6 мин.

«Воины клавиатуры оскорбляют в твиттере, а потом подходят за автографом». Рио Фердинанд ушел из футбола

Роман Мун – об одном из лучших защитников в истории АПЛ, который на днях завершил карьеру.

Алексу Фергюсону не нравилось, что Рио Фердинанд тратит много времени и сил на то, что не относится к футболу. Приемы, телепередачи, ресторанный бизнес, собственный журнал, твиттер, в который Рио, кажется, писал прямо во время матчей, интервью с рэперами, ради которых футболист летал в США. «МЮ» пришлось договориться с Фердинандом, что его агент будет докладывать клубу обо всех мероприятиях, в которых участвует Рио.

Фергюсон, однако, понимал, что дело не в том, что его лучшему центральному защитнику хочется веселья. «Рио всегда готовился к жизни, которая ждет его после футбола, – говорит тренер в автобиографии. – Когда-то я поступал так же. Правда, не встречаясь при этом с Пи Дидди». В своей книге «#2Sides» Рио подтверждает: он не хотел остаться без дела, когда закончит играть. В первой главе автобиографии он благодарит жену (Ребекка Фердинанд скончалась от рака через восемь месяцев после выхода книги), детей, родителей, братьев и сестер, Фергюсона, Харри Реднаппа, партнеров, болельщиков. А еще он благодарит своих агентов и советников – людей, которые помогли ему «подготовиться к жизни после футбола».

Глядя на игру молодого Фердинанда, сложно было заподозрить в нем человека, который планирует на годы вперед. Зритель видел сильного, скоростного, техничного, но в первую очередь – чрезвычайно уверенного в себе футболиста. Временами даже слишком: в начале карьеры Рио часто терял концентрацию прямо во время матчей. «Я сказал ему: «Ты здоровенный раздолбай». Он ответил: «Ничего не могу с этим поделать», – вспоминает разговор с Фердинандом Алекс Фергюсон.

В детстве Рио восхищался Марадоной, Райкардом, Гаскойном и надеялся стать тем, кто ведет игру, а не разрушает. Он начинал как центральный полузащитник, а дебютировал в защите, потому что «Вест Хэму» в тот день не хватало здоровых футболистов. Даже став профессионалом и добравшись до сборной, он все еще мечтал атаковать, а не обороняться. «Если моя команда проигрывала, а я сделал на поле что-то особенное, я не расстраивался, – вспоминает Рио. – Шел домой, смотрел с друзьями Match of the Day, и говорил: «Видел, как я его?». Я гордился тем, что красиво сыграл, скажем, против Ширера, и не думал о том, что он, вообще-то, забил нам гол». Играя за «Вест Хэм», он веселился в лондонских ночных клубах до провалов в памяти. Уйти в провинциальный «Лидс» он решил во многом потому, что хотел жить там, где нет клубной жизни.

Как Рио пришел к успеху с таким отношением к своему делу? «Талант, чистый талант. С самого начала было понятно, что парень очень талантлив», – объясняет Тони Карр, бывший директор академии «Вест Хэма». На ЧМ-2002 Англия вылетела в четвертьфинале, но игра 23-летнего Фердинанда вызвала в стране одни восторги. Про него говорили, что он больше, чем просто защитник. Про него говорили, что он может стать не просто лучшим центральным защитником планеты, а что он новый Беккенабуэр: тот, кто может вести игру из своей штрафной.

Интересно, конечно, как бы сложилась карьера Фердинанда, если бы Фергюсон углубился бы в эксперименты с защитником-созидателем. Во второй половине 2000-х многие предсказывали, что в футбол могут вернуться либеро. Как Маттиас Заммер на Евро-96: игрок, который исправляет ошибки партнеров в защите, выводит мяч в атаку и забивает сам – с игры, не со стандартов.

Может, Фердинанд правда стал бы новым Заммером и сейчас речь бы шла не просто об одном из лучших защитников в истории «МЮ» и премьер-лиги, а о человеке, изменившем представление об амплуа. Более вероятно, что он стал бы вторым Давидом Луизом: бесспорный талант, куча трофеев, место в основе топ-клубов, репутация игрока, на которого нельзя положиться. Времена, опять же, не очень подходящие для того, чтобы стать звездным центральным защитником. Игра становится быстрее, судьи – строже, атакующие футболисты – все менее предсказуемыми. Одна ошибка и над тобой смеется весь мир. Спросите Луиза или Боатенга.

