ЦСКА | В погоне за будущим
В соответствии с классическим трюизмом насчет полос – белых и черных, апрельский кризис в игре армейцев сменился майским подъемом, а уныние и упадок – осторожным оптимизмом.
Нет, в составе не появилось ни нового Пеле, ни даже Вагнера, не сказал бы, что случилось какое-то чудо в организации игры – просто в какой-то момент все, что делалось чуть хуже, стало делаться чуть лучше, и этого оказалось достаточно, чтобы заколачивать не меньше трех мячей в каждом матче. И вот эта серия возродила надежду на попадание на второе лигочемпионское место, которое, в свою очередь, есть некое обещание светлого будущего.
В этом плане встреча с Рубином была едва ли не ключевой, хотя бы потому, что соперник занимал наиболее высокое место в таблице среди наших последних конкурентов. Справиться с ним оказалось потруднее, чем с предыдущим, но по трезвом размышлении – не слишком. Больше времени заняло изматывание противника и убеждение его в том, что никаких контраргументов у него нет. Действительно, по движению армейцы казанцев превосходили значительно, прихватывали их еще у их собственной штрафной, неоднократно подбирали отскоки, но до поры не могли нанести внятного удара по воротам – все шли либо выше, как у Вернблума, либо прямо в руки Рыжикову, как у Тошича и Дзагоева.
Все же именно тактика высокого прессинга принесла успех: после трехкратного (!) повторного отбора мяча на половине казанцев им овладел Тошич и каллиграфическим ударом по крутой дуге в дальний нижний угол уложил в ворота. Рыжиков летел красиво, но впустую. Так армейцы получили свою любимую позицию – лидера в счете. Шансов утратить ее было во втором тайме с натяжкой два, особенно — когда казанцы угодили после подбора в штангу. Это уже, однако, случилось после того, как армейцы счет удвоили, тем самым практически решив судьбу игры. Сделали они это способом, который мне наиболее мил – быстрой четкой комбинацией с участием трех игроков. Комбинацию начал Тошич пасом на Еременко, тот продолжил атаку передачей на Дзагоева, а Алан, стоя спиной к воротам чуть откатил назад под удар подоспевшему Тошичу. Удар по встречному мячу, когда он хорошо ложится на ногу, получается особенно сильным, а тут он был еще и точным. Все было сделано быстро, безошибочно и в такт, такие голы своей мыслью и слаженностью для меня куда ценнее, чем самый красивый и фантастический удар. Хотя… от хорошего удара тоже не стоит отказываться.
Интригу прикончил замечательный пас Фернандеса на свободное место на Еременко, который имел возможность спокойно пройти вперед, прицелиться и обидно для Рыжикова – под ногой – покатить в ворота. Ничего в ответ казанцы не смогли предъявить, даже когда Слуцкий попрятал висящих на трех карточках Еременко, Фернандеса и болтливого Вернблума. В свою очередь и наши вышедшие резервисты ничем запоминающимся не отметились. Кстати, наш ГТШ несколько легкомысленно, как мне кажется, отозвался об эскападах Понтуса, де, это такая темпераментная натура, и без взрывообразных проявлений не был бы так эффективен. Не буду спорить насчет психофизиологических особенностей нашего берсеркиерствующего викинга, а вот по поводу его манер и эффективности замечу, что устойчивая тенденция у Вернблума лупить соперников сзади по ногам, а в свалке не упускать возможности наступить неприятелю ногой на физиономию или ткнуть локтем, куда придется, лично мне не нравится и, думаю, рано или поздно снова (как в последне ЛЧ) приведет к крупным неприятностям и для викинга, и для команды.
После череды неудач команда снова, в который раз, сумела взять себя в руки, восстановить настроение и кураж, чего и на этот раз оказалось достаточно для положительного результата. Так или иначе, локальная цель была достигнута – с Краснодаром перед финишем сравнялись. Теперь предстояло последнее испытание, провалить которое было бы особенно обидно после всех нестроений, сверхусилий и подвигов. И можно было не сомневаться, что Ростов будет царапаться, как девушка, которая вот-вот попадет в беду… Собственно, «она» туда уже попала, но имела некоторые основания рассчитывать обойтись без катастрофических последствий.
