Леонтьев: «Все понимают, какова цена матча в Санкт-Петербурге»
Полузащитник «Спартака-2» Игорь Леонтьев в системе клуба с 13 лет, когда начал заниматься в Академии. На его счету уже два серебра и золото в составе молодежной команды, а вскоре коллекцию наград может пополнить медаль первенства второго дивизиона в составе второй команды. В интервью пресс-службе клуба футболист вспоминает о том, как стал чемпионом дубль красно-белых, и о своем чудо-голе в ворота «Тамбова», а также делится ожиданиями от концовки сезона во втором дивизионе.
— Вы родились в Ростове-на-Дону. Там и начали заниматься футболом?
— Да, сначала в школе «Ростова», а потом в команде под названием «Квадра»: она тогда только появилась. Когда играл за нее, поехал на турнир ПФЛ, проходивший в городе Волжский; после него меня и еще двоих ребят пригласили на просмотр в «Спартак». Я прошел два сбора и остался в команде.
— А другие двое?
— Одного почти сразу домой отправили, второго попозже. Остался в итоге я один.
— С чего вообще началось ваше увлечение футболом?
— Мой папа был футболистом, играл даже за ростовский СКА, хотя и не на высшем уровне. Он-то меня в футбол и отдал. Хотя я и сам еще в садике начал играть во дворе. Получилось, что мы с отцом оба хотели одного и того же. Постепенно футбол занимал у меня все больше времени, а после приглашения в «Спартак» уже начал всерьез задумываться о том, что смогу заниматься им профессионально.
— Кроме отца, в семье никто со спортом не связан?
— У меня вся семья спортивная! Мама — мастер спорта по гандболу, выступала в высшей лиге, а бабушка в баскетбол играла.
— Получается, у вас шансов остаться в стороне от спорта не было…
— Получается, так. Семья к этому располагала.
— Мысли о том, что попали в «Спартак», голову не кружили?
— Нет. Это было здорово; думаю, мне очень повезло. Но такого чтобы прямо голову вскружило, не было. Дома, конечно, все тоже очень рады были — родные, друзья. Друзья потом часто просили привезти майку того или иного игрока.
— Дома теперь в героях числитесь?
— Нет, конечно! (Смеется.) Никакого особенного отношения. Разве что когда в отпуске выхожу поиграть с друзьями во дворе, подшучивают, мол, спартаковский пришел, сейчас мы тебе покажем, как играть надо! Тяжело бывает, честно говоря, когда всей толпой за дело берутся.
— Играть за спартаковский дубль вы начали в 2011-м.
— Да. Но годом раньше уже тренировался с ним. Тренером тогда был Дмитрий Иванович Гунько — очень хороший тренер, многое мне дал. Хорошее было время…
— Тогда в заявку вас внесли под номером 52. С тех пор вы его не меняли. Этот номер что-то значит для вас?
— Нет. Просто я такой человек, не люблю часто что-то менять. Тогда этот номер мне достался случайно, а теперь нравится, всегда его выбираю. Тем более что главное ― как ты играешь, а не какой номер у тебя на спине. В «Ростове» вот у меня был 10-й, а в спартаковской академии играл под 20-м.
— А вы вообще суеверны? Есть у вас какие-то ритуалы, связанные с матчами?
— Если честно, да. Наверное, даже слишком. (Улыбается.) Например, если что-то взял с собой на матч и мы выиграли, а в следующий раз я это забуду, то буду переживать, что что-то пойдет не так.
— Ваш дебют в дубле «Спартака» состоялся в мае 2011-го, в матче против «Амкара».
— Да. Мы тогда выиграли 3:0 дома, меня выпустили минут на 15. Несмотря на то что вышел ненадолго, тогда я, наверное, первый и последний раз выходил на поле с трясущимися коленками. Хотя старался, конечно, как-то поспокойнее быть.
— А когда впервые вызвали в сборную, мандража не было?
— Это было в последний год в Академии. Помню, волновался на первых тренировках тоже сильно. Хотя больше всего запомнилось участие в турнире Гранаткина: нас очень поддерживали, было много болельщиков. Жаль только, выступление не получилось, мы стали только четвертыми.
— Два года при вашем участии дублеры завоевывали серебро, а в сезоне-2012/13 стали победителями молодежного первенства. Вы в тот сезон, кстати, начали забивать…
— Если честно, не помню даже.
— Обычно те, кто забивает редко, помнят каждый гол.
— Как-то не концентрируюсь на этом. Главное ― чтобы команда выигрывала.
— Но момент, когда стали чемпионами-то, наверняка помните?
— Такие моменты не забываются, конечно. Нас, несколько человек, тогда вызвали в сборную на отборочный этап Евро, проходивший в Краснодаре, и чемпионский матч против «Краснодара» пришлось смотреть с трибуны. Но когда наши выиграли 5:4, мы рванули на поле ― радоваться вместе с ребятами. Конечно, хотелось бы тоже сыграть, но главное, что все хорошо закончилось.
— Душ из шампанского был?
— Был, но мы шампанским только поливались. Хорошо, что не дома играли: кому-то потом раздевалку отмывать пришлось!
— Каким вышел первый сезон в составе «Спартака-2»?
— Довольно тяжелым. На адаптацию нам понадобилось примерно полсезона, более или менее стабильно играть мы начали уже только после перерыва, наверное. А первое время было очень сложно, уровень все-таки совсем другой, игроки во второй лиге есть очень опытные. Да и поблажек нам никто не делал: на «Спартак» все настраивались очень серьезно, как и на все спартаковские команды. Так что действовали против нас довольно жестко и агрессивно, после каждого матча были небольшие травмы и шишки.