Он стал проще и эффективнее. Игорь Порошин сокрушался в своей конференции, что Англия «сделала из танцовщика воина» (кстати, Фердинанд в детстве правда занимался балетом), но простые смертные, кажется, остались довольны: когда «МЮ» выигрывал московский финал ЛЧ, Фердинанда называли лучшим защитником Европы и вторым по важности игроком команды (после Роналду).

Терри, Компани, Каррагер, Кинг – почти любой важный центральный защитник в АПЛ около 30 страдает от травм. То же случилось и с Фердинандом. Как и Терри, он сумел изменить свою игру, чтобы оставаться полезным даже потеряв в скорости. Вторую половину сезона 2012-13 и весь следующий он снова был одним из лучших защитников чемпионата. Потом в «МЮ» пришел Дэвид Мойес, потом была сложная история с картофелем-фри, потом был год в «КПР», где Рио был совсем не похож на игрока, которого называли сильнейшим центральным защитником мира.

30 мая, через несколько дней после истечения его контракта с «КПР», Рио Фердинанд объявил, что уходит из футбола.

Майк Тайсон, Пол Гаскойн, даже, в общем-то, Марадона – спортсмены, которыми Фердинанд восхищался, когда был ребенком, с большим трудом вписались в обычную жизнь. Вместо славы и денег пришли депрессия и пустота, которую многие заполняли алкоголем и сомнительными знакомствами. Рио подчеркивает, что годами готовился к уходу из футбола (у него есть благотворительная организация, работа в медиа, ресторан, музыкальный лейбл, линия одежды и много чего еще), но его все равно беспокоит то, как другие игроки теряются, оказавшись вне спорта.

«Многие футболисты не готовы к обычной жизни. – объясняет Рио. – Им начинает казаться, что они бесполезны, что они ничего не умеют, кроме как играть в футбол, что у них нет нужных навыков, чтобы справляться с проблемами. А ведь у них впереди целая жизнь».

Он говорит, что проблема еще и в том, что с футболистами возятся как с детьми. За ними постоянно следят, им всегда дают четкие и подробные инструкции – на поле и вне поля. Считается, что это необходимо для того, чтобы они могли сконцентрироваться на игре. Некоторые привыкают к тому, что за них все решают другие, потом им сложно жить самостоятельно.

Конечно, не всем нравится слушать о проблемах миллионеров. В Англии, как и в России, полно людей, которые считают, что футболисты зарабатывают неприлично много и не имеют права на что-то жаловаться. Еще есть люди, которые считают, что ролевая модель из Фердинанда так себе и припоминают ему пропущенный допинг-тест, связи с «Челси», вождение в нетрезвом виде и и штраф за мизогинистический твит.

Но даже те, кто не уважает его мнение, вынуждены обращать на него внимание. Твиттер Фердинанда – вполне себе медиа: у него 6,2 миллиона подписчиков, почти в два раза больше, чем у твиттера The Guardian, почти в десять раз больше, чем у твиттера The Sun. «Воины клавиатуры постоянно оскорбляют тебя в интернете, а потом первые подходят за автографом или фото», – говорит он. Несколько недель после смерти Ребекки Фердинанд ничего не писал, но сейчас снова комментирует в твиттере все, что происходит в футболе – финал Кубка Англии, уход Блаттера, победу «Барселоны» в ЛЧ.

Фердинанд закончил карьеру с шестью чемпионскими титулами, медалью победителя Лиги чемпионов и многомилионным состоянием. Но кажется, что больше всего он гордится не тем, чего добился в спорте, а тем, что ему не страшно оставить все это в прошлом.

Рио Фердинанд: «Я бы обсудил вариант стать вице-президентом ФИФА от Великобритании»

Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt/Allsport; REUTERS/Darren Staples; globallookpress.com/Imago/Jan Huebner