Человек, без которого «Зенит» не стал бы чемпионом
Петербургский журналист Федор Погорелов славит футболиста, который сделал «Зенит» лучшей командой России.
Итак, «Зенит» – чемпион. В этом году чемпионат прошел без интриги: «Зенит» катком Марвина Химейера прошелся по плюшевым соперникам в дебюте, магией Аршавина и Смольникова обыграл «Динамо», цинично увез от ЦСКА 3 очка 1 ноября – весна была скорее формальностью.
Понятно, что это прием имени Александра Сергеевича: читатель ждет уж рифмы розы. Ясно, что после предыдущего абзаца ваши пальцы потянулись писать комментарии про то, что у Спаллетти был отрыв, а Слуцкий – молодец, и вообще про телочку было интересней. У Спаллетти был отрыв и раздрай в раздевалке. У Боаша в декабре был отрыв и Эсекиэль Гарай.
В свое время ехидные болельщики «Зенита», обсуждая достоинства Кирицэ, Флахбарта, Ширла, сформулировали весьма противоречивый тезис: крайние защитники не выигрывают турниров. Затем это утверждение активно накладывалось на Доменико Кришито и его кроссы в голову Кержакова. На мой взгляд, изначальный тезис как раз-таки чушь: в современном футболе именно крайние защитники и выигрывают титулы (тут становится особенно грустно болельщикам «Динамо»). Но работает это только в том случае, если с центральными защитниками все в порядке.
Я не знаю, кто был тем селекционером, который первым обратил внимание на защитника «Бенфика». Я знаю, что попыток купить аргентинца было несколько. И я точно знаю, что таких защитников в чемпионате России не бывало.
В свое время мы сидели во втором секторе стадиона «Петровский»: я ошую от Игоря Порошина, было тепло, еще можно было курить на стадионах. У «Зенита» Дика Адвоката, который совсем скоро полетит в тартарары, в центре обороны царил только перешедший из «Штутгарта» Фернандо Мейра. Мейра мало того что был пугающе похож на президента «Зенита» Александра Дюкова, но и играл так, что Игорь Германович в какой-то момент признался в том, что он чуть ли не впервые в своей жизни получает эстетическое удовольствие от игры защитника. Это потом Мейра пропишется на стойках бара XXXX и справедливо покинет «Зенит»: в первые месяцы после переезда в самый северный город-миллионер Мейра играл безошибочно, изящно и с флером. Точно так же вот уже почти год играет Гарай.
У «Зенита» исторически с защитниками было неплохо. Был Владимир Голубев, который блистал так, что из провинции у моря его вызвали в сборную Лобановского. На тренировке сборной, выходя из штрафной, Голубев обыграл один в один нападающего и навсегда вылетел из сборной. Был Анатолий Давыдов, который выходил на поле в одной команде с сыном и который всегда руководствовался принципом: если упустил игрока, то догони и закопай его, на трибунах же родственники и друзья. Был Ивица Крижанац – ковбой, работавший в годы гражданской войны в Сербии вышибалой в клубе, с ожогом во всю спину и с тестикулами размером с бильярдный стол.
На фоне такой истории любому новому защитнику «Зенита» нужно чем-то удивлять болельщиков. Эрик Хаген, выходя на поле, выглядел так, как будто он только что закусил мухомором, а потом взял и приютил бездомную собаку. Николас Ломбертс взял высшим юридическим образованием и врожденной интеллигентностью, которая пришлась удивительно кстати в культурной столице. Про Нету стало все понятно после первого пенальти.
Гарай приехал в Петербург вообще прямиком с финала чемпионата мира. Я в марте разговаривал с Владиславом Радимовым, который тренирует сейчас «Зенит-2»: в чем мотивация твоих парней, в «Зенит» же не пробиться. Влад в ответ стал перечислять: да, в «Зените» играет участник полуфинала чемпионата мира, два футболиста сборной, которая вылетела в 1/4 финала чемпионата мира, финалист чемпионата. Да, непросто, но надо стараться. Только в этот момент я окончательно осознал: етишки-матишки, в «Зените» есть парень, который почти стал чемпионом мира.
Гарай приехал в Петербург прямиком из Бразилии, из-под него забили в первом же матче сезона – на Кипре в квалификации Лиги чемпионов. Это, кстати, тоже, как выражаются издатели журнала «Собака», чисто питерская, мм, ерунда: новичок обороны должен результативно ошибиться в своем первом матче за «Зенит». Так, в свое время Ломбертс привез пенальти. Из-под Гарая забил победный гол Лукаш Гикевич. Диванные зануды сразу же включили извечную нудьгу: нельзя покупать защитников из Южной Америки, бразильцев этих, аргентинцев. Следующий раз после 31 июля Гарай ошибся в декабре, в Саранске. Больше Гарай пока не ошибался. Вообще.
Было бы неправильно преуменьшать важность «сухой» статистики Лодыгина, но надеюсь, что часть премиальных он отдает Гараю. Так же, как и остальные защитники «Зенита»: Смольников с Кришито (эти гаврики практически все время на чужой половине поля), Ломбертс, играющий в этом году слегка вальяжно, ну и само собой ламберсексуал Нету.
У Гарая изумительная жена: Тамара Горро, советую подписаться на ее инстаграм, там все то, что мы так любим. Мне рассказывали, что хозяин в доме не Гарай. И Тамара держит Гарая в строгости, если не сказать – в ежовых рукавицах. Ну то есть если к маме, то к маме. Если на футбол, то на футбол.
При этом в свое время я был просто восхищен тем, что на поле Гарай иногда дает такого берсерка, абсолютно в стиле Хагена: например, когда кто-то симулирует или хватается за лицо. Гарай в этот момент орет в голос, и мне страшно у телевизора. У меня, кстати, есть объяснение, почему он, такой спокойный в обычной жизни, так заводится: симулянт же претендует на разрушение идеально сделанной Гараем работы. Аргентинец стелется в совершенном подкате, а тут чмо какое-то ныряет и просит за это карточку.
Кстати, про спокойствие в жизни: Гарай не играет в самолете в покер – он спит. Он не дает – ну практически – интервью. На мою попытку поболтать на базе Эсекиэль улыбнулся и прошептал: «No English, please».
Есть такой журналистский штамп при обсуждении центральных защитников: мол, какая связка лучше? С кем тебе, Нико, лучше играется: с Нету или с Гараем, или, может, Кришито центральным защитником поставить, он же играл так в Генуе. К концу сезона 2014/15 стало окончательно ясно: абсолютно не важно, кто будет играть с Гараем в паре. Хоть Кубышкин. Главное, чтоб аргентинец был в старте. Сейчас в Петербурге актуален тренд импортозамещения: звездочку нарисовали, Боаша – благодарим и в «Марсель», Витцель в «Ювентус» – ок, Рондону за бросание футболки даже спасибо говорить не хочется. Но умоляю, умоляю: оставьте нам Гарая еще хотя бы на сезон!
Понятно, что он игрок космический, и место его не тут. Но еще хотя бы один год. Еще один годик.
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак; Fotobank/Getty Images/Kirill Kudryavtsev/Epsilon; instagram.com/tamara_gorro