Развитие сюжета в Ростове поначалу сильно смахивало на рубиновский сценарий: давление армейцев, высокий прессинг, немногочисленные возможности, среди которых выделяется промах Дзагоева мимо пустого угла. Еще подумал, как бы нам такое расточительство не аукнулось – при том столпотворении, которое устроил Ростов в своей штрафной на большое количество шансов рассчитывать не приходилось. К сожалению, страхи материализовались, когда, не в первый уже и не во второй раз, Вася и Сергей не разобрались, кому следить за вражеским форвардом и дали просочиться сквозь себя Бухарову, а потом Игнашевич еще и опрокинул ростовчанина, хотя не уверен, что это было так уж необходимо. Гол с пенальти и нервозность фактически не давшая создать во втором тайме ни одного по-настоящему опасного момента…
Все, в конце концов, кончилось хорошо, и Ростов получил очечко, обеспечившее ему переходные игры, не очень-то стремившийся в Лигу Чемпионов Краснодар ее благополучно миновал, а мы, очень туда стремившиеся, зацепились за подножку последнего вагона уходящего поезда. Что ж, будем теперь болеть и надеяться дальше…
Хмм… болеть будем – само собой, мы же болельщики. А на что, собственно, надеяться так, чтобы это не было совсем уж верой в сказку? Да, место в Лиге Чемпионов (правда, не прямое, а с отбором, но, учитывая наш приличный рейтинг, небезнадежным) – это конкретные доходы, ориентировочно в 3 – 4 раза большие, чем в Лиге Европы, даже если не удастся продвинуться дальше группового турнира. В нынешней экономической ситуации это, по-видимому, ЧРЕЗВЫЧАЙНО существенный элемент финансирования и планирования дальнейшего развития. До такой степени, что Евгений Леннорович Гинер посчитал возможным заявить в качестве цели существования своего собственного, клуба и команды – выигрыш Лиги Чемпионов. Надо понимать, эта перспективная задача должны быть решена еще при жизни нынешнего поколения болельщиков, иначе не стоило ее ставить, не рискуя прослыть пустозвоном, чего Гинером, вроде как, прежде всячески избегал.
Реальная ситуация в клубе включает следующие принципиальные элементы, которые, на мой взгляд, определяют вектор и возможности его развития на обозримое (все укорачивающееся в моем возрасте) будущее. Во-первых, правовой и реальный статус клуба как частной собственности группы физических и юридических лиц, непосредственно не связанных с государством. Это, в свою очередь, по определению означает конечность доступных финансовых ресурсов, в отличие от, скажем, Зенита, где они спокойно могут быть приняты бесконечными. Финансовый fair-play, который навязывает российскому футбольному истеблишменту УЕФА, является досадным препятствием, который, я полагаю, наши мастера крючкотворства сумеют объехать на какой-нибудь кривой козе, хотя, не исключено, что от самых наглых и бессовестных бесчинств газовым мафиози придется удержаться.
Во-вторых, сколько бы ни длилась бесконечная и в какой-то степени беспримерная карьера костяка нашей команды – Игнашевича и Братьев – конец ей, к сожалению, придет – Сергею без копеек 36, Братьям – на два года меньше. Дай им бог здоровья, но не озаботиться всерьез их заменой – абсолютно недальновидно и недопустимо для серьезного клуба. Чернов, которого пробовали в межсезонье и который, в принципе демонстрировал некоторые способности, нынче нерегулярно играет за молодежку и так и не получил практики в основе, что чревато его деградацией в самом ближайшем будущем. Критический срок за дубль – два года – он уже отыграл, в основу не проходит, а в аренду не собирается – говорит «не мой путь». Боюсь, что мальчик попал таким образом в цугцванг, когда «нет хороших ходов». Приглашение его и Головина в сборную выглядит, как бы помягче, не совсем адекватным. Это – либо декларация Капелло о полнейшей пустоте закромов Родины по части центральных защитников, либо какой-то изощрённый стёб над РФС, который, воленс-ноленс, платит ему сумасшедшее жалованье за не очень впечатляющие достижения.
Вообще, в порядке отступления, нынешняя молодежка производит самое удручающее впечатление: совершенно отсутствуют юноши, в которых заметная «искра божия» — какой-то необычный нерядовой талант, вполне такая калиброванная посредственность. Куда-то исчез самый способный из предыдущей волны – Макаров, которого привлекали к тренировкам с основой, а потом отцепили с не очень убедительной и ничего не объясняющей формулировкой «не имеет шансов» — при нашем-то малолюдье! Потом мальчик вообще исчез – сначала что-то в клубе произносили про ангину, а теперь не говорят и этого, хотя портрет его и остается в галерее дублеров.
В обстановке посредственности и бесперспективности, такое впечатление, что и способный вратарь Помазун начал стремительно деградировать – матч за матчем он допускает совершенно даже не детские, а глупые ошибки, хотя, вроде бы, ни реакция, ни выучка у него никуда не девались. Не берусь судить о способностях более молодых Овчинникова и Кырнаца, но этого парня, по-моему, нужно срочно пристраивать куда-то в аренду, иначе просто загубим способного вратаря. Я бы сказал, что в молодежке есть еще и подававший надежды Георгиевский, но травма и не слишком впечатляющая антропометрия плюс публично упоминаемая тренерским штабом дублеров лень молодого человека не дают оснований для серьезного раздумья на эту тему.
