Психологическое обеспечение. Вариант работы с футбольной командой
Показательным мне представляется поведение игроков в недавних матчах «Барселона»-«Ювентус» и Россия-Беларусь. С точки зрения отношения к психологическим нюансам спортивной борьбы. Все было на разных полюсах в соответствии со статусом обоих игр. Хотя, понятно, что финал Лиги Чемпионов и товарищеский матч сборных, — не то, что стоит сравнивать.
Я обратил внимание на количество остановок из-за нарушения правил игроками «Барселоны» — всего 12(!). А про первый гол «Барсы» из 16 пасов и участия в этом восьми игроков каталонского клуба, можно сказать только одно — КОМАНДА. Коллективное мышление на высочайшем уровне.
Месяц работаю с футбольной командой 13-летних ребят (парни играют уже лет по пять). Бываю на их играх. Разбор ошибок тренером и родителями идет моментально с личными эпитетами и соответствующей лексикой (в хоккее, кстати, тоже самое). После чего наступает момент, когда игроки начинают бояться мяча и также агрессивно, нелицеприятно реагировать на действия своих партнеров и соперников.
Занимаемся с ними в том числе простыми упражнениями. Им полюбилось одно. Встают в круг — защита, нападение. И стремятся выбросить одинаковое количество пальцев. Жуть им нравится. И вот они соревнуются, кто с какого раза выбросит одинаково — атака против обороны. И если три недели назад каждый думал только о себе. То сейчас они стараются почувствовать, что же выбросит другой.
В эту команду меня пригласили родители. Так получилось, что среди них оказался детский психолог. Еще на стадии переговоров выяснилось, что тренер не против. Во время первой беседы, на вопрос о лидере в команде, молодой наставник ответил, что у него в каждой линии есть лидер — в защите, в полузащите и в нападении. Я поразился. Это первый случай в моей практике. Хорошо помню, как тот же вопрос задал Юрию Андреевичу Морозову и получил жесткий ответ: «Я лидер». Несколько раз выступал перед молодыми тренерами, задавая тот же вопрос. Получал разные ответы. А потом говорил: «Социальная психология утверждает, что один человек может объединить вокруг себя 5–7 человек». И спрашивал: «Так сколько лидеров должно быть на поле»?
Пока особых успехов у команды нет. Договорились, что у каждой стороны есть свои обязанности. Родители занимаются поддержкой команды и каждого, стараясь избегать оценок и рекомендаций. Тренер, в свою очередь, избегает негативных оценок, поддерживает и говорит-показывает-подсказывает — как делать правильно. Игроки после бесед и занятий на взаимопонимание и согласованность действий, стараются это не забывать. А при анализе своей и командной игры выделяют, что получилось, а что нет.
Главное достижение: все четыре стороны (четвертая — психолог) слышат друг друга. С тренером договорились, что в тренировку включаются упражнения на взаимопонимание и ребята должны знать, для чего они делают конкретные вещи. А поскольку команда уезжает в спортивный лагерь, мы составили небольшую программу по психологическим факторам командного взаимодействия. Итак, вот она:
«Домашнее задание для команды «…» на июнь 2015 года»
На тренировках.
1. Перед тренировкой назвать задачу на тренировке (одну) — «сегодня работаем над………. .
2. Упражнения на взаимопонимание — в разных сочетаниях (в разных сочетаниях без тренера и с тренером):
— выбрасывание пальцев на одной руке — должно оказаться одинаковое количество;
— повороты на 90 градусов — то же самое.
Хорошо делать после разминки и перед игровыми заданиями.
3. После тренировки всех в круг — разбор работы:
— что получилось, что не очень;
— выделить ребят, кто работал с самоотдачей (ни в коем случае не выделять одних и тех-же);
— предложить задать вопросы и обязательно поддержать: «Хороший вопрос»;
— заканчивать: «Благодарю за работу. Отдыхаем!!!»
На игре — перед, во время, после.
1. Разминку ведет тренер.
2. Всех держать вместе.
3. Не допускать «пустого» времени.
4. Разминка идет спокойно по-деловому, подбадривая ребят — «давай-давай, хорошо, веселее-веселее» и т. д.
5. Перед выходом на поле всей командой с тренером — выбрасывание пальцев (тренер каждый третий раз выбрасывает одно и тоже количество).
6. По ходу игры подсказки по тактике-движению, без оценки как сделано. Поддержка действий команды: «молодцы!, здорово!»
7. После игры поблагодарить за игру. Все в круг, взялись руками и какая-то кричалка одной фразой — пусть ребята сами придумают.
8. На следующий день после игры (ребята сидят в круг и каждый отвечает) — разбор игры — три вопроса:
— довольны-недовольны игрой команды;
— что получилось;
— что не получилось.
Плюсов и минусов должно быть одинаково.
У тренера и игроков уже есть небольшой опыт подобной работы.
Уверен: такая работа бесполезной не будет. Она позволит лучше понимать тренеру спортсменов, а игрокам понимать тренера и партнеров.
Владимир, расскажите, пожалуйста, в следующих статьях про восстановление после травмы и боязнь рецидива.
Всю свою жизнь в спорте. И как болельщик, и как непосредственный участник. Теперь вот мой сын уже год занимается хоккеем. Читая Ваши материалы, невольно проецирую полученные сведения на свои прошлые ситуации в спорте, на нынешние ситуации сына. Делаю некоторые выводы. Теперь уверен, что буду больше контролировать себя и свои эмоции. Постараюсь донести и до сына.
Продолжайте!
Спасибо и успехов!!!
Так вот, я совсем не уверен, что на таком уровне, при внятной системе есть смысл обязательно сплачивать команду изнутри. Много говорилось о непростых отношениях в «Динамо» (Киев) 70-80 годов, но люди забывали о своих обидах выходя на поле и выигрывали раз за разом очень сильный, как мы сейчас понимаем, чемпионат СССР.
Еще очень рад за Луиса Энрике – думал, что Месси и К по осени съедят его. Выстоял – молодец! Европа может получить еще одного грамотного коуча.
Не знаю на что Вы спорили, но «Барселона» это целая индустрия и упасть им просто не дадут.
П.С. Что же Вы ни слова о России-Беларусь? Первые примерно 30 минут вернули меня в хиддинговские времена нашей сборной)))