается вернуть быструю и недлинную игру низом. О которой тоже можно говорить, как о проявлении техники. Только командной. Учить кого-то чувству мяча уже поздно: этим занимаются в детстве и юношестве. Другое дело — движение на поле, техника паса, сокращение числа касаний, техника принятия решения, наконец.

Чем вырабатывается все это? В основном, прошу не хихикать, «квадратами». Которых у Аленичева в избытке. А уж принесет ли это плоды, раньше сезона ни за что не узнаем. Но движение в этом направлении у «Спартака» есть.

Мысли закончились, и тренировка, включившая в себя 11 преодоленных километров, тоже. Ее финал был украшен психоделической растяжкой на ковриках.

Тренер Олег Саматов попросил игроков расслабиться и думать о приятном. Тренер Дмитрий Ананко предостерег.

- Аккуратней, Анатольич, мысль может материализоваться.

На этом и закончили. 

АМУНИЦИЯ

ТИМИН ПАПА, ДАШИН МУЖ

Беговые тренировки спартаковцы проводят в кроссовках, оставляя бутсы на газоне. И некоторые из них вызывают любопытство. Вот, скажем, розовая обувь с вышитыми именами DASHA и TIMA — чья она? 

Ответ нашелся не с ходу. Кто-то из персонала предположил даже, что бутсы столь небольшого размера действительно носит какая-то Даша. Пришлось ждать хозяина, которым оказался полузащитник Александр Зотов. На бутсах он вышил имена жены и сына.

ФУТБОЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ. ВРАТАРЯМ ВЫДЕЛИЛИ ЧЕРНО-БЕЛЫХ ИСТУКАНОВ

Чтобы условия для вратарей были приближены к боевым, в штрафной во время тренировки устанавливают двух истуканов, то ли надутых, то ли набитых чем-то. 

Истуканы символизируют полевых игроков, через которых вратари продираются, ловя поданные тренером Джанлукой Риомми мячи. Все по-взрослому. Вот только столь доброе и придурковатое выражение лиц у живых футболистов вряд ли встретишь. Хотя... 

Евгений Дзичковский