Вера, надежда, любовь. Как Абу Диаби стал символом десятилетней эпохи «Арсенала»
Джонатан Лю из TheTelegraph высказывает свое мнению по поводу ухода Абу Диаби из «Арсенала».
Каждый год примерно в это время премьер-лига публикует список игроков, которые в конце сезона были отпущены своими клубами на свободный трансфер.
Парадокс ситуации состоит в том, что, по большому счету, эти операции проходят с минимумом суеты и отсутствием каких-либо церемоний. Пышные прощания, предоставляемые таким игрокам как Стивен Джеррард и Дидье Дрогба, получают очень немногие счастливчики. Где часовая бравада Радио 5Live Бреде Хангеланду? Где почетный караул для Юссуфа Мулумбу? Где подарочные часы для Майнора Фигероа?
Много отпущенных игроков в конечном итоге пристроятся в другом месте – Карлтон Коул, несомненно, в середине своего четвертого десятка лет по-прежнему будет «тренироваться в составе «Вест Хэма» – но для многих это очень острый момент; шанс задаться вопросом, что могло бы произойти, случись кое-что иначе.
И только по отношению к нескольким игрокам это более применимо, чем к Абу Диаби, который этим летом, вероятно, покинет «Арсенал» после девяти проведенных в клубе лет, что привело к концу, полному интриг и обещаний, концу потенциала, слепой веры и слепой надежды и, в конечном счете, неуспеху.
Дилемма имени Абу Диаби. Должен ли «Арсенал» предлагать полузащитнику новый контракт?
Во многом, Диаби является игроком, который как нельзя лучше отображает последние девять лет «Арсенала», что весьма странно, потому как в команде он находился очень мало. Он пропустил финал Лиги чемпионов 2006 года после угрожавшего его карьере подката со стороны футболиста «Сандерленда» Дэна Смита, остался вне проигранного финала Кубка лиги-2011 «Бирмингему», пропустил последние два Кубка Англии из-за травм.
Но в его частых мучениях заложен большой смысл. Годы Диаби были также годами Бендтнера, годами Альмунии, годами Андре Сантоса, но ни один игрок не воплощал в себе столь выраженные красоту и проклятие «Арсенала» позднего Венгера, как он: парень попал в мыльный пузырь-ловушку собственного нереализованного таланта, стал заложником своей беды и воплощением сильного оптимизма.
Также Венгер всегда появлялся на экране с загадочной улыбкой и настаивал на том, что следующий год будет годом «Арсенала», следующий год будет годом Диаби. В следующем году. Только подождите.
И таков был его талант, что даже когда Диаби медленно выдыхался в следующих сезонах, он все еще заставлял болельщиков «Арсенала» мечтать. Хотя он и был подписан в 2006 году в качестве замены Патрику Виейра, эти двое на самом деле были совершенно разными игроками.
«Думаю, возможно, я больше нацеленный на атаку, более техничный игрок», - сказал Диаби в 2009 году. «Виейра гораздо более агрессивен. Он физически более вовлечен в игру в центре поля. Я понимаю, что мне необходимо быть более агрессивным и физически более сильным. Я могу идти в единоборства. Я думаю, что смогу так действовать».
Беда была в том, что Диаби заставляли играть в роли, которой больше не существовало. Традиционная роль Виейра, жесткого №4 в полузащите из двух футболистов, постепенно исчезла из футбола, уступив место более ограниченному оборонительному стилю а-ля Макелеле.
Диаби был настоящим №8, полузащитником с оборонительными обязанностями, но чья главная функция состояла в том, чтобы атаковать со скоростью, умом и мастерством. Это подходило его более креативным и техническим навыкам. В сентябре 2012 года его выступление оставило «Ливерпуль» в дураках и побудило Уэйна Руни написать в Твиттере: «Диаби - это футболист. Я не знаю, почему он так мало играет».
Имей Абу футболиста типа Виейра рядом с собой, он мог бы доминировать в полузащите «Арсенала» на протяжении десяти лет. Пока Диаби находился в составе «канониров», клуб постоянно менялся: некий неопределенный период после того, как ушли Алекс Сонг, Сеск Фабрегас, Матье Фламини (первый раз), Денилсон и Жилберто Силва, но прежде чем полностью созрели Аарон Рэмзи, Франсис Коклен или Джек Уилшер. Диаби был обязан быть разрушителем, box-to-box полузащитником и креативным игроком - всё в одном, что довольно тяжело даже если вы не получаете травмы.
49 травм за девять лет, если быть точным. Во всех турнирах Диаби сыграл всего в 22 матчах за последние четыре сезона, и лишь 16 минут в последних двух сезонах в премьер-лиге.
Как долго Диаби – который обошелся «Арсеналу» в некоторую сумму и по-прежнему получал достойную еженедельную заработную плату – находился бы в «Челси» или «Манчестер Сити», или даже в «Вест Хэме»? То, что Венгер все эти годы верил в него, многое говорит о Диаби, но даже больше это говорит о Венгере.
Венгер обожает Диаби так, как лишь немногие главные тренеры действительно обожают своих игроков. Жозе Моуринью и Алекс Фергюсон любили игроков, но это всегда была условная любовь, «что-бы-вы-сделали-для-меня» любовь, любовь равная славе.
Любовь Венгера к Диаби была безоговорочной: основанная на чуть более чем интуиции, угасающем воспоминании и пылком убеждении, что этот парень в конечном итоге станет действительно хорош вопреки всем фактам, свидетельствующим об обратном. Венгер верил в Диаби, потому что он верил в Диаби. И это было именно так.
Называйте это слепой верой или упрямством, если хотите, но я нахожу это довольно милым. Даже сейчас, после его ухода, «Арсенал» разрешил продолжить Диаби тренироваться с командой, пока тот ищет новый клуб. Даже существуют туманные перспективы о новой сделке с лондонским клубом.
Если мы честны с самими собой, то большинство из нас будет, как и наш клуб, относиться к людям так, как относился «Арсенал» к Диаби. В век продвинутого анализа игроков и широкой работе скаутов, крайне важные человеческие отношения Венгера с Диаби всё более редки в наши дни.
Так что, если «Арсенал» действительно решил, наконец, перерезать связывающую нить, это говорит намного больше о том, в каком направлении они могут пойти, чем трансферы Месута Озила или Алексиса Санчеса, или игра в контратакующем стиле против «Манчестер Сити», или что-либо еще. Это символизирует осознание того, что в клубе нельзя работать на одной лишь вере; даже на такой непоколебимой вере как у Венгера. Это знаменует принятие жестокой реальности.
Так же, как вариант, в истории возможен крутой поворот. Последний бросок игральной кости. Краткосрочный контракт. Очередной этап реабилитации. Бесчисленная игра за резерв команды для восстановления игровой формы. Надежда и надежда, и еще немного надежды. Мы помним, что сказал Венгер совсем недавно, в прошлом году, во время одного из недавних простоев Диаби: «Если он вернется, я буду поддерживать его. Я всегда верил в него».
И даже сейчас вы почти можете услышать, как скрипят винтики в голове у Венгера, где происходит борьба двух противоположностей. Одна говорит ему то, что он уже знает: Диаби в прошлом, Абу уже много раз был заменен другими игроками, чемпионская команда не строится на 29-летнем полузащитнике с хрупкими коленями, что главный тренер должен смириться со своими потерями и двигаться дальше. Другая, первоначальная и более личная: шепчет ему, что следующий год действительно может стать годом Диаби.
Диаби еще имеет маленький шанс стать тем кем он мог бы быть - лучшим игроком середины поля в Европе