Понтус Вернблум | Добытчик, ломовик, чуть-чуть художник
Его гол, забитый перед самым финальным свистком, стал главным событием минувшей субботы в премьер-лиге. Подводя итоги 30-го тура чемпионата России, представляем шведского полузащитника ЦСКА, который принёс своей команде место в Лиге чемпионов.
Сейчас занятно вспоминать, что изначально Вернблум был для ЦСКА лишь средством получения Эльма. Чем-то вроде наживки. Если бы Леонид Слуцкий не запал на Расмуса, то и Понтуса, главное предназначение которого заключалось в том, чтобы правильно повлиять на друга, клуб едва ли стал бы подписывать. Потом Эльм принёс, конечно, красно-синим немало пользы: голами, передачами, игровым объёмом, — но Вернблум… Его место в армейской жизни четырёх последних лет едва ли возможно объяснить лаконичным языком статистики.
Его ведь брали в Москву чернорабочим, носильщиком рояля. Да он и сам при знакомстве представился без всяких претензий: мол, просто чистильщик. Но в первом же матче забил. «Реалу». На последней минуте. И вырвал для ЦСКА ничью.
Аналогия только что прошедшего матча в Ростове с тем самым, дебютным, слишком очевидна, чтобы её не заметить. Тем более что оба случая имеют прямое отношение к Лиге чемпионов, которая в системе координат Евгения Гинера является не только престижным турниром, но и доходной статьёй. Двумя этими ударами, тогдашним лужниковским и теперешним ростовским, Вернблум наверняка с лихвой компенсировал все расходы клуба на собственный трансфер и пятилетний пансион.
А ведь это не все такого рода удары в армейской жизни Понтуса. Вспомним первый из двух последних золотых походов ЦСКА. Тот сезон-2012/13 команда начала неважно, пару раз проиграла, а на первое место по-хорошему вышла только после 13-го тура, после победы в Грозном. Хозяева в том матче вели, но гости сравняли счёт, а на 88-й минуте забили победный гол. Сделал это Вернблум. А в следующем туре, против «Локо», швед ещё раз принёс своей команде три очка: решающий удар состоялся на 92-й минуте.
Кто способен назвать стоимость тех мячей? Кто способен оценить их влияние на моральный тонус команды, на степень её уверенности? В каких единицах всё это измеряется, на каких весах взвешивается?
Понтус, конечно, попал в свою команду. Армейский дух, и без того неслабый, с ним стал ещё крепче. В такой компании силой характера никого не удивишь, но Вернблуму, как свидетельствовал Леонид Слуцкий, это удавалось: тренер не раз называл шведа одной из ментальных опор своего коллектива.
А в этом сезоне Вернблум и в игровом смысле стал фигурой практически незаменимой. Дело в том, что в средней линии ЦСКА нынче собралось как никогда много пианистов, а носильщик он на всех остался единственный. И стоило ему по какой-то причине не выйти на работу, что, например, случалось осенью в Лиге чемпионов, как армейский оркестр вдруг сразу начинал фальшивить. Может, от перегрузок, нервных и физических, он нынче и лютовал сверх меры? Тринадцать жёлтых карточек — его персональный сезонный рекорд в России.
В то же время и духовным лидером Понтус быть не переставал. Показательно, что на первый план он выходил в пиковые моменты соперничества с «Краснодаром» — главным конкурентом ЦСКА в текущем сезоне. Когда штатные армейские пианисты ничего не могли, он бросал на минутку свою лямку и исполнял соло. Так, в очной встрече второго круга забил гол, который мог стать, и уже почти стал, победным.
Но «Краснодар» тогда в самый последний момент спасся. Тем своим голом за пару минут до финального свистка, а также одним неожиданно колючим приёмом в исполнении Рикардо Лаборде, который состоялся следом, соперник Понтуса донельзя расстроил. Швед сильно переживал. Не исключено, что и затаил. А вот теперь поквитался. Пусть заочно, но «быки», конечно же, почувствовали.
Вот такой он, Понтус Вернблум. С хорошей памятью и чувством долга. Добытчик. Работяга. Ломовик. В нечастые минуты откровения чуть-чуть художник. В общем, здоровый, полноценный мужик.
А футбол — игра мужская.