Клуб Gipsy. Златан Ибрагимович, Андреа Пирло и еще 7 топовых футболистов-цыган
О сильнейшей футбольной сборной из несуществующих.
В апреле 1895 года в сборной Англии дебютировал щупловатый и низкорослый Рэб Хоуэлл. Он закатил один из девяти голов в ворота Ирландии. Рэбби вошел в историю как первый футболист цыганского происхождения, выступавший за национальную команду. Он родился в уютной деревушке близ Шеффилда, как утверждается в биографической новелле Стивена Кея «Вечнозеленый в красном и белом», в обычной палатке – именно так было указано в его свидетельстве о рождении.
Ни происхождение, ни социальный статус не помешали защитнику «Шеффилд Юнайтед» и «Ливерпуля» выиграть два кубка.
В прошлом году Рикарду Куарежма в интервью O Jogо дал четко понять, как ему живется в Португалии: «Когда люди говорят, что в наше время нет никакого расизма, меня это смешит. Потому что когда что-то происходит в Португалии – всегда виноваты либо цыгане, либо черные, либо иммигранты. Сложно вот так жить».
Вне футбола полузащитник «Порту» не робеет: любит вычурные наряды и дорогие ювелирные украшения – серьги в несколько карат и бриллиантовый крест на груди побольше. С природой не поспоришь.
Одна из 20 групп цыганского этноса синти, сосредоточенная в основном в странах центральной Европы, Швеции и Италии, движется во главе с такими звездами, как Златан Ибрагимович, длительное время отрицавшим свое происхождение.
Андреа Пирло, чей дедушка перебрался в Италию из Восточной Европы задолго до появления футболиста на свет. Местные власти сказали ему, что его фамилия будет Pirlo, что созвучно с Pirla – грубый эквивалент слову «идиот». Плохое знание итальянского языка сыграло с ним злую шутку. Но с годами режущая итальянцам фамилия приелась. Также в сообществе Синти состоит Рафаэль ван дер Варт, являющийся испанцем по материнской линии и цыганом – по отцовской. Хесус Навас, например, как и нидерландский полузащитник – из сообщества синти. Единственное, что доставляет ему неудобства – ностальгия по дому.
Другой испанский футболист – Хосе Антонио Рейес – всячески противится тому, что он цыган: «На самом деле это не так. Фамилия Рейес – цыганская. Думаю, по этой причине меня и считают цыганом. Но большого значения я этому не придаю».
В 2013 году Ибрагимович рассказал в интервью Daily Mail, как переходил в «Милан»: «Это было в 2010-м накануне самого большого матча Серии А – дерби с «Интером». Самые эмоциональные фанаты – ультрас, – я знал, будут меня ненавидеть. Люди часто разговаривали со мной как с мусором. Я годами слышал кучу дерьма в свою сторону, вроде «гребаный цыган», различные оскорбления в сторону моей мамы, все в таком духе. Я буду отплачивать тем же, только не словами, а своим телом».
В январе 2012-го фанаты «Интера» растянули на «Сан-Сиро» баннер с обложкой недавно вышедшей автобиографии Ибры, только вместо надписи «I am Zlatan Ibrahimovic» было «I am Gipsy» на шведском языке – «Jag är en zigenare». Подобные красноречивые тенты были и на матчах с «Юве». Основная позиция болельщиков: «Мы не хотим, чтобы цыгане играли в Милане. Мы вообще не хотим видеть цыган в нашем городе».
При слове цыгане люди машинально представляют исключительно прибрежные балканские страны. Действительно, группа Ром вбирает в себя в основном территорию Болгарии, Румынии, Венгрии и Чехии, где около 5% населения – цыгане, а следовательно, и футболисты-цыгане встречаются крайне часто. Но как ни странно, на территории Испании по статистике их больше, а Франция в 2013 году депортировала рекордное число нелегальных цыган – почти 20 тысяч.
Эрик Кантона, один из самых выдающихся футболистов, никогда не скрывал того, что в его жилах течет кровь мануш – франкоязычных цыган.
Андре Пьер-Жиньяк, нападающий марсельского «Олимпика», ко всему прочему женился на цыганке. В интервью французскому журналу So Foot рассказал о том, что был усыновлен цыганами: «Я вырос с цыганами. Моя семья живет в караванах и работает в магазинах. Когда мне дают одежду, я передаю ее мачехе, чтобы она ее продала. Иногда я прихожу помочь ей, стою у прилавка».
В октябре 2000-го в матче Лиги чемпионов между «Лацио» и «Арсеналом» повздорили Патрик Виейра и Синиша Михайлович. Первый утверждал, что подвергся расистским оскорблениям:
«Он назвал меня цыганским говном, так что я в ответ рявкнул: «Черное дерьмо», – заявил The Guardian Михайлович, – Я не считаю оскорблением, если меня называют цыганом, потому что я горд тем, что я цыган. Так что, полагаю, он, в свою очередь, тоже не должен обижаться из-за того, что я назвал его черным. Виейра меня спровоцировал, и единственное, о чем я жалею, так это то, что поддался этой провокации».