Итак, возвращаясь к общим проблемам клуба, следует констатировать, что несмотря на немаленькие расходы на школу и молодежную команду, на сегодня никого, реально способного влиться в основной состав, там нет. У меня в этой связи вопрос: очевидные слабая игра и результаты дубля не должны ли были заставить руководство принять радикальные меры – да, год получился в школе неудачный, но стоит ли тратить время и ограниченные деньги на тех, кто заведомо команде не пригодится? Не стоит ли проявить здесь побольше жёсткости и чёткости – профессиональный футбольный клуб – не благотворительная организация, по крайней мере, в том, что касается собственно футбола. Вот сегодня не пожалел времени и посмотрел матчи команд школы 98-го и 99-го годов. Да, обе победили «Чертаново», с которым в последние годы играть становится все трудней и трудней, а их школа неуклонно выдвигается на передовые позиции в Москве. Однако, и там – среди 16-ти – 17-ти летних – не видно не то, что ярких индивидуальностей, а просто ребят с качественной, видной сразу технической оснащённостью. Да, Федя Чалов – наш непременный бомбардир, начиная с самых младших мальчиков, опять забил и был активен, но – это, скорее, игрок «от энергии», «от духовитости», а не от техники и стратегического таланта. Конечно, уж право-то попробоваться в дубле он заслужил, но никаких гарантий успеха пока не видно и у него.
Исходя из изложенного, становится ясно, что проблема победы в Лиге Чемпионов может быть решена только: а) радикальным улучшением качества продукции школы (что-то я, э-э-э, сомневаюсь…) или б) приобретением группы игроков, радикально превосходящих по качеству тех, кого приобретали в последние годы. Конкретно, ближайшие трансферные цели, с моей точки зрения, охватывают, как минимум, позиции центрбека, центрфорварда и опорного полузащитника. То есть, прежде чем получать дивиденды от попадания в ЛЧ, сначала требуется основательно потратиться, что возвращает нас в исходную точку решения задачи, к тому ее условию, где говорится, что денег нет.
Кстати, об опорниках, а именно Понтусе, который уже поминался парой страниц выше. В который раз, швед нас выручил, за что ему огромное спасибо от болельщиков, менеджмента и владельца команды. Можно не сомневаться, что в переговорах о переподписании контракта у Вернблума появился неубиенный козырь. Тем более, что своевольный хавбек проявил в очередной раз свою независимость и предупредил, что в плане продолжения отношений с клубом ничего не обещает. В принципе, это вполне понятный легкий шантаж, которым, будем надеяться все и ограничится – руководство понимает, что игрок верной службой заработал повышение зарплаты, а игрок – что хрен где в Европе ему станут столько платить, да еще закрывать глаза не некоторые художества. Было бы правильно сделать все, чтобы оставить неукротимого Понтуса в команде, повысить ему в разумных пределах оплату, но взамен потребовать включать голову, не когда он играет жестко, а когда провоцирует погромы. А за гол – еще раз спасибо, тем более, что забит он был классно, и я не согласен с теми, кто обвиняет Плетикосу – нет для вратаря ничего сложнее, чем удар головой – с непредсказуемой траекторией – да еще направленный в землю с непредсказуемым отскоком. Именно точку и высоту отскока от земли Стипе и не смог рассчитать, да и кто бы смог – при ударе с такого небольшого расстояния…
Хотелось бы отметить, что данный конкретный успех Вернблума и команды – результат мудрого решения Слуцкого о выдвижении Понтуса в атаку, которое слышал весь стадион и вся страна по телетрансляции. Те, кто высказываются в том смысле, что все достижения команды обусловлены мужеством и героизмом игроков, а «Леня» тут не при чем, могут прочно прикрыть ротовые отверстия, по крайней мере, до следующего чемпионата. К вопросу о затратах – вот на приглашении тренера в это межсезонье можно сэкономить, хотя было бы честно подбросить ЛВС зарплату. Добиваться таких, объективно, высоких на национальном уровне результатов с такими ограниченными возможностями вряд ли по силам кому-либо другому из действующих в чемпионате России тренеров. Позволю себе заметить, что по сравнению со своим предшественником по длительной работе в клубе – Газзаевым, Слуцкий, по моему глубокому убеждению, всегда располагал меньшим набором менее ярких исполнителей, а удельная продуктивность их оказывается вполне сравнимой. У Леонида Викторовича никогда не было возможности выбирать – каких двух нападающих поставить из имеющихся Вагнера, Олича и Жо. Ему даже на один сезон не достался Карвалью, а он все-таки сделал команду, которая дважды подряд была чемпионом, а когда из состава забрали последнего классного форварда – Думбию, все же выкарабкался с оставшимися на лигочемпионское место. Когда-то я написал текст «В глубь века» о тренерах ЦСКА, приводивших команду к чемпионству и теперь настала пора дополнить текст еще одним параграфом, поскольку Слуцкий доказал свое право стоять в одном ряду с Аркадьевым, Николаевым, Садыриным и Газзаевым. Что и обязуюсь сделать в обозримом будущим.
Будущим, в погоню за которым снова устремится наша команда уже через три недели. Хочется, чтобы оно снова было счастливым. Всего полгода – 9 месяцев отделяют нас от окончания строительства стадиона (что само по себе – немаленькое счастье), и, может быть, когда Евгению Ленноровичу не придется больше работать в многозадачном режиме (сам терпеть не могу делать два дела сразу), он сумеет изобрести новый способ извлечения трудовых доходов и массового приобретения новых Вагнеров и Жо, чего я ему от души желаю. Более реалистичный сценарий — это прилет инопланетян…
Источник | Автор текста: YBS