Сам себе Якин. Режиссёрские приёмы
В центре внимания блога первый иностранный тренер в истории «Спартака», не уволенный по ходу своего первого сезона.

Весенний отрезок чемпионата не сулил Мурату ничего хорошего, а после поражения в дерби на перспективах продолжения сотрудничества со швейцарцем был поставлен жирный крест. И пока «Спартак» официально не объявил новым рулевым Гончаренко, Бердыева, Аленичева?? вспомним и проанализируем, чем запомнился Якин по своей работе в России.
Жёсткая гибкость
Умение гнуть свою линию – необходимое тренеру качество. Но сразу оговоримся – в разумных пределах. Специалист, в арсенале которого присутствует лишь один план на игру, рано или поздно превращается в ремесленника, не способного прогрессировать. Впрочем, не стоит путать узколобость и стиль, который, разумеется, у каждого свой. Грань здесь есть, хотя она и достаточно тонкая.
Мурат Якин пришёл в «Спартак» под знаменем рационального футбола и было очень любопытно посмотреть, получиться ли у швейцарца претворить свои идеи в жизнь. Якин не стеснялся признавать, что выбор плана на игру во многом зависит от конкретного соперника. Таким образом, в этом сезоне мы просто обречены были видеть разный «Спартак». И если не стилистически, то в плане выборе игровых модулей, точно.
Красно-белые пробовали играть и с одним чистым форвардом, и с двумя, и вообще без чистых нападающих. Треугольник из центральных полузащитников располагался как основанием вниз, так и вверх. Постоянные перестроения претерпевала и линия обороны. Поначалу в них была логика: против больших команд «Спартак» играл исключительно в три центральных защитника, но затем стал действовать схожим образом и против команд рангом ниже. Во всём этом уже трудно было уловить подготовку к определённому сопернику. И самое главное – стройности в линиях команде это не прибавляло.

Правда, практически ко всем встречам с лидерами Якину всё-таки удавалось подводить команду в оптимальном состоянии, внося коррективы по тактике и составу, но, имея в арсенале отработанный план на игру, перестраиваться по ходу неудачно складывающегося матча красно-белые так и не научились. Пропуская первым, «Спартак» оказывался если не деморализованным, то явно не готовым к такому повороту событий.
Как итог: из 14 матчей, в которых команда пропускала первой, выигран был лишь 1, в 4 случаях зафиксирована ничья и 9 матчей красно-белые проиграли.
Ротация игроков
Даже после окончательного перехода клуба в режим жёсткой экономики, Якин не прекратил «чистку состава». Мурат методично избавлялся от ненужных ему футболистов, что заставляло думать о возможном стремлении тренера как можно быстрее определиться с основным составом. Однако этого не произошло. Лишь Промес получил максимум игрового времени, начиная каждый из своих матчей с первых минут. Остальные футболисты основной обоймы не могли похвастаться такой же стабильностью. Например, Хурадо мог не появляться на поле целый месяц, а затем выйти сразу в старте, ни с того, ни с того садились на лавку Глушаков или Комбаров. Отправлялся в запас капитан команды Ребров. Подобная участь постигала даже любимчиков вроде Эберта, поэтому вряд ли расценить отправку в запас некоторых игроков как проявление палочной дисциплины и мести.
В сезоне 2014/15 Якин использовал 35 футболистов. Примечательно, что всего дважды на поле выходил один и тот же стартовый состав.
Объясняя причины постоянных перестановок в линии обороны, Якин заявил, что «ни один из защитников его не убедил». Наверное, что-то подобное можно сказать и про представителей средней линии и атаки. Логичный аргумент, но нужно понимать, что в условиях финансовых ограничений, больших покупок ждать не стоит, а стало быть, лучше скорее определятся с теми, кто есть. Вместо этого ещё зимой Якин спокойно говорил о том, что «острой необходимости» в трансферах нет, рассуждал на тему тактических схем и возможности разнообразить игру в атаке с помощью молодёжи…
Конечно, делаем скидку на то, что этот сезон – первый, и издержек, связанных с вхождением тренера в курс дела, тут не избежать. Тем не менее, грань между запасными и основой в сезоне 2014/15 оказалась недостаточно чёткой. Вплоть до последних туров чемпионата в стартовом составе «Спартака» всегда следовало ожидать какой-нибудь сюрприз. Их можно подать под любым соусом – доверие к молодёжи, поиск оптимальных сочетаний, шанс для запасных – но на пользу делу, постоянные шараханья пойти не могли.