— А какой матч оказался самым тяжелым?
— Обе игры с саратовским «Соколом»: сначала мы проиграли 0:3 на выезде, а потом с таким же счетом дома, да еще и получили два удаления. Во втором матче, видимо, перегорели, стали играть не в свой футбол, бить по ногам... Перенастроились — бывает такое.
— Удалось ли добиться подобного эффекта какому-либо сопернику в этом сезоне?
— Разве что, возможно, «Химкам» в матче первого круга. Вообще достойных соперников много: «Химки» понравились, «Сатурн», «Зенит-2», владимирское «Торпедо»… «Строгино» — довольно боевая команда. Теперь мы уже адаптировались ко взрослому футболу, поняли, какие задачи перед нами стоят, как играть: противодействуя опытным соперникам, прибавляешь и сам.
— Матч с «Химками» был самым тяжелым?
— Нет. Скорее с «Зенитом-2» в первом круге. Мы тогда оставили на поле все силы: я потом заснуть не мог, всю ночь просто лежал в кровати.
— Сложно ли проводить сезон в статусе лидера? Все-таки планку приходится держать, да и соперники настраиваются иначе.
— Мы понимаем, что играем за «Спартак», за великий клуб. И, конечно, каждый соперник настраивается на нас, даже если у него нет серьезных турнирных задач. Но мы к такому отношению привыкли еще со школы, это не давит.
— Минувшей зимой вы продлили контракт с клубом. Видите себя пока только в «Спартаке»?
— Конечно. Больше никуда не хочется. Я в «Спартаке» уже довольно долго, и хочется продолжать играть именно за этот клуб.
— Вы сейчас стабильно выходите в стартовом составе, играете в центре полузащиты. Это ваша любимая позиция?
— Поначалу в школе я вообще играл левого полузащитника, потому что в команде играли в основном правоногие игроки, а у меня была рабочая левая. Потом постепенно переместился в центр поля, даже последнего защитника одно время играл. Но затем остался в центре, сейчас вот играю ближе к обороне — уже привык. Хотя могу, мне кажется, и ближе к атаке сыграть, если потребуется.
— Несмотря на позицию в опорной зоне, вас нередко можно видеть неподалеку от штрафной соперника. Евгений Александрович Бушманов вас в этом не ограничивает?
— Просит, чтобы один из опорников всегда оставался, а второй может подключаться, если есть необходимость.
— И вы такими возможностями пользуетесь не только чтобы раздавать передачи. В прошлом сезоне за «Спартак-2» вы забили три гола, а в этом пока один.
— Три в прошлом? Не помню даже.
— Скромничаете опять? Забили по голу в двух матчах против «Металлурга» из Выксы и еще один, гол-красавец, в ворота «Тамбова».
— «Металлургу» помню, а «Тамбову» нет…
— Серьезно? Вы же забили прямым ударом с углового! Такие не у всех даже раз за карьеру случаются!
— О, точно, теперь вспомнил! Удивлен был тогда, что мяч залетел в ворота. Курьезный гол, можно сказать: это все-таки больше случайность и ошибка вратаря.
— Когда-то еще такие получались?
— Один раз, на первом моем турнире за Академию «Спартак». Проходил он, кажется, в Новороссийске. Так получилось, что я подавал, а вышел «сухой лист», как это называют.
— Еще вы недавно отличились в матче в Коломне. Этот гол тоже не выделите?
— Нет, пожалуй. После моего удара мяч срикошетил от одного из игроков «Коломны» и только потом угодил в «девятку», хотя на видео этого незаметно. Так что я этот гол каким-то красивым не считаю.
— Особенно вы ему и не радовались.
— Конечно, было приятно, что получилось забить, но больше думал о том, что мы сделали дело, ради которого приехали, — победили.
— А как человек, который редко забивает, никогда не хотели как-то по-особенному это отметить на поле? Кому-то партнеры бутсы чистят, кто-то танцует…
— Как-то даже в голову не приходило. Просто стараюсь думать, что мой папа, которого уже нет, все эти голы видит, и посвящаю их ему.
— Что голы свои вы не считаете, уже понятно. Но, может быть, хотя бы к голевым передачам отношение более трепетное?
— Так вышло, что мне приятнее сделать передачу, чем забить: так всегда было, еще со школы я никогда не жадничал.
— Какая голевая передача для вас особенно памятна?
— Еще в школе мы играли против ЦСКА, и матч был, можно сказать, за первое место. Толик Зыков отдал мяч мне, а я одним касанием переправил его на Артёма Федчука — он вышел один на один и забил. Тот матч мы в итоге выиграли.
— Очень уж правильный образ получается: скромный, играете на команду, о своих успехах не думаете совсем…
— Может, это я для интервью так стараюсь! (Смеется.)
— Сезон близок к завершению. 24 мая «Спартаку-2» предстоит, возможно, самый важный матч сезона — в Петербурге против «Зенита-2».
— Пока просто готовимся, как к любому другому. Выиграв у «Торпедо», мы сделали большой шаг в направлении ФНЛ, но останавливаться нельзя, нужно набирать очки. Хотя в голове, конечно, сидит мысль, что остался, возможно, один последний шаг… Нужно сделать все, чтобы добыть в Питере победу.
— То, что вполне достаточно будет и ничьей, не мешает настраиваться?
— Главное ― не допускать таких мыслей: на ничью играть нельзя. Настраиваться всегда нужно только на победу.
— Настраивать вас на матч с «Зенитом-2» тренеру, видимо, не придется…
— Конечно. Все прекрасно понимают, что за соперник нас ждет и какова цена этого матча.