Страна диких обезьян. Как газетная карикатура испортила жизнь сборной Бразилии
В футбольном мире часто разгораются конфликты на расовой почве, FootballHD.ru вспоминает один из них, который имел место в истории отношений сборных Бразилии и Аргентины.
Нет в мире футбола более захватывающего противостояния, чем вечная битва Бразилии и Аргентины. Из более сотни встреч соперников около половины заканчивались инцидентами: массовые драки и обвинения в отравлении, срыв матча болельщиками или игра семь на семь – лишь некоторые из примеров. Совсем недавно начался Кубок Америки в Чили и, возможно, любителям футбола вновь выпадет шанс увидеть Superclásico de las Américas. А пока вспомним одну из самых позорных страниц в истории отношений этих двух сборных.
В 1920 году Бразилии, победителю Кубка Америки 1919 года, предстояло отправиться в Чили защищать титул. Но… только без темнокожих игроков. Инициатива исходила от президента Бразилии Эпитасиу Песоа (1865-1942), который «посоветовал» главному тренеру сборной не пользоваться услугами чернокожих на соревновании. Хотя свое решение он объяснил желанием предотвратить возможные инциденты в Вальпараисо, но ни от кого не скрылся замаскированный расизм, хотя такого термина в те годы еще не существовало.
Итак, сборная Бразилии отправилась на Кубок без лучшего игрока предыдущего розыгрыша и своей главной на тот момент звезды – Артура Фриденрайха по прозвищу «зеленоглазый мулат» – и проиграла 6-0 Уругваю и 2-0 Аргентине (только в игре с чилийцами удалось вырвать минимальную победу 1-0). Перед тем как вернуться на родину, бразильская делегация согласилась сыграть товарищеский матч против Аргентины на стадионе клуба «Спортиво Барракас» в Буэнос-Айресе (в 20-е годы это был самый большой стадион в Аргентине).
Утром 6 октября, в день матча, в отель бразильской команды принесли местный ежедневник «Хроника» от 3 октября (из-за дождя игра была перенесена с третьего на шестое). На обложке игроки увидели карикатуру, подписанную именем Антонио Паласио Зино и изображавшую обезьян в игровой форме Бразилии. Сама статья называлась «Обезьяны в Буэнос-Айресе» с не менее язвительной подписью к заголовку: «Привет многоуважаемым гостям» и начиналась так: «Вот и прибыли макаки на аргентинскую землю. Надо будет поярче включить свет на стадионе, чтобы лучше их разглядеть».
Гнев овладел бразильцами: разъяренные игроки пытались ворваться в редакцию еженедельника, чтобы найти уругвайского журналиста и заставить его съесть газету. В бразильской делегации произошел раскол: капитан бразильцев Аугусто Мария Сиссон убеждал своих партнёров, что в сложившейся ситуации необходимо бойкотировать матч. Половина команды отказались играть, но семеро всё же решили выйти на поле в знак уважения к своему флагу и к зрителям, заплатившим за билеты, средства от которых должны были пойти на благотворительность в детские дома.
Чтобы уравнять составы, четверо аргентинцев согласились сыграть за сборную Бразилии. На поле вышел даже глава бразильской делегации Освальдо Гомес (бывший игрок и автор первого официального гола в бразильской истории). Игра началась, и болельщики сразу обнаружили «подставу»: они начали оскорблять футболистов и кидать в них разные предметы. Игра была приостановлена, и тогда, чтобы продолжить матч и не возвращать деньги за купленные билеты, организаторы решили выпустить на поле только по семь игроков из каждой команды.
Встреча, которую невозможно включить в список официальных, закончилась победой Аргентины со счётом 3-1. На следующий день журнал «Санта-Фе» вышел с лаконичной заметкой: «Это было жалкое зрелище, другое определение придумать сложно. Освистанные толпой, они играли семь на семь». Аргентинская команда состояла из Тесорери, Чикбальяпура, Биарцотти, Брусонне, Каломино, Лукарелли и Эчеверриа. Бразилия: Айртон, Константино, Освальдо Гомес, Кунцт (он был и вратарём и полузащитником), Альвариса, Кастельяну (он открыл счёт в матче на первых минутах) и Жуан.
В Бразилии, однако, событие осталось практически незамеченным: местные газеты писали только об официальном визите короля Бельгии Альберта I.
Спустя год Кубок Америки проходил в Аргентине, и глава Бразилии Песоа, который также занимал должность почётного президента Бразильской конференции футбола, распорядился, что, если в Аргентине бразильских игроков называют «обезьянами», то «честь страны поедут защищать только абсолютно белые футболисты». Темнокожий журналист Лима Баррето не преминул едко прокомментировать президента:
«Я привык решать такие серьезные проблемы, как цвет брюк гостей на приемах, а он решил, что там не должны знать, что в Бразилии есть человеческий навоз»
Следует отметить, что Лима был заклятым врагом футбола, он видел этот вид спорта как средство социальной и расовой эксплуатации.
На том чемпионате Бразилия без темнокожих футболистов выступила примерно также, как и год назад. Хотя, несмотря на два поражения от Аргентины и Уругвая и единственную победу над Парагваем, бразильцы заняли второе место, а небесно-голубые завоевали первые золотые медали в своей истории.
В 1922 году Копа Америки возвращается в Бразилию, и руководителям футбольной федерации с трудом удалось убедить Песоа разрешить тренеру брать в сборную темнокожих игроков. Но на этот раз уже сами футболисты не хотят выступать за страну, во главе которой, по их мнению, стоял расист. В дело вмешались высокопоставленные чины: министр иностранных дел Домисио да Гама вместе с мэром Сан-Паулу лично убеждали темнокожих футболистов всё же выступить за национальную команду.
Игроки согласились, и Бразилия выиграла Кубок, в финале обыграв Парагвай со счетом 3-0. Однако не всё было так благополучно: вышеупомянутый Фриденрайх получил травму в первом матче и не смог продолжить соревнование, что породило новый скандал. Игрок рассказал прессе, что федерация футбола не помогла ему, и лечение он оплатил из собственного кармана.
Автор: Сергей Тимохин
Читайте также: Ставка на падение. Виноват ли Капелло в деградации сборной?