Эксперименты
Как оказалось, Якин – не господь Бог, так что поиск оптимального сочетания происходил путем проб и ошибок. И, надо сказать, весьма нестандартных ходов в плане расположения игроков на футбольном поле. Эксперименты, как правило, касались средней линии.
Эберт. Благодаря главному тренеру именно этот парень стал одним из ключевых игроков «Спартака» в этом сезоне. Номинально немец считался фланговым полузащитником, но по тому, какую роль он играл на поле, его смело можно назвать ещё одним опорником. По количеству отборов Эберт уступил лишь Чельстрёму и Глушакову. Жаль вся эта благодать оказалась во вред атакующим действиям. На Патрике обрывались наши атаки.
Жано. Вот у кого был шанс проявить на новой интересной позиции, но увы. Якин попробовал использовать щуплого грузина в роли центрального полузащитника в схеме 3-5-2. Вроде бы игра в опорной зоне подразумевает совсем другой функционал, но по матчам с «Торпедо» и «Динамо» Ананидзе полностью справился с задачей. Казалось бы, тренер нащупал интересный вариант, но… после пары неудачных матчей с «Арсеналом» и «Ростовом» эксперимент был свёрнут.
Глушаков. Когда-то много лет назад Денис подавал надежды как футболист креативный, обладающий нестандартным мышлением, но с возрастом юношеский порыв сошёл на нет, и Глушак сосредоточился на других задачах. К концу своего пребывания в «Локомотиве» он занимался, в основном, разрушением атак соперника. Именно в таком качестве его использовали в первый сезон в «Спартаке». Мурат Якин, то ли действуя по ранее утверждённому плану, то ли просто от безысходности, решил попробовать в роли атакующего хавбека. Результат – провал. Пару мячей забить удалось, атаку усилить – нет. Совсем.
Отдельной строкой необходимо сказать о работе Якина с молодёжью. Она примечательна не столько в плане нестандартного использования игроков, сколько постоянного стремлением рисковать по-крупному. Например, молодой защитник из второй команды Денис Кутин вышел на матч чемпионата против «Локомотива», имея за плечами лишь одну игру в основном составе (со «Сменой»). Несмотря на старание и самоотдачу, борьбу на своем фланге Кутин проиграл, а вместе с ним и «Спартак». Опорник Артём Тимофеев пропустил целый год из-за травм, но именно его тренер перевёл в главную команду и бросал в бой в очень непростых играх – с «Динамо» и «Торпедо». Причём, не под премиальные, а в момент, когда чаша весов вполне могла качнуться и не в нашу пользу. Нельзя не сказать и о Сергее Брызгалове, которого ещё Валерий Карпин пытался превратить в центрального защитника. Попробовал и Якин. Тренеру виднее, но поставить в основе только что восстановившегося от очередной травмы Сергея на матч с ЦСКА – нереальная авантюра. Чем она закончилась, все помнят.
Интеллигентность
Работа в «Спартаке» - проверка на прочность для любого тренера. Испытание, которое, как показывает практика, бывает не под силу даже опытным тренерам, прошедшим проверку топ-чемпионатами. Звучит немного пафосно, но это правда.
Наш великий клуб, с истосковавшимися по большим победам болельщиками, своеобразным руководством и постоянным давлением со стороны общественности, ждущей каждую твою ошибку способен взорвать мозг любому тренеру.

Неизвестно, что творилось у швейцарца в душе, но внешне Якин почти всегда сохранял хладнокровие. Он не повышал тона, был настроен на разговор и принимал любые выпады собеседника спокойно. Такой человек вряд ли станет всерьёз следить за обновлением спортивной периодики и принимать на себя каждую критическую стрелу экс-спартаковцев. Ему не мешали многочисленные упрёки и критика в прессе от журналистов и спартаковских ветеранов. Показательно, как легко и непринуждённо Якин парировал вопрос Тимура Журавеля после матча с «Локомотивом», а затем в совершенно спокойной манере побеседовал с ним же для программы «90 минут».
Гораздо неприятнее услышать критику от руководства и, тем более, собственных игроков. Открытая компания против главного со стороны одного из членов совета директоров, с привлечением грязных приёмчиков из арсенала жёлтой прессы – это уже тяжёлая артиллерия. Здесь недолго и растеряться, потерять нити управления командой. Возможно, Джеван Челоянц на это рассчитывал и своего добился.
Правильность выбранного Якином курса вызывает сомнение, но за то, что до последнего старался не терять лицо и не поддавался на провокации – уважение.
***
Сезоны Якина
Оценивая работу тренера, ориентироваться нужно не только на место, которое занимает команда в итоговой таблице, наличие или отсутствие трофеев, но и на то, насколько успешно специалист трудился в своих прежних клубах. Вообще-то обычно это делается прежде, чем подписываешь с тренером контракт, но и ретроспективный анализ тоже бывает полезен.

Положа руку на сердце, это назначение с самого начала казалось немного авантюрным. Параллели между Якином и Эмери, так популярные среди болельщиков, ни тогда, ни сейчас не выдерживают критики. Возраст – вот то единственное, что объединяет этих специалистов. Унаи приехал в России состоявшимся специалистом и не где-нибудь, а на уровне Ла-Лиги.
Мурат Якин – молодой тренер, не работавший нигде, кроме родной Швейцарии. Несколько наивно было ожидать от него серьёзных успехов в новом чемпионате. Особенно, в российском, и особенно в «Спартаке» – клубе специфическом во всех отношениях.
Ещё о нем:











Вот после этой фразы перестал читать, Якин просто дал другим ребятам поиграть в конце чемпионата, причем тут ротация?
А то что он в конце сезона дал поиграть всем ребятам молодым только благодарить его надо. Неизвестно еще когда придет новый тренер, будь то Аленичев или Бердыев дадут ли им столько играть?
Состав менялся на протяжении всего сезона, а не только в концовке, - это и есть ротация. Тоже самое касается и тактических схем.
Комбаров пропустил 1 в начале-середине и последнюю
Спасибо за текст.
И за последние два абзаца отдельное спасибо. Сравнения с Эмери уже крайне надоели. А люди даже не могут толком объяснить, почему сравнивают этих двух тренеров.
А что там кроме этого бреда? Довольно мало какой-то иной информации.